Архитектура Средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно – трудовой практики. Условно в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура - это развитие техники, орудий труда, также жильё, одежда, быт. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д.

Содержание

1. Введение.
2. Деревянное зодчество.
3. Каменное зодчество.
4. Архитектура Новгорода.
5. Архитектура Владимиро-Суздаля.
6. Архитектура Москвы.
7. Новшества в архитектуре 14-16 веков.
8. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Архитектура  средневековой Руси.

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Деревянное  зодчество.
  3. Каменное  зодчество.
  4. Архитектура Новгорода.
  5. Архитектура Владимиро-Суздаля.
  6. Архитектура Москвы.
  7. Новшества в архитектуре 14-16 веков.
  8. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Под  культурой  человеческого  общества  принято  понимать  совокупность  материальных  и  духовных  ценностей,  создаваемых  людьми  в  процессе  их  общественно – трудовой  практики.  Условно  в  культуре  выделяют  материальную  и  духовную  сферы.  Материальная  культура  -  это  развитие  техники,  орудий  труда,  также  жильё,  одежда,  быт.  К  духовной  культуре  относятся  идеологические  представления,  система  образования,  наука,  литература,  искусство  и т.д.  Обе  эти  сферы  тесно  взаимосвязаны,  материальная  культура  не  может  возникнуть  без  творческой  деятельности  человека,  в  то  же  время  произведения  духовной  культуры  имеют  материальное  воплощение.  Периодизация  истории  русской  культуры  в  основном  совпадает  с  общеисторической  периодизацией.  Выделяют  в  качестве  отдельных  периодов  культуру  Руси  домонгольского  времени,  культуру  13 – 15 веков  -  времени  формирования  Русского  централизованного  государства,  культуру  16  века  и  культуру  17  века.  Русскую  культуру  до  конца  17  века  характеризуют  как  средневековую.  Для  средневековой  культуры  характерна  общая  замедленность  темпов  развития.  Медленно  совершенствуются  производительные  силы,  господствует  натуральное  хозяйство.  Во – вторых , характерной  чертой  культуры  этого  времени  является  традиционализм.  Народ – земледелец,  наблюдая  за  сменой  времен  дня  и  года,  за  жизнью  отдельного  человека,  видел  их  повторение,  движение  по  замкнутому  кругу.  Вековой  опыт  был  самым  надежным  гарантом  от  катастроф.  Отсюда  авторитет  старины,  того,  что  многократно  повторялось;  следование  образцам.  В – третьих,  отличительной  чертой  средневековой  культуры  является  господство  в  идеологии  религиозного  мировоззрения.  Светские  рационалистические  представления  присутствуют  лишь  в  зародыше;  они  наиболее  заметны  в  городах  и  в  народной  бытовой  культуре.  В – четвертых,  для  этого  периода  характерно  накопление  знаний,  но  научного  объяснения  многие  факты  и  явления  еще  не  получили.  Русская  культура  формировалась  и  развивалась  в  общем  русле  европейской  культуры.  Это  объясняется  однотипностью  социально – экономического  развития  Руси  и  европейских  стран,  сходством  социальной  культуры.  Также  общими  были  и  христианские  вечные  ценности,  определяющие  тип  культуры.  К  сожалению,  многие  памятники  культуры  до  нас  не  дошли,  значительная  их  часть  погибла  в  огне  пожаров,  нашествий,  войн.  Сейчас  мы  знаем  более  150  памятников  архитектуры,  дошедших  до  нас  от  домонгольского  времени.

Деревянное  зодчество.

Древнерусское  зодчество развивалось  на  протяжении  10 - начала  13  вв.  В  этот  период  можно  проследить  эволюцию  стилей  и  признаков,  он  замечателен  развитием  параллельных  форм  архитектуры:  деревянной  и  каменной,  причем  преобладало  деревянное  строительство.  В  древности  на  Руси  основным  строительным  материалом  служило  дерево,  из  него  сооружали  жилые  дома,  храмы,  хозяйственные  постройки,  крепости,  мосты.  Дерево  имело  немало  преимуществ  перед  камнем:  большое  значение  имела  его  дешевизна,  вызванная  обилием  лесов;  деревянное  строительство  идет  очень  быстро.  Дом  или  небольшой  храм  дружная  артель  плотников  могла  сложить  за  один  световой  день,  к  тому  же  деревянные  постройки  легко  разбираются  и  переносятся  на  новое  место.  Наконец,  деревянное  жилище  более  гигиенично,  оно  «дышит»,  зимой  в  нем  тепло,  летом  прохладно  и  в  нем  суше,  чем  в  каменном.  Лучший  материал  для  строительства  -  хвойные  породы  деревьев:  лиственница,  сосна,  ель.  Они  смолисты,  а  значит,  медленно  гниют,  и  имеют  прямые  стволы,  что  очень  удобно  при  возведении  зданий.  Лес  для  строительства  рубили  зимой,  когда  древесина  бывает  наименее  влажной,  бревнам  давали  год  полежать,  посохнуть,  а  затем  приступали  к  строительству.  В  древности  плотники  при  строительстве  практически  не  использовали  гвозди:  дороги  они  были,  да  к тому  же  конструкция  деревянного  дома  позволяла  обходиться  без  них.  Основным  элементом  деревянной  постройки  было  бревно.  Чуть  отступив  от  него,  плотник  вырубал  округлые  углубления.  В  них  вставлялись  концы  поперечных  бревен.  Один  горизонтальный  ряд  таким  образом  связанных  между  собой  бревен  называется  венец.  Постепенно,  укладывая  один  венец  на  другой,  возводились  стены  сруба – коробки  будущего  дома.  Для  того  чтобы  бревна  плотнее  прилегали  друг  к  другу,  в  каждом  из  них  плотник  вырубал  продольный  желобок  и  закладывал  в  него  для  теплоизоляции  лесной  мох.  Конструкция  крыши  была  сложнее,  но  и  здесь  строители  умудрялись  обходиться  без  гвоздей.  Чуть ли  не  единственным  плотницким  инструментом  был  топор,  им  производили  все  операции:  рубили  деревья,  очищали  их  от  сучьев,  обтесывали,  расщепляли  на  доски.1 

        Деревянное  жилище,  состояло  из  двух  помещений:  холодных,  не отапливаемых,  сеней  и  теплой,  отапливаемой,  комнаты – собственно  избы.  Все  в  доме было  подчинено  задаче  сохранения тепла:  окна  делались  небольшими,  в  них  вставлялась  либо  промасленная  холстина,  либо  бычий  пузырь.  Двери  имели  низкие  притолоки  и  высокие  пороги,  чтобы  при  открывании  затруднить  приток  холодного  воздуха  и  отток  теплого.  Этой  же  цели  служили  и  ставни  на  окнах,  которые  закрывали  в  холодную  пору  и  на  ночь.2

Огромную  роль  играло  оборонительное  строительство,  так  как  защита  от  внешних  врагов  и  княжеские  междоусобицы  требовали  создания  защитных  сооружений.  Деревянные  стены  были  надежной  защитой  городов.  Крепости  предпочитали  строить  из  прочного  дуба.  Таков  был  Московский  Кремль  времён  Ивана  Калиты,  сложенный  из  дубовых  брёвен,  толщина  которых  доходила  до  70  сантиметров.  Основу  крепостной  стены  составлял  деревянный  сруб,  заполненный  землёй  и  камнями.  Срубы  пристраивали  один  к  другому,  образуя  таким  образом  стену  любой  протяженности.  Поверх  неё  проходил  боевой  ход,  снаружи  защищённый  «забралом»  -  деревянной  оградой  с  бойницами.  Самые  высокие  из  них  надстраивались  дозорными  вышками.  В  1591  году  Москву  обнесли  пятнадцатикилометровой   деревянной  стеной.  Из – за  быстроты  строительства  -  на  это  потребовалось  всего  нескольких  месяцев – она  получила  название  Скородом.  Легендарной  среди  русских  крепостей  стал  Свияжск.  Он  был  сооружен  как  опорный  пункт  русских  войск  при  осаде  Казани.  Всего  за  четыре  недели  удалось  построить  двухкилометровую  крепостную  стену  с  18  башнями,  сотни  жилых  домов  и  хозяйственных  построек,  десяток  храмов.  Все  строительные  материалы  для  Свияжска  были  заготовлены  в  угличских  лесах  и  сплавлены  по  Волге.   Письменные,  изобразительные  и  археологические  источники  свидетельствуют  о  том,  что  в  период  с  10  по  14  века  основную  защитную  роль  выполняли  деревоземляные  укрепления, то  есть  земляные  валы  со  рвами  перед  ними  и  деревянными  стенами  поверху.  Дальнейшее  изменение  фортификационных  сооружений  связано  с  появлением  в  конце  14  века  огнестрельного  оружия. 

            В  первой  половине  10  века  местными  мастерами  был  сооружен  первый  христианский  храм  -  деревянная  церковь  Ильи  в  Киеве.  Видимо, ими  же  был  построен  из  дуба  собор  в  Ростове,  который  не  сохранился,  но  в  летописи  говорится,  что  это  была  « соборная,  дивная  и  великая  церковь,  какой  ещё  не  было  и  не  будет».   История  сохранила  имена  первых  русских  зодчих  -  это  вышгородчане  Миронег  и  Ждан – Никола.  В  руках  плотничьего  искусства  сосредоточивалось  всё  строительство  -  военное,  гражданское  и  культовое,  что  способствовало  общности  технических  и  художественных  приёмов,  пониманию  тесной  связи  зодчества  с  ландшафтом  и  важнейших  законов  архитектурного  ансамбля.  Таким  образом,  в  период  превращения   христианства  в  государственную  религию  Русь  уже  обладала  искусством  архитектуры,  имевшим  исторические  корни. 

 

Каменное  зодчество.

Каменное  строительство  Древней  Руси  ведет  своё  начало  с  конца  10  века,  когда  в  Киеве  византийскими  мастерами  была  построена  церковь  Рождества  Богородицы.  Её  заказчик  князь   Владимир  Креститель  выделил  на  содержание  храма  десятую  долю  своих  доходов,  откуда  церковь  получила  своё  второе  название – Десятинная.  На  юге  Руси  строительным  материалом  служила  плинфа  -  плоский  широкий  кирпич,  которым  пользовались  византийцы.  Из  неё  они  и  возвели  Десятинную  церковь,  а  затем  и Софийский  собор  в  Киеве.  На  севере,  в  Новгороде,  в  дело  шёл  «серый  плитняк»  -  грубый  природный  валун.  Во  Владимиро – Суздальской  земле  строили  из  ослепительно  белого  известняка.  В  конце  15  века  итальянцы,  взявшиеся  возводить  Московский  Кремль,  в  качестве  строительного  материала  использовали  кирпич,  по  форме  напоминающий  брусок.  С  тех  пор  на  Руси  преимущественно  строят  из  кирпича,  не  считая  дерева.  Дело  в  том,  что  кирпич  оказался  дешевле  камня,  его  не  надо  везти  из  далёких  каменоломен,3  кирпич  легко  производить  на  месте,  была  бы глина  да  вода.  Причём  каждый  строительный  материал  придаёт  постройкам  свою  особую  художественную  прелесть.  Здания,  построенные  из  плинфы,  были  полосатыми:  каждый  второй  ряд  красно – коричневой  плинфы  утапливали  в  толще  стены  и  замазывали  розовым  известковым  раствором.  Белый  камень  красив,  мягок  в  обработке,  и  поэтому  стены  храмов  зодчие  покрывали  нарядной  скульптурной  резьбой.  В  Московском  зодчестве  14 -17  вв.  красные  кирпичные  стены  служили  нарядным  фоном  для  резных  украшений  из  белого  камня.

Русское  каменное  зодчество  было  заимствовано  нашими  предками  из  Византии,  оттуда  пришла  и  символика  храма – звёздного  неба.  Основой  плана  является  крест  -  символ  христианства,  символ  спасения.  Главу  храма  держит  Христос,  шею  (барабан) – апостолы.  Здание  храма  строго  ориентировано  с  запада  на  восток.  Именно  к  востоку  обращено  главное  святилище – алтарь,  находящийся  в  центральной  апсиде – полукруглом  восточном  выступе;  алтарь – символ  и  пещеры,  где  родился  богомладенец  Христос,  и  Голгофы,  где  он  был  распят,  и  небесного  престола – рая,  где  он  воскреши,  воссел  одесную (спарава)  Отца  своего.  Справа  и  слева  от  алтаря,  в  двух  боковых  апсидах, - жертвенник,  где приготовляется  бескровная  жертва – хлеб  и  вино,  символ  тела   и  крови  Христовой,  и  дьяконник,  где  облачаются  священнослужители.  Алтарь  отделялся  от  помещения  для  молящихся  внутри  церкви  амвоном – возвышением,  а  затем  появившейся  на  Руси  сплошной  стеной  иконостаса.  Своды  храма  и  его  глава  находятся  на  четырёх  столпах,  символизирующих  четыре  Евангелия.  Столпы  членят  внутреннее  пространство  на  три  нефа  ( корабля ),  так  как  храм  есть  ковчег  спасения  для  верующих  среди  бурь  житейского  моря.  Поперечное  членение  храма  называется  трансептами.  Храм  обычно  имел  три  входа:  западный,  северный  и  южный.  У  главного,  западного,  обычно  помещался притвор,  где  находились  во  время  главного  богослужения  -  литургии  верных  -  так  называемые  оглашенные,  готовящиеся  принять  крещение,  и  родившие  женщины,  не  прошедшие  ещё  обряда  очищения.  В  архитектурном  образе  церкви  главное  место  занимает  число  три – символ  Троицы.  Церковный  верх  снаружи  завершался  главами:  одной – символ  Христа,  тремя – символ  троицы,  пятью – Христос  и  четыре  евангелиста,  девятью – девять  ангельских  чинов,  тринадцатью – Христос  и  двенадцать  апостолов.  Трёхчастному  внутреннему  делению  соответствует  трёхчастное  деление  их  фасадов  с  помощью  лопаток,  завершающихся  полукружием – закомар.  Кубическая  форма  церковного  здания  сложилась  в  древнерусской  архитектуре  в  10 – 12  вв.  и  прошла  через  все  последующие  этапы  вплоть  до  17  века.  Русские  зодчие  по – своему  переосмысляли  византийскую  архитектурную  систему  крестово-купольного  храма  и  создавали  новые  архитектурные  формы  шатрового,  столпообразного  храма.  На  Руси  не  могли  мириться  с  попытками  византийской  церкви  утвердить  своё  главенство.  Между  Константинополем  и  Киевом  шла  упорная  борьба,  поэтому  предпринятое  Ярославом  расширение  и  укрепление  Киева  приобретало  особое  общественное  значение.  К  30-м  годам  11  века  Киев  перерос  границы  «Владимирова  города».  Особое  значение  придавалось  въезду,  который  находился  на  продолжении  главной  улицы   города  и  замыкался  монументальными  Золотыми  воротами.  Золотые  ворота  в  силу  своей  важности  были  каменными  и  увенчаны  надвратной  церковью  Благовещения.  В  1037  году,  согласно  киевской  летописи,  Ярослав  начал  возводить  Софийский  собор,  он  был  задуман  как  главный  христианский  храм  на  Руси – Митрополия  Русская,  которая  противопоставлялась  Константинопольской.  Софийский  собор  представлял  собой  пятинефный  крестово-купольный  храм,  окруженный  с  юга,  запада  и  севера  двумя  обходами – галереями.  Сочетание  светского  и  духовного  начал  нашло  отражение  в  художественных  особенностях  здания:  бытовые  сцены  развлечений,  изображённые  на  фресках  башни,  как  бы  противопоставлялись  идеям  смирения  и  отреченности  от  жизненных  благ,  групповые  портреты  княжеского  семейства  включались  в  церковные  росписи;  замкнутость  церковного  здания  нарушалась  открытыми  арками  галерей,  вносившими  в  облик  храма  черты  общедоступности.

 

Архитектура Новгорода.

Начало  строительства  в  1045  году  собора  Софии  в  Новгороде,  втором  по  значению  городе  древнерусского  государства,  следует  рассматривать  как  продолжение  политики  укрепления  государственности  и  упрочения  авторитета  великого  князя.  Собор  во  многом  подобен киевскому, однако он несколько проще и  скромнее.  Во  внутреннем  убранстве  мозаика  уступает  место  фреске,  отсутствуют  мрамор и  шифер. При  всей своей  индивидуальности  Софийские  соборы  в  Киеве,  Новгороде,  Полоцке,  Спасский  собор  в  Чернигове  в  то  же  время  были  родственными  по  композиции,  строительной  технике,  деталям  и  архитектурному  образцу.  В  этом  выражается  стилистическое  единство  зодчества  Киевской  Руси  10 – первой  половины  11 вв.  Высокое  художественное  совершенство  и  своеобразие  этих  памятников  ставят  их  в  первом  ряду  шедевров  мировой  архитектуры.  Используя  традиции  византийской  архитектуры,  каменное  русское  зодчество  в  эпоху  своего  становления  имело  своеобразный  характер  и  уже  во  второй  половине  11 века  выработало  собственные  традиции.  Именно  на  них  ориентировались  ваятели  следующих  поколений.

Архитектура  12-13 веков  имеет  свои  особенности.  Происходило  уменьшение  объёмов  и  упрощение  конфигураций  каменных  зданий.  Многоглавые  живописные  церкви  с  лестничными  башнями  и  галереями  были  вытеснены  одноглавыми  четырёхстолпными  кубическими  храмами  с  чётко  ограниченными  плоскостями  фасадов,  позакомарным  покрытием  и  большей  частью  скупым  декоративным  убранством.  Интереры  стали  более  чёткими  и  центричными,  почти  квадратными  в  плане  и  строго  подчинёнными  центральному  однокупольному  пространству.  При  этом  основной  принцип  11  века – соответствие  внешнего  облика  здания  его  плановой  схеме  и  конструкции – сохранился.  Многие  русские  земли  в  течение  всего  12 века  в  архитектуре  продолжали  следовать  киевским  традициям  даже  тогда,  когда  он  практически  потерял  значение  политического  центра  Руси.  Постепенно  происходит  обособление  новгородского  искусства,  на  которое  оказывало  влияние  изменение  социального  облика  Великого  Новгорода  и  своеобразие  его  политической  судьбы.  Благодаря  бурному  развитию  ремёсел  и  торговли  в  Новгороде  рано  упрочилось  положение  посадских  кругов.  Новгородские  купцы  вели  широкие  торговые  операции,  их  можно  было  встретить  в  Киеве,  во  Владимире, в  Константинополе,  в  Риге,  в  Любеке, в  Стокгольме.  Особенно  активными  были  торговые  связи  с  Западом.  В  первой  половине  12 века в  Новгороде  появились  купцы  с  острова  Готланд,  из  города  Висби,  который  был  тогда  средоточением  торговли  по  балтийским  берегам.  Готландцы  настолько  прочно  обосновались  в  Новгороде,  что  даже  построили  на  торговой  стороне  двор  с  церковью  скандинавского  святого  Олафа.  Несколько  позднее  купцы  из  немецких  городов  построили  в  Новгороде  другой  двор,  на  котором  была  поставлена  в  1184  году  «немецкая  ропата» - церковь  святого  Петра.  Благодаря  оживлённым  торговым  связям  с  Западом  в  Новгород  проникали  не  только  западные  товары,  но  и  западные  произведения  искусства,  которые  внимательно  изучались  новгородскими  художниками.  Демократические  тенденции  сказались  на  всей  культуре  новгородской  земли.  Новгородская  культура  по  сравнению  с  культурой  Киевской  и  Владимиро – Суздальской Руси  обладает  своим  неповторимым  индивидуальным  стилем – лаконичным,  простым  и  выразительным.  Нигде  новгородский  стиль  не  проявился  с  такой  силой,  как  в  зодчестве  и  живописи  Новгорода.  В  них  сказался  вкус  к  простому,  но  сильному,  к  грубоватому,  но  выразительному. 4  Новгород,  как  и  другие  города  Древней  Руси,  даже  в  эпоху  своего  расцвета  был  городом,  по  преимуществу  деревянным.  Частные  и  общественные  здания,  торговые  и производственные  сооружения  возводились  почти  исключительно  из  дерева.  Для  периода  формирования  Древнерусского  государства  характерно  большое  распространение  плотничьего  ремесла.  Основным  и  наиболее  распространённым  типом  жилых  и  общественных  построек  в  Новгороде  с  древнейших  времён  до  конца  17  века,  была  деревянная  срубная  изба.  Архитектура  Новгорода  12  века  убедительно  иллюстрирует  зависимость  монументального  строительства  от  социального  заказа  и  строительного  материала.  Первая  треть  12  века – это  период  борьбы  новгородских  князей  за  политическую  власть  в  городе  и  экономические  привилегии.  Уменьшение  роли  князя  в  общественной  жизни  города  сказалось  в  превращении  детинца  с  Софийским  собором  в  общегородской  религиозно – политический  центр.  Князь  был  вынужден  покинуть  детинец  и  обосноваться  вне  его,  на  Городище.  Сын  Мономаха  князь  Мстислав (1096-1117)  стремился  поднять  свой  авторитет  среди  посадских  сотен  сооружением  на  торговой  стороне  огромного  Николо – Дворищенского  собора (1113).  Мстислав  пытался  создать  новый  идейно – композиционный  центр,  посвящённый  Николе  Чудотворцу,  особенно  популярному  в  ремесленно – купеческих  кругах.  Монументальные  лаконичные  формы  Никольского  собора,  увенчанного,  так  же  как и  София,  величественным  пятиглавием,  расположенного  на  народном  форуме  Новгорода,  придавали  ему  особое  значение.  Он  возвышался  на  Ярославовом   дворище  над  множеством  деревянных  построек  и  как  бы  бросал  вызов  высокопоставленной  всесильной  знати  Софийской  стороны.  Новгородскими  князями  велось  строительство  и  за  пределами  города.  Ещё  в  1103  князь  Мстислав  поставил  на  Городище – важном  стратегическом  пункте  по  дороге  к  озеру  Ильмень – каменный  храм  Благовещения.  Городище  в  12  веке  превратилось  в  официальную  княжескую  резиденцию.  Немного  ниже  по  течению  Волхова,  на  противоположной  Городищу  стороне,  князь  Всеволод  возвёл  в  древнейшем  новгородском  монастыре – Юрьевом – грандиозный  Георгиевский  собор  (1119).  Это  второе  каменное  здание  позволяло  князю  контролировать  подступы  к  Новгороду  со  стороны  Ильмень-озера.  По  монументальности  и  величию  Георгиевский  собор,  господствовавший  над  огромными  водными  просторами,  соперничал  с  Софией. Превращённый  в  княжескую  усыпальницу,  каменный  храм  должен  был  внушать  мысль  о вечном  могуществе  князей,  что  было  весьма  важно  в  годы  ослабления  их  власти  и  обострения  отношений  с  горожанами.  Новгородская  летопись  донесла  до  наших  дней  имя  создателя  Георгиевского  собора – мастера  Петра.  Талантливый  зодчий  придал  храму  Георгия  Победоносца,  покровителя  феодальной  знати,  образ  богатырской  силы. Массивные  стены,  расчленённые  лопатками,  вздымаются  на  огромную  высоту,  которая  подчёркивается  четырьмя  рядами  чередующихся  оконных  проёмов  и  ниш,  подобно  Николо – Дворищенскому  собору.  Объём  храма  лишён  галерей  и  притворов,  которые  придавали  Софии  общественный  характер  общегородского  собора.  Благодаря  органично  примкнувшей  башне  и  равными  по  высоте  собору  плотно  прижавшимися  апсидам  он  воспринимается  как  монолит,  противопоставленный  окружающему  пространству. Вслед  за  постройкой  собора  Юрьева  монастыря  наступает  резкий  упадок  княжеского  строительства  в  Новгороде.  В  20-30-х  годах  12 столетия  возводятся  два  последних  княжеских  храма  в  городе:  церковь  Ивана  на  Опоках  (1127)  и  церковь  Успения  на  Торгу  (1135).  В  основе  обоих  памятников  лежит  упрощённая  и  сокращённая  схема  плана  Николо-Дворищенского  собора.  Сохраняя  схему  планов  трёхнефного  шестистолпного  здания,  обе  церкви  лишены  башен.  Начиная  с  1170-х  годов  происходили  изменения  в  характере  культового  строительства,  проявляющиеся  прежде  всего  в  уменьшении  размеров  и  переходе  к  более  простым  четырёхстолпным  храмам.  Рассчитанные  на  меньшее  количество  людей,  объединённых  территориально  или  по  профессиональному  признаку,  каменные  церкви  отражали  скромность  художественных  идеалов  посадского  люда,  они  служили  общественными  и  композиционными  центрами  отдельных  участков  города.  Это  небольшие,  масштабные  рядовые  застройки  города,  четырёхстолпные  с  тремя  апсидами  храмы  с  позакомарными  покрытиями  и  одной  главой  на  барабане  строились  зачастую  всем  приходом  на  собственные  деньги.  В 1198 году недалеко от резиденции князей – Городища на средства Ярослава Владимировича  была  заложена  церковь  Спаса  на  Нередице.  Эта  церковь  не блистала  геометрической  точностью  линий  и  форм;  стены  её  были  непомерно  толсты,  кладка  груба,  хотя  и  повторяла  старую  систему  чередования  камня  и  плоского  кирпича  на  растворе  извести  с  примесью  толченого  кирпича.  Кривизна  линий,  неровность  плоскостей,  скошенность  углов – всё  это  придавало  церкви  Спаса  на  Нередице  особую  пластичность,  столь  отличающую  новгородское  и  псковское  зодчество от  памятников владимиро – суздальской  архитектуры  и  унаследовавшую  владимиро – суздальскую  строительную  технику  зодчества  ранней  Москвы.  Упадок  княжеского  строительства  во  второй  половине  12  века  вовсе  не  означает  упадок  всего  новгородского  зодчества.  Наоборот  вторая  половина  12  и  начало  13  веков  характеризуются  бурным  развитием  строительной  деятельности,  памятники  которой  в  большом  количестве  сохранились  до  нашего  времени  и  в  самом  Новгороде,  и  в  его  пригородах.  Особое  место  в  архитектуре  Новгорода  занимает  церковь  Параскевы  Пятницы  (Пятницкая)  на  Ярославском  дворище  (1207).  Это  значительная  по  размерам  и  необычная  по  архитектуре  церковь   находится  на  торговой  стороне.  Отличаясь  объёмно – пространственной  композицией  и  не  характерными  для  Новгорода  декоративными  деталями,  Пятницкая  церковь  отражала  широкие  культурные  связи  новгородских  купцов,  их  знакомство  с  архитектурой  других  земель.  Пятницкая  церковь – важный  шаг  в  формировании  основ  общерусской  архитектуры.  Она  свидетельствует  об  утрате  византийских  традиций  и  сложении  новых  черт,  которые  выражались  в  переходе  от  статичных  композиций  к  более  динамичным,  с  ярко  выраженным  стремлением  к  вертикальному  пирамидальному  построению.  Это  сопровождалось  конструктивными  изменениями  сводчатого  покрытия,  приобретавшего  трёхлопастное  очертание  и  лучше,  чем  позакомарное,  отвечавшего  климатическим  условиям  Руси. Характерно  и  применение  многопрофильных  лопаток,  соответствующих  вертикальному  характеру  композиции.  Ростки  общерусского  стиля  наблюдаются  в  постройках  посадских  людей  крупных  торговых  городов  конца  12 – начала  13  веков.

Информация о работе Архитектура Средневековой Руси