Элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: Охарактеризовать основные элементы культуры. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
ѕ Изучить и проанализировать основные элементы культуры:
a) Язык;
b) Ценности;
c) Идеологию;
d) Знания и убеждения.

Содержание

Введение
1.Основные элементы культуры
1.1. Язык
1.2. Ценности
1.3. Идеология
1.4. Знания, убеждения
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

1.Основные элементы культуры 

1.1. Язык 

1.2. Ценности 

1.3. Идеология 

1.4. Знания, убеждения 

Заключение 

 

Введение

Когда в повседневном разговоре  заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в  обыденном сознании отождествляют  с образованностью и особым, “культурным” поведением.

Несомненно, всё названное  есть важная, но очень большая часть  того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным  для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения  людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.

В социологии под культурой  в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую  совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые  они вырабатывают в совместной жизни  для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком  смысле культура определяется социологией  как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

Термин “культура” произошёл  от латинского “culture” - “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлении входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе - изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение, шутка и т.д. Круг таких явлений очень широк, он включает в себя и сложные феномены, и простые, но крайне необходимые для человека.

Культура формируется  как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять  единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими  сообществами, выделять своё “Мы” среди  прочих.

Актуальность данной темы объясняется тем, что все проявления человеческой культуры характеризуются  в ее элементах.

Проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.

Элементы материальной и  нематериальной культуры тесно связаны  между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления  материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно  восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время  утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна  в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.

Цель работы: Охарактеризовать основные элементы культуры. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой  следующие задачи:

ѕ Изучить и проанализировать основные элементы культуры:

a) Язык;

b) Ценности;

c) Идеологию; 

d) Знания и убеждения. 

1. Основные элементы культуры

Самая мелкая, далее неделимая  единица культуры называется элементом  культуры. В материальной культуре таким элементом будет какой-то глубже неделимый предмет, например, гайка, в нематериальной - рукопожатие как составляющая ритуала приветствия. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.

Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без  связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между  собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного  элемента и функционально с ним  связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила  игры, этика судейства). Объединение  нескольких культурных комплексов создает  культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т.д. 18, С.215

Среди культурных элементов  особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся: язык; ценность; культурная норма, и т.д.

1.1. Язык 

Язык - понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают  мир, осмысливают, фиксируют его  элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как  другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.

У малых народов Севера, живущих охотой, сбором ягод, своё название имеет каждое особое состояние зрелости, например, клюквы. Давно известно, что  у народов, где искони развито  овцеводство -- ягнёнок, овца, баран в зависимости от возраста имеют свои многочисленные названия; то же многообразие названий рыб, их упитанности, возраста -- у народов, живущих рыбной ловлей. 18, С.215 .

В начале ХХ века исследователями  было обращено внимание на то, что южноафриканские  племена, связанные со скотоводством, имеют очень дифференцированный цветовой словарь, касающийся окраса домашних животных (96 оттенков мастей у коров). Однако для них было затруднительно обозначить синий и зелёный цвета, поскольку в их языке не было соответствующих  наименований. Кстати, сейчас в русском  языке и других европейских языках более 11 базовых цветовых категорий  и 12-ый -- голубой. Но в английском на роль 12-ой категории претендует "charteuse" (желтовато-зеленоватый). 4.

У одних народов только человек "кто", всё остальное -- "что" (в том числе домашние животные). У других наряду с человеком "кто" относится и к животному миру. В языках одних народов жёсткое построение фразы с подлежащим обязательно на первом месте, у других -- подлежащее может стоять как в начале, в середине, так и в конце фразы.

Казалось бы, какое всё  это имеет отношение к социологии? Имеет. Ведь человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Люди, которые не знают  числа более 100, видимо, осмысливают  множество, количество в чём-то по-своему. Задумаемся: если человек собаку, кошку, не говоря уже о диких животных оценивает как вещь, аналогично мебели, изгороди будут ли его отношения к животным отличаться от отношения тех, кто видит в них своих младших собратьев, живых партнёров по природе. Каково мировосприятие человека, его умение передавать своё видение природы другому, если он не может выразить главный цвет природы -- зелёный?

Конечно, способ понятийно-логического  упорядочивания и восприятия мира зависит  от многих обстоятельств, в том числе -- от типа хозяйственной деятельности. То, что более значимо, по той или иной причине оказывается более точно и подробно структурировано, а это может сказаться на стилевом разнообразии культур, стать одной из составляющих трудноуловимого аромата каждой культуры.

Отметим и роль языка как  ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и  жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие  поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в  вещественных формах и т. д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может  конкурировать с наиболее ёмким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.

В оценке языка как ретранслятора  культуры встречаются две крайние  позиции. Одни вообще считают, что для  передачи национального своеобразия  роль языка незначима. Поэтому практика вытеснения родного языка языком, имеющим международный статус, -- явление дескать вполне допустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры.

Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры, как  это пытаются сделать некоторые  исследователи, и в особенности  политики.

Очень часто, тем более  в ХХ веке, язык выступает лишь средством  коммуникации. На русском языке в  той или иной мере может быть передана и нерусская культура. На английском языке -- неанглийская.

Например, социологи, исследовавшие  типы карьеры в Англии и США, получили, используя тонкие методы, и по этому  поводу любопытные данные. Оказалось, в этих двух странах, пользующихся формально  одним языком, в одни и те же термины, описывающие карьеру человека, его  продвижение по службе, вкладывались разные смыслы. 5.

1.2. Ценности

В фундаменте культуры лежат  ценности. Разные культуры различаются  в первую очередь разным набором  ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни  ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности  социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.). 18, С.218 .

Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения.

Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских  стран, в России, США и др., но осуждается в большинстве мусульманских  стран, поскольку такая европейская  базовая ценность, как равенство  полов, противоречит фундаментальным  ценностям ислама. 18, С.218 .

Но есть ценности, общие  для всех культур и народов, так  называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и  т.д.). Именно на основе таких ценностей  возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.

Ценностью называется любой  объект, способный удовлетворить  общественную или индивидуальную потребность. В систему ценностей социального  субъекта могут входить следующие  ценности:

a) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.);

b) универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на:

c) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация  и т.д..);

d) общественного признания  (высокое социальное положение,  трудолюбие и т.д.);

e) межличностного общения  (честность, доброжелательность, бескорыстие  и т.д.);

f) демократические (свобода  слова, совести, национальный  суверенитет и т.д.);

g) партикулярные (привязанность  к “малой Родине”, семье, а  также всякого рода фетишизмы  (вера в богов, стремление к  идеалам и т.д.).

Ценности выступают как:

ѕ желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т. д.;

ѕ критерий оценки реальных явлений;

ѕ они определяют смысл  целенаправленной деятельности;

ѕ регулируют социальные взаимодействия;

ѕ внутренне побуждают  к деятельности.

Другими словами, ценность и  ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка  представляет собой своеобразную программу  деятельности и общения, связанную  с выбором вариантов поведения, которые сделали бы эту деятельность и общение успешными. Ценностные установки вырабатываются обществом  в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в  процессе обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют  его деятельность. Процесс усвоения ценностей происходит в ходе социализации личности.

Ценности являются основаниями  социальных оценок, т.е. разделяемых  большинством людей представлений  о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают  на то, что есть самое важное в  культуре, что должно уважаться и  сохраняться.

Способом закрепления  и сохранения самих культурных ценностей  выступают нормы культуры.

Культурная норма - это  правило, образец, стандарт должного поведения  в соответствии с общепринятыми  ценностями.

Норма служит главным образом  для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать  определённым образом, их исполнение и  предписание обеспечиваются разными  формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.

Совокупность норм образует нормативную систему.

К основным типам нормативных  систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

Различие в системах ценностей, идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и человеческой цивилизации  в целом). Осознание своих социально-групповых, классовых интересов не должно вести  к их абсолютизации. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле -- это великий урок, который преподала нам наша нелёгкая история; это вывод, который делает наука, анализируя природу социальных взаимодействий, роль ценностей в их регуляции. 17.

1.3. Идеология

Мир ценностей существует в разных видах.

Ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы  в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся  представлений, мнений, чувств. В первом случае речь идёт об идеологии, во втором -- об обычаях, традициях, ритуалах, обрядах, воздействующих и передающих своё содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология при таком предстаёт  как достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать  как в виде идеологии всего  человечества, идеологии конкретного  общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это  отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью  изолированную, лишь её "собственную" идеологию. Сведение всех видов идеологии  к классовой идеологии в своё время привело к подчинению идеологии  человечества, идеологии общества специфическим  узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные объекты, группы, классы, а это волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологической деятельности.

Информация о работе Элементы культуры