Базовые структурные элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

1. Основные категории структурного рассмотрения культуры (подкрепите свои определения примерами).
2. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
3. Базовые элементы духовной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 70.64 Кб (Скачать файл)

Вещи  и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько  важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен  людьми и грузами между разными  областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом  и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как  и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных  областях деятельности. Важнейшей задачей  является не только дальней шее совершенствование  технологий, но и передача следующим  поколениям, что возможно только через  развитую систему образования, а  это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы  духовной культуры. Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком  информацию об окружающем мире и самом  человеке, его взгляды на жизнь  и поведение. Можно сказать, что  уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом  определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются  человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят  образный характер. Только наука как  специальная сфера духовного  производства имеет своей целью  получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в  античности, когда появилась потребность  в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится  человек и общество, а также  предметы и их свойства, удовлетворяющие  определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой  всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью  человека, его способностью производить  сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются  творческая способность человека, его  возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном  сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые  способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые  существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

При этом духовная культура неразрывно связана  с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или  духовной — относится тот или  иной предмет или явление. Так, любой  предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой  существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это  содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма  знака — деньги, а также разнообразные  талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения  оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент —  можно потратить на покупку продуктов  питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в  театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают  универсальным посредником между  предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между  собой эти предметы, обезличивая  предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что  все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают  духовную сторону жизни.

Б)Культурные универсалии, элементы, комплексы и образцы.

Культурные  универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального  устройства общества.

Культура  рассматривается в социологии как  сложное динамичное образование, имеющее  социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и  распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение  существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и  передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие  их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, Динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

  Каждое конкретное сообщество (цивилизация,  государство, народность и т.  д.) создает на протяжении многих  веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида  на протяжении всей его жизни  и передается из поколения  в поколение. В результате возникает  множество культур. Перед социологами  встает проблема определить, существует  ли что-то общее в человеческой  культуре или, выражаясь научным  языком, существуют ли культурные  универсалии.

  В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные  универсалии возникают потому, что  все люди» в какой бы части  света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и  сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством  окружающая среда. Люди рождаются и  умирают, поэтому у всех народов  существуют обычаи, связанные с рождением  и смертью. Поскольку они живут  совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия  и т. п.

56. Основные элементы культуры

  Знаки и символы представлены  главным образом в языке. Благодаря  им становится возможным упорядочить  опыт и поведение человека. Язык  — это объективная форма аккумуляции,  хранения и передачи человеческого  опыта. Тер мин «язык» имеет,  по крайней мере, два взаимосвязанных  значения: 1) язык вообще, язык как  определенный класс знаковых  систем; 2) конкретный, так называемый  этнический язык — конкретная, реально существующая знаковая  система, используемая в конкретном  социуме, в конкретное время  и в конкретном пространстве.

  Язык возникает на определенной  стадии развития общества для  удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной  системой. Основные его функции  — создание, хранение и передача  информации. Выступая средством  человеческого общения (коммуникативная  функция), язык обеспечивает социальное  поведение человека.

Ценности  — это общепринятые убеждения  относительно целей, к которым человек  должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают  сохранение человеческой жизни («не  убий»), супружескую верность («не  прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

  Разные культуры могут отдавать  предпочтение разным ценностям  (героизму на поле боя, художественному  творчеству, аскетизму), и каждый  общественный строй устанавливает,  что является ценностью, а что  не является.

Правила — регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры.

  А социальные нормы могут представлять  собой стандарты поведения/Социальные  наказания или поощрения, способствующие  соблюдению норм, называются санкциями.  Наказания, удерживающие людей  от определенных поступков, называются  негативными санкциями. К ним  относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями  (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж)  называются поощрения за соблюдение  норм. Санкции обретают законность  на основе норм.

Привычки  возникают на основе навыков и  закрепляются в результате многократного  повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в  определенных ситуациях).

Манеры  — внешние формы поведения  человека, получающие положительную  или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются Стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.  Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

Информация о работе Базовые структурные элементы культуры