Архитектура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:38, контрольная работа

Краткое описание

Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор, посвящённый Божественной Премудрости, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране. Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину и в длину тремя столбами и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах. Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась.

Содержание

1. Архитектура Киевской Руси…………………………………………………...3
2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества…………………………..6
3. Архитектура Новгорода и Пскова………………………………………….....8

Литература……………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Архетектура древней Руси правлнная.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

МОУВПО 

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                             м. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Культурология»

 

на тему: Архитектура  Древней Руси

 

 

 

Выполнил

студент:

гр_________

 Биланина С.Р.

Проверил

Преподаватель:

Колодий Н.А.

_____________

 

 

 

 

г. Междуреченск, 2007

План

 

 

1. Архитектура Киевской  Руси…………………………………………………...3

2. Архитектура Владимиро-Суздальского  княжества…………………………..6

3. Архитектура Новгорода и Пскова………………………………………….....8

 

Литература……………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Владимир  крестился.  Получив  в  крещении  имя Василий, князь соорудил на том месте, где  стоял Перун-языческий  идол,  деревянную  церковь  св.  Василия  и призвал  искусных   зодчих   из   Константинополя   для строительства каменного храма во имя Богоматери  (989-996).  Церковь прозвали  Десятинною,  поскольку на  её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.

Византийские   мастера   принесли    с    собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного  храма,  основу  которой составлял квадрат, расчленённый   четырьмя   опорами   и заканчивающийся на востоке. Как первый большой храм  Киева  Десятинная  церковь  имела  вместительное помещение  для  готовящихся к  крещению.  В притворах начиналось  богослужение,  здесь же  была крестильная купель.  С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной  архитектуры  Киева  Десятинная  церковь являла  собой  образ-символ  нового  мира,  в  котором предстояло жить русскому человеку.

После смерти Владимира  Великого в Киеве  стал княжить  Ярослав Мудрый, расширивший территорию города в несколько раз.

Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор,  посвящённый Божественной Премудрости, куда  входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране.  Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину    и  в  длину  тремя  столбами и  увенчанный  25  куполами.   Такое многокупольное  завершение  -  явление  чисто  русское, берущее  своё  начало  ещё  в  грандиозных  языческих капищах.

Изнутри храм был украшен  мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась.

2. АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА

При князе  Владимире  Мономахе  начинается  бурное строительство  на  северо-востоке  Руси,  в  Залесье.

При Юрии Долгоруком  (сыне Владимира Мономаха) сформировался  так  называемый  суздальский  стиль  - белокаменное      зодчество.      Первой      церковью сложенной из белого камня стала церковь  Бориса и Глеба. Это был храм-крепость.

Андрей   Боголюбский делал  всё, чтобы город Владимир (названный  так в честь Владимира Мономаха)  затмил Киев.  В крепостной стене, окружавшей город,  были сооружены  ворота,  главные из которых именовались Золотыми. Такие ворота возводились во всех крупных городах христианского мира, начиная с Константинополя,  в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом.  На противоположном конце  города  высились  Серебряные  ворота,  не  менее массивные и торжественные.

Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню.  Наличие  каменного  декора  представляет  собой отголосок  романского стиля. Андрей  Боголюбский  построил  придворно-княжеский храм недалеко  от  своих палат  в  память  о любимом сыне погибшем в победоносном походе. Церковь  Покрова  на  Нерли  самый лиричный памятник русского зодчества.

В 1185 - 1189 гг.  во Владимире  был возведён земельный собор  во славу Богоматери - Успенский. В  собор поместили   величайшую   русскую   святыню   -   икону Богоматери. Собор был воздвигнут в центре Владимира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Как всякий собор, относящийся к земельному жанру культовой архитектуры. 

Дмитриевский собор - это сравнительно небольшой  одноглавый храм. Но несмотря на размеры он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси.  В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона.  Но снаружи Дмитриевский   собор   являет   собой   нечто   столь самостоятельное,  что не может  быть  включён  в число построек византийского типа. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского,  романского,  даже  готического стилей и, конечно, русского. Наличие богатого каменного декора храма свидетельствуют о том,  что его украшали мастера с романского Запада. Южный фасад украшает плоская   резьба,   напоминающая   резьбу   по   дереву, несомненно    русских    мастеров.    Можно предположить, что строителем собора был зодчий, хорошо знакомый с венецианским собором св. Марка,  поскольку мотивы декора двух этих соборов абсолютно тождественны: невиданные  львы,   птицы и олени,   цветы,   листья, фантастические всадники, грифоны, кентавры и даже сцена восхождения Александра Македонского на небо заполняют плоскости стен.

 

3. АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА

Монголо-татарское   нашествие   жестоко   поразило Древнюю Русь.  Естественно,  что  в большинстве городов центральной  и  северо-восточной  Руси,   таких,   как Владимир,  Суздаль, Ярославль,  Ростов,  замерло крупное  строительство. Однако Великий Новгород и Псков, сильные независимые города, продолжали строить, в том числе и каменные церкви, понимая, что богатый соборный храм - зримое свидетельство могущества города. 

Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным  в  1292  г.,  была  монастырская  церковь Николая  Чудотворца. Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более торжественный.  Новгородские храмы строили целиком из кирпича или из разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.

Украшали храмы очень  скромно:  вставленными  в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над  окнами и типично псковско-новгородским узором на барабане.  

Все  псковские  церкви невелики по размерам,  приземистые,  обширные в нижней части,  и  выглядят  они  чрезвычайно  устойчиво.  Все они одноглавые.

 Церковные   паперти   были   весьма   массивными сооружениями, основу которых составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а другим она упиралась  в  стену. 

Характерный   признак   псковского   церковного зодчества - асимметрия. Построенные вновь  храмы непременно украшали. И если   в   Киевской   Руси   и   крупных   княжествах первоначального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными композициями и фресками, то позднее главенствующая роль отводится иконе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

2. Емохонова Л. Г.  Мировая художественная культура. – М., 2000.

3. Любимов Л. Д. Искусство  Древней Руси. – М., 1996.




Информация о работе Архитектура Древней Руси