Архитектура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:49, доклад

Краткое описание

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура Древней Руси.docx

— 28.93 Кб (Скачать файл)

Архитектура Древней Руси

 

 Древнерусским  искусством принято называть  период истории русского искусства,  который начался со времени  возникновения Киевского государства  и продолжался вплоть до петровских  реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней  истории русского искусства на  этот период приходится более  семи веков. 

 

В архитектуре  восточных славян, которые позже  образовали Русское государство, первоначально  использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.

 

Древнерусское зодчество при наличии большой  монументальности характеризуется  чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия  и незыблемости, соизмеримостью с  размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится  так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.

 

Начальный период в развитии древнерусского искусства  определяется искусством восточных  славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения  этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы  рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших  дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную  сказку, мотив затейливого узора.

 

Древнейшее  художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло  печать высокого мастерства.

 

С укреплением  Киевского государства и принятием  христианства искусство приобрело  монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную  наивность. Новое монументальное искусство  достигло своего расцвета уже в XI в.

 

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось  обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного  камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые  дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры  обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники 10-17 веков оказались утрачены. Основной элемент любой деревянной конструкции  – бревно – определял и пределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание не строил – простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей  или шатровых церквей.

 

Каменное  строительство получило определенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что  было связано с крещением Руси, и первоначально преобладало  в церковном зодчестве. Первой известной  по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Руси соборе святой Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси.

 

Софийский собор  являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу  киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно  повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в  Ростове и Суздале.

 

Особенностью  ранней церковной архитектуры Древней  Руси было единство интерьера, достигавшееся  за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю  часть алтарной части храма. Такое  решение интерьера как бы приближало  молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Из византийской традиции  заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения, также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.

 

Наряду с  каменными храмами строились  деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 году и первый Софийский собор  в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. Историки архитектуры  расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения  каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние  на развитие другой. Вероятней всего  влияние было двусторонним. Каменная архитектура, особенно храмовая, испытывала определенное влияние деревянного  зодчества с его приемами двухскатной  и четырехскатной кровли и пр., в  свою очередь, деревянная архитектура  усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той  мере, в какой они могли быть воспроизведены в принципиально  ином строительном материале.

 

Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в  основе которой всегда лежит венец  из четырех бревен, образующих при  соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой  несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип  сохранился и в более сложных  сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.

 

Чередование четвериков и восьмериков, особенно характерное для храмового зодчества, создало весьма распространенный на Руси тип двух- и многоярусных шатровых храмов – от небольших, односрубных или одностолпных церквей, до многостолпных соборов. Отдельные срубы (столпы) связывались между собой системой галерей, переходов, крылец. Все здания ставились на деревянные или каменные цоколи (подклеты), в которых размещались частично уходящие под землю подвальные помещения и входы в погреба, и подземные ходы.

 

Древнейшие  храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются  самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др.); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы. В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др.).

 

Наиболее  значительной в 12 -13 веках становиться  владимиро-суздальская школа. Во Владимирскую землю приглашались каменных дел  мастера из Галицко-Волынской земли, Польши и др. По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли). Особенностью внешнего убранства ряда храмов стало белокаменное узорочье, особенно характерное для Дмитриевского собора во Владимире и Григорьевского собора в Юрьеве-Польском.

 

Процесс развития древнерусской архитектуры, как  и всей культуры древней Руси, был  в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались  и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного  дела из различных регионов Руси, приходили  в упадок княжеские дворы и  монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей  уходили в Орду строители и  иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества. До наших дней сохранились отстроенные  в 14 веке приходские и домашние храмы  Новгорода (Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата на Ручье, Спаса на Ильине улице) и Пскова (Василия с Горки, Козьмы и Дамиана с Примостья). Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды – с востока и крестоносцев – с запада правители северо-восточной Руси были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. В 14 веке были сооружены кремли в Новгороде и Пскове, крепости в Изборске, Острове, Порхове и др.

 

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий  не первенствующую роль среди русских  земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере  светского и храмового зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и  руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского  зодчества отмечен возведением  не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и  Архангельского соборов. Московское зодчество  развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы. Во второй половине 14 начале 15 вв. сложился тип  четырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторжевского  монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря в Москве). Характерная особенность этих храмов – широкая расстановка подкупольных столпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенность интерьера, увеличить размеры иконостаса.

 

Во 2-ой половине 15 века по мере возвышения Москвы строительство  в городе и его окрестностях приобретало  еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству города иноземных, преимущественно  итальянских, мастеров. Под руководством итальянских мастеров, принесших  в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Архангельский собор ( архитектор Алевиз Фрязин), Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), внешнее убранство которой репродуцирует образцы итальянских палаццо, а интерьер сочетает традиционные черты русский теремных палат с одностолпными залами европейских дворцов, величественная церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (Колокольня Ивана Великого), ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм московских великих князей и царей – Благовещенский собор. Благодаря новым кирпичным стенам с 20 башнями, возведенных при участии иностранных архитекторов, Московский кремль стал одной из наиболее мощных крепостей Восточной Европы. В течении 16 века в Москве были сооружены еще три линии укреплений – крепостные стены Китай-города и Белого города, деревянные стены и валы Земляного города.

 

В конце 15 начале 16 вв. в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напрудной слободе, сооруженная, возможно, псковскими мастерами, церковь Зачатия святой Анны, что в Углу, Малый собор Московского Донского монастыря). 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов (церкви Вознесения в селе Коломенское близ Москвы, Покровский собор или Храм Василия Блаженного в Москве построенный в честь присоединения Казанского ханства). Элементы готики в облике этих храмов позволяют предположить участие в их сооружении европейских архитекторов, использовавших некоторые приемы старой европейской культуры, приемлемые для православного сознания. Шатер в этих храмах, видимо, воспринимался современниками как вытянутая глава, а его устремление вверх – как символ связи земного и горнего миров. Покровский собор, представляющий собой прихотливую комбинацию центрального шатрового храма, четырех небольших бесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов и производящий впечатление небольшого храма-города мог ассоциироваться с образом Иерусалима и символизировать материальное воплощение идеи Москвы как нового Иерусалима, как бы предваряя неосуществленную мечту Бориса Годунова возвести в Москве точную копию иерусалимских храмов Воскресения и Гроба Господня.

 

15-17 вв. отмечены интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений. С древнейших времен они строились как из дерева, так и из камня. Высота стен крепостей в ряде случаев доходила до 20 метров, толщина 6 метров, высота башен с бойницами для стрельбы – до 25-30 метров. Образцом древнейших укреплений может служить башня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Каменные крепости частично или полностью сохранились в Изборске и Ивангороде, мощные кирпичные кремли в Москве, Новгороде Великом, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, и др., мощная кирпичная крепость конца 16 начала 17 веков в Смоленске.

 

КИРПИЧ  — наиболее распространенный материал в строительном деле Древней Руси. Естественно поэтому, что кирпичная техника всегда привлекала к себе внимание историков древнерусской архитектуры. Однако технологическая сторона кирпичного производства до сих пор оставалась по существу совершенно неизученной. Производство кирпича, кажущееся на первый взгляд очень простым делом, в действительности требует специальных знаний и большого опыта. Прежде всего далеко не всякая глина пригодна для изготовления хороших кирпичей. Кроме того, в глине, чтобы она не потрескалась при обжиге и имела необходимую прочность, должно быть определенное количество песка. Обычно для кирпичного производства выбирают чистую глину, а песок добавляют искусственно. Лучшей глиной считается такая, которая дает линейную усушку 6-8 %. Анализ кирпичей древнерусских памятников показал, что в течение всего XI в. для кирпичей использовали каолиновую глину, которую иногда приходилось подвозить издалека. Кирпичи, изготовленные из такой глины, имеют обычно не красный, а розовый, палевый или светло-желтый цвет.

 

В древнерусском  зодчестве широко применяли КАМЕНЬ. Для фундаментов обычно использовали валуны, как крупные, так и довольно мелкие. При смешанной кладке стен в памятниках эпохи Киевской Руси употребляли крупные необработанные камни: кварцит, гранит или гнейс, с более или менее плоскосколотой лицевой поверхностью. В тех же случаях, когда в памятниках конца XII в. камни в кладке стен играли только декоративную роль (гродненская архитектурная школа, церковь Василия в Овруче), подбирали экземпляры различного цвета. Лицевая поверхность таких камней делалась плоской и подшлифовывалась. В отдельных случаях лицевая поверхность шлифовалась даже на три грани. В памятниках Киева, Чернигова и Переяславля XI и частично XII в. в качестве декоративного материала широко применяли так называемый красный шифер, т.е. пирофиллитовый сланец. Камень этот использовали для карнизных плит, покрытия пола, парапетов хор и т.д.

 

 

 

 

Информация о работе Архитектура Древней Руси