Цветы как элемент повседневной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72

Вложенные файлы: 1 файл

Марина 5+.docx

— 1.64 Мб (Скачать файл)

 

 

Министерство культуры Российской Федерации 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств»

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

 

Зав. кафедрой Борзова Елена Петровна

(ФИО)

____________________________

(подпись)

«___»_________ 20__ г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(специалиста)

 

Цветы как элемент  повседневной культуры

 

Выполнил студент группы

Силаева Марина Александровна

 

________24569___________

                  (номер группы)

 

__________________________________________________________

(подпись, дата)

Специальность

0301401 Культурология

 

Специализация

 

Менеджмент в сфере культуры

Форма обучения

                                          заочная 

Научный руководитель

Преподаватель, Александрова Надежда Викторовна

(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

   
 

_________________________________________________

(подпись, дата)

 
 

Рецензент

д. филос. н., проф. Махлина С.Т.

(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

   
 

_________________________________________________

(подпись, дата)




 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Оглавление

 

 

 

№ страницы

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Эстетика повседневности в культуре                                                     9

1.1.Понятие повседневности  в современной культуре                                        9

1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре.                                                                                                         14

Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре                  30

2.1.Язык цветов в культуре                                                                            30

2.2.Флористические мотивы  в искусстве                                                        44

2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры.            63

Заключение                                                                                                     69

Список использованной литературы                                                              72

Приложения                                                                                                    79

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В настоящее время в  гуманитарной науке активно изучается  феномен повседневности. В работах  современных русских и зарубежных исследователей изучаются повседневные практики человека, его картина мира, образ жизни, пространство повседневности и принципы его оформления. При  этом весьма важным объектом исследования становится бытие тех или иных вещей в культуре. Цветы с уверенностью можно отнести к тем предметам, которые несут в себе огромное количество культурных смыслов, раскрывающихся не только в повседневной культуре, но и в искусстве. Изучение и интерпретация  семантики цветов, выявление их значения в повседневной жизни современного человека и в истории позволяет  дополнить существующие на сегодняшний  день культурные смыслы цветов.

Проблеме культуры повседневности в настоящее время посвящен большой  комплекс исследований, включающий в себя работы: Лелеко В.Д. «Эстетика повседневности» (1994), «Пространство повседневности в европейской культуре» (2002), Маркова Б.В. «Культура повседневности» (2008); Махлиной С.Т. «Семиотика культуры и искусства» (2000), «Семиотика культуры повседневности» (2009), «Лекции по семиотике культуры и лингвистике» (2010), Козьяковой М.И. «История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века» (2002), Маловой Е.Ю. «Повседневность: сущность и предмет изучения в гуманитарных науках» (2007).

На сегодняшний день проблема осмысления семантики цветов и растений и их места в человеческой культуре не является предметом специального культурологического анализа, однако теория цветоводства, садоводства, ландшафтного дизайна активно изучается в современной флористике. Среди многообразия работ на эту тему следует выделить: монографии Дармидонтовой В.В. «История садово-парковых стилей» (2004); Хессайона Д.Г. «Все о комнатных растениях» (2003); Сидоровой М.А. «Икебана: практическое руководство» (2007) и «Европейская флористика» (2007), Грожан Д. «Азы фитодизайна» (2010).

Непосредственно истории  языка цветов в современной гуманитарной науке посвящено незначительное количество работ: монографии О.Б. Кушлиной «Страстоцвет, или Петербургские подоконники» (2001), Э. Басмановой «И флора уронила к ним цветок…» (2010) и «Старинный цветочный этикет: цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII - начала XX века» (2011), статьи Толмачева У., Колосовой В.Б. «Цветы в обряде: к вопросу о чете и нечете» (2001), а также известная книга Д.П.Ознобишина «Селам, или Язык цветов» (1830).

Символика цветов в культуре исследуется в контексте семиотики  в работах С. Карл-Громма, С.Т. Махлиной. При этом цветы являются неотъемлемым элементом искусства, поэтому упоминание о семантике цветов в разных видах искусства, информацию об использовании цветочных мотивов можно встретить в искусствоведческой литературе. Среди многообразия работ на эту тему следует выделить монографии Звездиной Ю.Н. «Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символов» (1997), Гришкова В.В. «Легенды. Символы. Атрибуты. Цвет» (2007), Рагина В.И. «Искусство витража: от истоков к современности» (2004),  Буткевича Л.М. «История орнамента» (2005) и др.

Несомненно, что в настоящее  время значение образа цветов в культуре, искусстве и повседневной жизни  человека в целом осмыслено не полностью. Это дает возможность  реконструировать культурологические смыслы флористических мотивов в  культуре и повседневной жизни человека.

Объект исследования: повседневная культура

Предмет исследования: семантика  образа цветов в культуре повседневности.

Цель работы: раскрыть семантику  цветов как элемента повседневной культуры.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

  • рассмотреть особенности повседневной культуры;
  • выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
  • определить семантику и символику цветов в разных культурах;
  • проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
  • определить роль и место цветов  в современной культуре.

Методологической и теоретической  основой исследования послужили  труды ученых-культурологов по проблемам  теории и истории культуры: Ю.М. Лотмана, И.А. Манкевич, С.Т. Махлиной, В.Д. Лелеко, Е.П. Борзовой.

В исследовании использован  комплексный культурологический подход,  основанный на синтезе различных  форм социогуманитарного знания – культурологии, истории, искусствоведения, эстетики. Использовались сравнительно-исторический, историко-генетический методы, теоретико-культурологический анализ.

 

Глава 1. Эстетика повседневности в культуре

 

 

 

    1. Понятие повседневности в современной культуре

 

 

 

Такое понятие, как культура, существует практически во всех языках и употребляется в самых различных  контекстах. Данное понятие чрезвычайно  широко, поскольку в нем отражается сложное многогранное явление человеческой истории. Говоря о культуре, американские антропологи выделяют более 70 универсалий – общих элементов культуры: декоративное искусство, образование, танцы, этика, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы, число, личное имя и др.1

Развитие культуры продолжается развитием ее самосознания. В мифах  и эпосе народов, в учениях  отдельных мыслителей содержались идеи, раскрывающие суть культуры как единого процесса. Но идеи и учения являлись не просто регистрацией достижений культурного развития человека – они также были частью культурного процесса.

Люди создают и облагораживают собственную среду обитания, и от них зависит, насколько она будет культурной и одухотворенной. Модернизация общества, т.е. индустриальный путь развития, на который вступила Европа, а затем и остальные регионы мира, дав человеку за счет развития науки и техники небывалую власть над природой, обществом и самим собой, принципиально изменила его отношение к миру и, соответственно, новоевропейскую картину мира.

Изменение отношения человека к  природе состоит, прежде всего, не только и не столько в результатах научной революции конца XIX - начала XX вв. (открытие электрона, электромагнитного поля, теории относительности, квантовой механики), кардинально изменивших научную картину природы, а в утрате последней - статуса культурной ценности, эталона "естественности". Особый тип власти, формирующийся в недрах современного общества вызывает к жизни тот тип человека, который перестает воспринимать природу как значимую норму или живое убежище. Он рассматривает её бесстрастно, по-деловому, как пространство и материал для работы. Согласно Р. Гвардини, это означает необозримые возможности созидания, но также и разрушения, особенно там, «где дело касается человеческого существа, которое оказывается далеко не так прочно и надежно в самом себе, как обычно полагают»2.

В рамках западной и восточной культуры отношение к природе традиционно было различным. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и, как показала историческая практика, более мудрым. Считалось, что человек должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов; китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).

В любом случае, проблема отношения  человека к природе напрямую отражается в его повседневной жизни: как  человек определяет свое место в  природе, как оформляет свой быт, используя все то, что подарила ему природа: природные материалы, растения и цветы. В этой связи  необходимо обратиться к проблеме повседневности, поскольку именно в культуре повседневности наиболее полно раскрывается семантика  и значение цветов и растений.

В последние десятилетия  вопрос о повседневной культуре человека превратился в достаточно востребованную научную проблему. Это недвусмысленный показатель социального заказа, ответа науки и культуры в целом на теперь уже мощно заявившую о себе потребность в осмыслении и утверждении повседневной жизни как ценности современной культуры. Разумеется, речь идет, прежде всего, и главным образом о западной, европейской и североамериканской культуре ХХ столетия, лидирующее положение которой определяло и тенденции развития мировой культуры в целом.

Стоит отметить, что в настоящее время проблематика повседневной жизни весьма высока. Отображение этой проблемы мы можем встретить в научных изданиях и публикациях по таким гуманитарным наукам, как культурология и философия, социология и история, психология и лингвистика.3 Для современной науки характерно выдвижение на первый план человека - субъекта и творца, ориентация на изучение его предметно - материальной  и духовной деятельности, его образа жизни и менталитета. В статье «История повседневности как онтология культуры» М. И. Козьякова отмечает, что повседневные практики создаются коллективной традицией, а творчество в этой сфере всегда безымянно. Единичное "Я" здесь растворяется в массовом, в господствующих стилях жизни и способах времяпрепровождения, стереотипах поведения или языковых клише. Повседневные практики не поддаются рефлексии. Они потребляются в известной степени бессознательно. Генераторами их специфических особенностей выступают приметы времени, модальные императивы эпохи. Трактуемая подобным образом, повседневность уподобляется «жизненной стихии», наглядно проявляя свою асобытийность: мелкие факты, едва заметные во времени и в пространстве, повторяясь, обретают всеобщий характер, распространяются "на всех уровнях общества, характеризуя его образ существования и образ Событие, являющееся краеугольным камнем традиционной историографии, исчезает, растворяясь в энтропии повседневного4.

Культура повседневности – сравнительно молодое направление  современной культурологии, получившее развитие и широко распространяется во многих европейских странах, начиная с 60-х гг. и до настоящего времени. Появление темы повседневности в исторических исследованиях связано с утверждением нового понимания истории, согласно которому ее ход определяется не только политическими событиями, экономическими законами, выдающимися личностями, но и неприметным ходом обыденных дел.

Информация о работе Цветы как элемент повседневной культуры