Базовые структурные элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

1. Основные категории структурного рассмотрения культуры (подкрепите свои определения примерами).
2. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
3. Базовые элементы духовной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 70.64 Кб (Скачать файл)

Изменение функций, а часто и типа культурной ценности, неизбежно ведет к изменению  структуры ее объективного содержания: оно продолжает оставаться отражением действительности, но как бы реорганизованным и структурированным в соответствии с характером новых связей данной ценности с внешним (по отношению  к ней) социальным миром. Меняется и  восприятие приобретших новый статус культурных ценностей, и их влияние  на человека [4].

Социологи рассматривают культуру как систему  духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей  воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в  рамках одной культуры тесно связаны  друг с другом.

То, что в одной культуре считается  нанесением бесчестья и требует  сатисфакции, в другой может оказаться  признаком благорасположения, и  то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцем может  быть воспринято как чистейший нонсенс («несуразица»). Но «изнутри» все  это кажется мудрым, существующим от века, рациональным, обоснованным, правильным и логичным. Все смыслы связаны  между собой, подкрепляют и поддерживают друг друга.

Несмотря  на то, что социологи не занимаются специальным рассмотрением таких  проблем, как «материальная культура»  и «духовная культура», функционалисты в своих исследованиях выявили, что между ними существует определенный культурный лаг и их положение может с течением времени существенно меняться.

Так, информационный век уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями  индустриального общества: оценивают  новые услуги мерками массового  товарного производства, закрепляют границы информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты. Технология как бы отрывается от сложившейся  культуры отношений.

В то же время можно отметить и прямо  противоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития  почти 2000 лет назад, но до сих пор  не возникло общество, построенное  так и следующее этим принципам, хотя материальные и духовные предпосылки  могли быть налицо.

Т. Парсонс провел очень четкое различие между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь – процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности [1].

А)Ценности и нормы (регулятивы), их виды. Можно ли о приоритетном значении или первичности одного из указанных элементов (подготовьте аргументы для полемики)?

Культурные  нормы есть определенные образцы, правила  поведения, действия, познания. Нормы  — это только такие регулятивы, которые общепризнанны и одобряемы обществом. Это предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). Это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Воспитываясь  в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и кол­лективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений и т.п.).

Нормы явно или неявно выражаются в разнообразных  культурных «текстах»: в языке (нормы  и правила речи); в формах морали, права, политической жизни; в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых  требуют традиции; в образцах поведения  родителей, воспитателей, выдающихся людей  и т. п.; в общественных институтах, регламентирующих отношения между  людьми; в условиях и предметах окружающей нас среды, которые требуют соблюдения определенных правил обращения с ними.

Множество социокультурных норм подразделяется на три основных слоя:

♦     Общекультурные нормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила  поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские  права и обязанности и т. п.

♦     Групповые нормы, к которым относятся  стандарты поведения, характерные  для некоторого класса, социальной группы, сообщества или организации.

♦     Ролевые нормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.

   Нормы культуры изменчивы, сама  культура носит открытый характер. Она отражает те изменения,  которые претерпевает общество. Например, в патриархальной семье  дети рано начинали свою трудовую  жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. Сейчас дети — прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета, для молодежи это означает возможность «продлить детство».

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка, но ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. И «нормативная избыточность», и «нормативная недостаточность» становятся препятствием для социального прогресса.

Наряду  с нормативным поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Девиации - отклонения от нормативного поведения - бывают двоякого рода. Случайные девиации возникают из-за обстоятельств, когда человек оказывается вынужденным нарушить какую-то норму. Он сам раскаивается в содеянном. Регулярные девиации - это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм - от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регулярные - входить в норму. Так возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды. Девиации - это способ изменения социокультурных норм. Поэтому они неустранимы из любой развивающейся культуры.

Культурная  картина мира включает в себя и  ценности. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для  него тех или иных объектов (материальных или духовных). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность — не предмет, а особый вид смысла, который усматривает  в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в  культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания  и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная — не иметь ценности. Ценность реально существующих материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.

Каждая  сфера культурной деятельности человека приобретает ценностное измерение: существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В  каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — научный  и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой  ценностей.

Ценности  подразделяются на финальные, инструментальные и производные.

♦     Финальные — высшие ценности и  идеалы, важнее и значимее которых  нет ничего. Это самоценности, которые ценны сами по себе (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь).

♦     Инструментальные — средства и условия, необходимые, в конечном счете, для  достижения и сохранения финальных  ценностей. Они ценны, поскольку  полезны для достижения какой-то цели.

♦     Производные — следствия или  выражения других ценностей, имеющие  значимость лишь как признаки и символы  последних (медаль, грамота, подарок  от любимого человека как знак его  любви).

У каждого человека образуется иерархия ценностных ориентаций, но у разных людей неодинакова. Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить  и классифицировать по сферам жизни  человека:                                     

витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

социальные  ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

политические  ценности: патриотизм, гражданская  активность, гражданские свободы;

моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, верность;

религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание;

эстетические  ценности: красота, гармония, стиль  и т. д.

Б)Идеологии, знания и традиции. Какова, на ваш взгляд, роль традиции в социокультурной жизни (подготовьте аргументы для полемики)

Знание (когнитивный7 смысл) — это информация о свойствах объекта. Может показаться, что такое определение знания является тривиальным, само собою разумеющимся. Однако на самом деле его краткость и простота обманчивы. Определение знания — один из сложнейших философских вопросов, по которому существует множество различных мнений. Не вдаваясь в существо споров, которые ведут вокруг него философы, сделаю лишь несколько пояснений к данному определению.

Во-первых, информация есть всегда информация о чем-то, а потому во всякой информации содержится какое-то знание (сведение о некотором объекте). Но информация и знание — все же понятия не тождественные. Знание есть содержание информации, характеризующее ее объект. Информация тут соотносится только с объектом, а все, что в ней связано с субъектом, выносится за скобки. Ценности и регулятивы тоже являются информацией, но в них она предстает в других своих аспектах (в ценностях — как средство оценки объекта, т. е. формирования определенного отношения человека к нему, в регулятивах — как правила, алгоритмы действий человека).

Во-вторых, знание всегда есть некоторое утверждение, хотя оно может быть выражено не только в виде утвердительного, но и в виде отрицательного высказывания. Разница здесь лишь в том, что в первом случае знание заключается в утверждении о наличии, а во втором — об отсутствии у объекта каких-то свойств. Даже известное высказывание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю» представляет собою утверждение. Объектом этого утверждения является его автор, а утверждает оно — выбирайте сами, что вам больше нравится, — либо наличие у этого объекта свойства «ничего не знать», либо отсутствие у него свойства «знать хотя бы что-то».

В-третьих, любое знание включает в себя предпосылку (обычно молчаливо подразумеваемую), что оно объективно, т. е. определяется не субъективными особенностями, желаниями или эмоциями человека, а исключительно свойствами объекта. Когда человек говорит: «Я знаю...», он делает сразу двойное утверждение: первое — что у него есть знание о свойствах некоторого объекта, и второе — что это знание является объективным. Но несмотря на то что эта предпосылка («презумпция объективности») всегда сопровождает знание, на самом деле оно зачастую является субъективным мнением, которое отражает не столько свойства объекта, сколько свойства его искаженного образа в глазах человека. Более того, в наших знаниях всегда присутствует какой-то элемент субъективности — след человека, который эти знания создает. Можно сказать, что знание всегда надевает на себя «маску» объективности и ходит в ней, так что его «внешнему виду» нельзя

доверять, и при каждой встрече  с ним приходится думать о том, что на сей раз скрывается под

этой «маской». Отсюда, в-четвертых, следует, что знание может быть как истинным, так и ложным. Иначе говоря, неверное, ошибочное утверждение — это тоже знание, только знание ложное. И хотя выражение «ложное знание» может кому-то показаться самопротиворечивым и бессмысленным («какое же это знание, если оно ложно?»), никакого противоречия и никакой бессмыслицы в нем нет. Ведь даже совершенно ошибочные утверждения о свойствах объекта являются информацией, относящейся к этому объекту, т. е., по определению, знанием. Из-за того, что информация не соответствует действительности, она не перестает быть информацией, а лишь оказывается информацией неверной, т. е. ложным знанием, заблуждением. Если к тому же учесть, что в знаниях есть элемент субъективности, что истинность их относительна, что они нередко наряду с истиной содержат неточности и ошибки, и что далеко не просто отделить истину (даже относительную) от заблуждений, — то все это не позволяет исключить заблуждения из состава знаний.

В-пятых, объектом знания может быть все, что угодно, — физические тела и человеческие

Информация о работе Базовые структурные элементы культуры