Архитектура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:01, реферат

Краткое описание

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.

Вложенные файлы: 1 файл

история1.docx

— 15.67 Кб (Скачать файл)

Древнерусским искусством принято  называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения  Киевского государства и продолжался  вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

В архитектуре восточных  славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально  использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.

Древнерусское зодчество  при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью  форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится  так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.

Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян.. Многие из мифологических мотивов, таких, как  образы праматери-покровительницы  рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших  дней . Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.

С укреплением Киевского  государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось  традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую  свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство  достигло своего расцвета уже в XI в.

Киевская Русь была обращена в Христианство в 988 году, и в Киеве, доминирующем политическом и культурном центре, мозаика, датирующиеся приблизительно 1045 годом, были созданы Византийскими  мастерами. Другие Византийские художники  и ремесленники работали в направлении  развития архитектуры Руси того времени, такам образом, архитектура Киевской Руси, в целом, было основано на Византийских основах. Архитектура и живопись развивались как важные, самостоятельные и независимые области искусства, оба начали активно развиваться именно в это время.

Из Киева Византийский стиль архитектуры, скоро распространенной всюду по княжествам Новгорода и  Владимиро-Суздаля. Акцент Византийской церкви на физическом блеске ее зданий был определяющим фактором в определении особенностей российской духовной архитектуры. Все связанное с проектом и художественным оформлением новых церквей следовало за Византийским образцом; и стандартная схема греческой церкви — крест, в прямоугольнике, куполе, на многогранном постаменте, все это стала отличительными чертами для архитектуры православных строений Руси.

Здание церкви, с куполом  в центре, или с системой и центрального купола и окружающих куполов стала  основной рабочей схемой для архитекторов Киевской Руси. К знаменитым памятникам архитектуры такого типа можно отнести  Десятинскую Церков (989-996 гг.) и Софийский Собор (1037 г.) в Киеве. Все эти церкви были построены в Византийском стиле, хотя так же, влияние оказывала архитектура Болгарии, Грузии и Армении в различных комбинация. Софийский собор - центральная часть собора выполнена в форме греческого креста. У него было 13 куполов (символизирующий Христа и его апостолов). Количество куполов было увеличено в конце 17-ого столетия, так же были достроены дополнительные боковые галереи и своды.

Новгород был центром  уникального и весьма оригинального  искусства, которое жило и развивалось  в течении всей жизни княжества, вплоть до его исчезновения 16-ом столетии; В новгороде получили свое развитие основные тенденции архитектуры Киевской Руси.

Церковная архитектурная  история Новгорода началась с  собора Святой Софии. Он был построен в 1045–52 гг., заменив деревянную, церковь  с 13 куполами с тем же названием. Новый собор следовал за своей  тезкой из Киева по своей конструкции, но расхождения с Византийским образцом весьма очевидны; В новгородском соборе есть двойные проходы, но только три  апсиды. Внешне, церковь отличается даже больше от ее южного образца, у  которого есть только пять куполов, стены  являются строгими, опоры являются плоскими и голыми, и окна - маленькие  и узкие. Есть кое-что явно российское в силуэте его защищенных шлемом куполов и в энергии монолитный, горизонтальных элементов.

Церкви 12-ого столетия напоминают собор Святой Софии в Новгороде, только в общей тенденции к  простоте и вертикальным элементам; они были маленькими, кубическими  в форме, со скромным в художественным оформлением. Суровый климат и тяжелые снегопады севера требовали различных модификаций Византийских архитектурных форм.

Со временем окна были сужены и глубоко утоплены вовнутрьь; крыши стали более крутыми; и профили плоского купола приняли выпуклую форму, которая, в различных вариантах, в конечном счете стала наиболее характерной особенностью российской церковной архитектуры. Церкви Пскова на Северо-Западе России были относительно небольшими и приземистыми и обычно имели три низких апсиды. Купола, крыши, и декоративные элементы были подобны образцам из Новгорода. Поскольку эти церкви были слишком маленькими, чтобы содержать внутренние колонки для поддержки купола, Псковские строители развили, конструкцию рядов арок карниза для поддержки барабанов купола и куполов. Эта конструкция — кокошник, стала любимым российским структурным и декоративным элементом. Паперти, внешние замурованные галереи, и колокольни были другим заметным вкладами Пскова в российскую архитектуру.

Область Владимиро-Суздальского княжества, как и другие центры ранней российской культуры, были результатом  смешения Византийских, Романских, и  Кавказских культур. Успенский и  Дмитриевский соборы во Владимире и  жемчужина русской архитектуры, церковь Покрова на реке Нерли  составили новый блестящий этап зодчества России.

Эти церкви как группа представляют продолжение традиций киево-византийской традиции в части плана конструкции, но старой схеме дали новую интерпретацию. Из Византии суздальцы приняли общие особенности квадратного плана с полукруглыми апсидами и четырьмя колонками, поддерживающими купол с круглым барабаном. Вместо кирпича, столь характерного для Византийской и духовной архитектуры жители Руси, использовали камень. Обработка и художественное оформление стен и глубоко вдавленных дверей и окон напоминают романскую архитектуру Западного Христианского мира; в характере резного декора чувствуется влияние запутанного художественного оформление Кавказа; но организация и согласованность форм являются определенно российскими и самобытными. После того, как Константинополь был захвачен Турками в 1453 году, Россия продолжала в течение нескольких столетий развивать национальное искусство, которое росло из Византийского периода. Во время 10-ого – 15-ые столетия, российское искусство отходило от Византийской модели и начало свое самостоятельное развитие после падения Константинополя.


Информация о работе Архитектура Древней Руси