Базовые структурные элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

1. Основные категории структурного рассмотрения культуры (подкрепите свои определения примерами).
2. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
3. Базовые элементы духовной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 70.64 Кб (Скачать файл)

Обряд — это совокупность символических  стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы  и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления  или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты  человеческой жизни. Сила обряда в его  эмоционально-психологическом воздействии  на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и  сопереживание их участниками обрядового действия!

  Выполнение ритуалов или церемониальных  актов, предписываемых религиозной  традицией, составляет специфический  тип поведения, который можно  проследить в любом известном  науке обществе. Поэтому ритуал  можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение  и описание человеческой реальности.

  1. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.

Основная  функция культуры – быть средством  творческого создания артефактов. Артефакты  – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные  человеком предметы и явления (артефакт – от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы артефакты имеют не только объективные свойства, но субъективную значимость или ценность для человека. Человек с помощью культуры творит ценности.

  Объект имеет ценность, если человек  видит в нем средство удовлетворения  своей потребности, если не  видит, то объект не имеет  ценности или имеет отрицательную  ценность – антиценность. Обычно ценности разделяют на материальные (жилище, одежда, техника и пр.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.п.).

  Среди артефактов есть такие,  которые сообщают информацию  не о себе, о своей значимости  и ценности, а о других объектах. Про них говорят, что они  имеют значения, смыслы и называются  они знаками, или символами.  Мир культуры – это не только  мир ценностей, но и знаков, мир символов.

  Посредством артефактов, в том  числе и с помощью знаков, культура, помимо своей главной функции,  выполняет множество других социальных  функций. Назовем важнейшие из  них.

 Информационная  функция.

  Культура – носитель социальной  информации, которая сохраняется  и накапливается в обществе. Основными  носителями информации являются  знаки. Можно выделить три основных  вида значений (или информации), которые  они обозначают.

  Первый вид – это знания, информация  о свойствах объекта (природного  или артефакта), утверждение о  наличии или отсутствии у объекта каких-то свойств. С развитием культуры объем знаний постоянно растет. Есть знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в других – ложными. Овладение культурой требует освоения накопленных разнообразных знаний. Средоточием истинных знаний является такой вид культуры как наука. Путь в современную культуру – это образование.

  Второй вид значения – это  оценка объекта, формирование  определенного отношения человека  к нему. Способность оценивать  объекты связана с образованием  в уме человека ценностных  представлений. Это представления  о том, какими объекты должны  быть, чтобы удовлетворить человеческие  потребности. Высокие мысленные  образцы объектов, которые максимально  полным и совершенным образом  отвечают потребностям человека, называются идеалами. Они служат  эталонами ценностей. В результате  исторического развития и взаимодействия  разных культур постепенно происходит  формирование общечеловеческих  идеалов. Они включают в себя  все лучшее, что накоплено в  культурах различных эпох и  народов. Культура предстает перед  человеком как мир общественных  идеалов.

  Третий вид знаковой информации  – это регулятивный  смысл,  правила или требования, нормы,  в соответствии с которыми  люди строят свое поведение  и деятельность. Они указывают,  какие пути и средства достижения  целей допустимы, а какие –  нет. Культура в отличие от  регуляции поведения у животных  несет в себе программу деятельности, которая не заложена в генах,  ей надо учиться. Культурные  нормы регламентируют все, с  чем связана человеческая жизнь  – еду, одежду, отношения между  мужчиной и женщиной, развлечения  и труд. Уровень овладения культурой  определяется тем, насколько хорошо  мы усвоили содержащуюся в  разнообразных регулятивных знаках  информацию и придерживаемся  программ поведения, предписанных  культурой. Различные культуры  обладают разной степенью нормативности:  «нормативной недостаточностью»  и «нормативной избыточностью», последняя способствует стабильности общества.

  Программируя поведение человека, культура не лишает его свободы  выбора действий. Все дело в  том, насколько человек способен  к свободному выбору и созиданию,  к осуществлению того, к чему  «толкает» его свободный выбор.

 Коммуникативная  функция.

  Культура не только накапливает  и хранит информацию (это является  по преимуществу прерогативой  культурного наследия). Актуальная  информация благодаря культуре  постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и  знаний. Культура формирует условия  и средства человеческого общения.  В принципе любой артефакт  сообщает информацию. Но в культуре  имеются специальные средства  общения – знаковые системы  и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого  общения, она связывает, объединяет  людей. Развитие форм и способов  коммуникации – важнейший фактор  культурной истории человечества. В ходе истории растет мощь  и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.

Интегративная функция.

  Благодаря коммуникации и наличию  общечеловеческих ценностей культура  объединяет отдельных людей, социальные  группы, народы и государства.  У людей формируется чувство  принадлежности к культурной  общности, к которой они принадлежат.  Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической  памяти создает связь между  поколениями. Единство культуры  – важное условие крепости  государства. Высока объединяющая  роль технологий, науки и искусства.

  С ходом истории растут контакты  культур, растет их взаимодействие  и взаимопроникновение. Всемирная  паутина интернета сплетает различные  культуры в одно целое. Интегративная  функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

 Адаптивная  функция культуры.

  Информационно-коммуникативные возможности  культуры позволяют ей обеспечивать  приспособление человека к окружающей  среде. Но в отличие от животных  человек одновременно приспосабливает  среду к себе, изменяет ее в  соответствии со своими потребностями.  Биологическая неприспособленность  человека обернулась способностью  осваивать любые природные условия,  создавать разнообразие «защитных»  культурных слоев (одежда, жилье,  оружие и т.п.). У разных народов,  обитающих в различных условиях, в их культуре исторически  закрепляются способы адаптации  к природной среде. Они составляют  рациональное обоснование многих  национальных традиций (например, в  способах лечения, строительства  жилья и т.п.), изобретается масса  вещей, средств и способов обеспечивать  безопасность и комфорт, наполнить  жизнь удовольствиями и развлечениями.  Увеличивается продолжительность  жизни и рост народонаселения.

  Чтобы выжить, человечество должно  совершенствовать свою собственную  природу, свою духовную сущность, уменьшая свою зависимость от  сил природы.

 Функция  социализации.

  Под социализацией понимается  включение индивидов в общественную  жизнь, усвоение ими социального  опыта, знаний, ценностей, норм  поведения, соответствующих данному  обществу, социальной группе, социальной  роли.

  Процесс социализации позволяет  личности стать полноценным членом  общества. Этот процесс полезен  и обществу, сохранению сложившихся  в нем форм жизни. Культура  определяет содержание, средства  и способы социализации. Социализация  начинается в детстве. Огромную  роль здесь играет и семья,  пример родителей, сверстников,  учителей и др. В дальнейшей  жизни важную роль играют: школа,  другие учебные заведения, средства  массовой информации, трудовые коллективы, неформальные группы. Немалое значение  имеет и самовоспитание.

  Социализация имеет своеобразие  в различных исторических и  национальных культурных контекстах (российских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психической разрядки (рекреативная и компенсаторная функции культуры): праздники, игры, спорт, массовое искусство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

  Кроме названных, в литературе  отмечаются и другие функции  культуры более частного характера:  обеспечение целостности общественной  системы, обеспечения перехода  от одной общественной системы  к другой, разрешение противоречий  между обществом и природой, гармонизация  отношений между ними, преемственность  поколений, функция самовыражения,  самоутверждения и саморазвития  личности и др.

 Дисфункции  культуры.

  Дисфункции культуры – это  ее негативные воздействия на  природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры  дает не только решение той  или иной задачи, но и порождает  множество побочных эффектов, которые  не были предусмотрены, а нередко  и не могли быть предусмотрены,  творцами культуры. Эти эффекты  могут иметь пагубные последствия.

  Рост и распространение объективных  знаний нередко оборачивается  распространением заблуждений и  вытеснением вненаучных пластов общественного сознания. Во всякой культуре есть не только ценности и идеалы, но и антиценности и антиидеалы. «Нормативная недостаточность» может вести к росту преступности, падению нравственности. Однако «нормативная избыточность» в свою очередь ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. В результате замедляются темпы развития общества и наступает застой. Общение в СМИ носит односторонний характер, способствуя чувству одиночества. Один из парадоксов современной культуры состоит в том, что масса контактов вместе с тем предполагает дефицит общения. Интегративная функция культуры также имеет противоречивый характер: культурные различия порой затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. «Мы» и «они», «свои» и «чужие» – это реальности жизни, они порождают вражду и нередко военные столкновения. Современная цивилизация предпринимает большие усилия для социализации молодых, но делает это нередко за счет пожилых людей, социализации которых не уделяется должного внимания. Неудачи социализации, отклонение от социально одобряемых форм жизни (отклоняющееся поведение), существование негативных культурных образцов тоже имеют свои корни в культуре.

3.Базовые элементы духовной культуры.

ЭЛЕМЕНТЫ  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура  – явление чрезвычайно многообразное  как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень  интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей  и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и  т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого  феномена.

Понятие культуры употребляется для характеристик  исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических  сфер жизни или деятельности (культура труда) и т.д.

Различают материальную и духовную культуры. Однако это различие относительно, возможно только в абстракции, так  как материальная культура, будучи в отличие от явлений природы  делом рук и умов человеческих, содержит, следовательно, и духовные, нравственные, эстетические элементы [2]..

Культурные  ценности, когда бы они не были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности. Эти функции, как правило, не поддаются строгой дифференциации и имеют комплексную природу. Так, элементы материальной культуры могут на протяжении многих десятилетий и даже веков служить удовлетворению утилитарных потребностей (например, крепости, замки, орудия труда). Однако с течением времени эта утилитарная функция становится все менее значимой и на первый план выступает более стабильная эстетическая, информационная или символическая функция культуры. И здесь опять-таки очень трудно провести границы, так как, с одной стороны, любая современная культурная ценность имеет и эстетическое, и информационное значение, а с другой стороны, редкий из памятников прошлого не имеет воспитывающего значения.

Следовательно, в интересах точности правомернее  говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности. Это следует подчеркнуть, так как факт и уровень реализации возможностей зависят от потребностей того социума, который использует данную ценность.

Например, многие храмы на протяжении веков  служили культовым целям. Когда  ситуация изменилась, то часть храмов (особенно в России после 1917 года) стала  использоваться в утилитарных целях, другие были превращены в музейные здания, выполняющие эстетические, информационные, а иногда и символические  функции. Монеты, становясь объектом коллекционирования, также меняют свою функцию, теряют утилитарное и символическое  значение денег. Функциональное значение имеют и духовные ценности. Например, клятва Гиппократа представляет для  врачей высшую духовную нравственную ценность, определяющую отношение врача  к своей профессии.

Информация о работе Базовые структурные элементы культуры