Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

         На фоне общей экономической и политической нестабильности в обществе, при отсутствии какой – либо цензуры средства массовой информации становятся мощным орудием в руках «псевдо религиозных» организаций, которым на законодательном уровне разрешалось производить, приобретать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы, в том числе через средства массовой информации, а так же учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение. 114 В результате осуществляемой СМИ пропаганды «религиозной свободы», увеличилось количество радикальных изданий, телевизионных и радио передач, носящих провокационный и явно экстремистский характер, в конечном итоге повлиявшие на сознание масс, побудив многих из них встать на преступный путь.

       Кроме  этого, полученное религиозными  организациями право на обучение детей, в том числе в дошкольных и учебных заведениях115, послужило тому, что в настоящее время более 60 % адептов тоталитарных сект это лица молодежного возраста. Сделанные ставки всеми без исключения нетрадиционными объединениями именно на подростков отнюдь не случайны. По мнению  Д.Р. Мухаметжанова, воздействовать на сознание, в том числе на мировоззренческие, морально – нравственные и политические убеждения зрелого человека далеко не просто. Чего нельзя сказать о подростках, которым свойственна повышенная восприимчивость к любым, в том числе абсурдным и социально опасным идеям.116

       Таким  образом, говоря о внешних причинах  и условиях, способствующих проникновению  и развитию в обществе религиозной  преступности, следует отметить, что  основная их масса была связана  с нестабильностью в экономики,  политики, духовно – нравственной  жизни общества начала 90 – х годов 20 в. Именно тогда произошло проникновение и устойчивое закрепление этого социально негативного явления. И то что мы имеет на сегодняшний день, это прямое следствие тех событий. Хотя за последние десятилетия намечено значительное улучшение в социально – политической и духовно – нравственной жизни нашего государства, приняты и учтены многочисленные пробелы и на законодательном уровне, однако механизм религиозной преступности был запущен, и понадобиться не мало времени и сил, чтобы привести религиозность в нашей стране в равновесие.

        Однако  одних только внешних причин  недостаточно, чтобы говорить о  детерминации религиозной преступности. Сама специфика религиозной преступности  предполагает непосредственную  связь с внутренним миром человека, его ценностные ориентации и  мотивы. Ведь зачастую недоказуемость  религиозного мотива, являющегося  во многих религиозных преступлениях  необходимым элементом, влечет  уход от ответственности значительного числа религиозных преступников. Поэтому для эффективной работы по противодействию религиозной преступности, необходимо рассмотреть ее внутренние (личностные) причины и условия.

           Рассматривая вопрос о личности  религиозного преступника, мы  частично коснулись вопроса изучения  внутренних причин религиозной  преступности, что по своей сути  является тождеством изучаемых  явлений. Дабы не повторяться,  рассмотрим внутренние причины  в обобщенном виде.

          Среди всего многообразия возможных  внутренних причин, порождающих  религиозную преступность, Л.Д. Башкатов  выделял основную ведущую причину  – это криминогенная ценностная  ориентация религиозного преступника.  По его мнению, именно эта причина  ведет к преступлению и содержит  в себе все иные мотивирующие  силы, к которым можно отнести:  криминогенную мотивацию, потребности,  интересы, мотивы, цели преступления, эмоции, дефекты правосознания, антисоциальную и асоциальную установку.117

         При этом к внутренним условиям  религиозной преступности, содействующим  реализации криминальной ценностной  ориентации, Л.Д.Башкатов относит  все иные свойства, процессы и  состояния как генетического,  так и социально – психологического  происхождения. 118 Сюда могут быть отнесены половые, возрастные, психические, физиологические и иные особенности религиозного преступника, проявление которых в той или иной ситуации способствует, с одной стороны, активизации причин религиозной преступности, с другой стороны содействует выпадению отдельных звеньев внутренних причин религиозной преступности. В этом и состоит их влияние на механизм преступного поведения именно как условий, а не причин, являющихся, в свою очередь, источниками религиозной преступности.

        Однако, на наш взгляд, говорить о детерминации  религиозной преступности можно  только в том случае, когда  имеется совокупность причин  и условий. 

Башкатов Л.Д., рассматривая внутренние причины и условия  преступного поведения религиозных  преступников, особое внимание уделял ценностным ориентациям данной категории  лиц в сочетании с эмоциональным  отношением к жертве преступления. Приведем результаты такого исследования в виде таблиц.

Таблица 1. Шкала ценностей религиозных преступников 

 

Ценности, ради которых совершаются  преступления сектантами, по их мнению

Степень распространенности ценностей в %

Зло, тьма, Дьявол

69,7

Вера

54,1

Деньги

38,5

Власть

31,2

Ощущение превосходства  над окружающими меня людьми

19,3

Соблюдение традиций исповедуемой религии

11,9

Авторитет среди единоверцев

4,6

Разрешить конфликтную ситуацию

3,7

Спиртное, наркотики, сильнодействующие  вещества

2,8

Свобода

1,8

Сексуальная потребность

1,8

Добро, свет, Бог

1,8

Переоценка ценностей

0,9

Не могу пояснить

0,9


 

 

 

 

 

Таблица 2. Эмоциональное отношение к жертве преступления 

 

Какие чувства Вы испытываете по отношению к жертве преступления

Удельный вес в %

Равнодушие

45,9

Неприязнь, презрение

19,3

Озлобленность

16,5

Гнев

16,5

Обладание душой жертвы

15,6

Ненависть

13,8

Страх

5,5

Неудовольствие

2,8

Отсутствие сопереживания

2,8


 

       Из приведенных  таблиц видно, что среди всех ценностей, ради которых совершались ими преступления преобладает «зло, тьма, дьявол» наряду с «верой» в это, и в сочетании с равнодушием к жертве преступления, которая для сектанта является обезличенной, даже если это близкий человек, сотоварищ по вере. Это видно при совершении сектантами истязаний, убийства своих же товарищей во исполнение ритуала соединения с дьяволом.

       Далее  каждого третьего сектанта при  совершении преступления привлекали  или деньги, или власть. Причем, власть  они понимают широко - это не  столько стремление к государственной  власти, сколько обладание душой  жертвы, возвышение над ней посредством  совершения преступления. Кроме  того, стремление к власти сочеталось  с ощущением превосходства над  окружающими людьми.

       Для  38 % опрошенных характерна корыстная  мотивация, как правило, это  представители высших каст религиозных  сект. Это хорошо видно из приведенного примера в диссертационной работе Л.Д. Башкатова, так называемые «исповеди сектантов». Лидер сатанистской секты повествует: «Каждая из организаций, подобная моей, не просуществовала бы и месяца, если бы не сверхдоходы от человеческой глупости. Кроме обычной «черно-магической мишуры», мои люди снабжают меня средствами за счет грабежей, вымогательства, торговли и   перевозки наркотиков, а также содержания наркопритонов. Сатанизм лишь средство контроля».119

        Далее  по степени распространенности  находится «ощущение превосходства  над окружающими людьми», которое  проявляется в каждом пятом преступлении и является также специфическим для сектантов мотивом, и, как правило, связано со стремлением к власти и с такой категорией эмоций как «презрение, неприязнь».

      11, 9 % опрошенных, среди основных мотивов совершения  преступлений, назвали соблюдение  традиций исповедуемой религии  в сочетании с верой. Данные показатели могут свидетельствовать о ксенофобии, непринятии чужой веры, превосходстве традиций своей конфессии над другими.

       Анализируя  эмоциональное отношение к жертве, можно наблюдать, что в равной  степени среди большинства эмоций  встречается озлобленность и гнев. Как правило, и та, и другая эмоции недлительного действия, кратковременно протекающие, но зато обладающие большой силой воздействия над человеком, зачастую, образуя состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта). Проявляется чаще всего при совершении насильственных преступлений.120

       13, 8 % опрошенных, согласно результатам исследования, испытывали к своих жертвам ненависть, которая, в отличие от гнева и озлобленности, является сильным, длительно действующим чувством.

        Обобщая вышесказанное, к основные внутренним причинам религиозной преступности следует отнести: криминогенную ценностную ориентацию личности, ее нравственно – психологические качества, выраженные в убежденности в своей исключительности, превосходстве надо всеми, кто не является приверженцем их религиозных идей, нетерпимости к традиционным религиям, национально-духовным ценностям, ксенофобии, т.е. ненависти, неприятии, нетерпении к чему – либо чужому, незнакомому.

          Подводя итог рассмотрению вопроса  детерминации религиозной преступности, можно согласиться с мнением  Т.Н. Кильмашкиной, которая среди основных источников проявления религиозного экстремизма в России относила:

- духовные искания;

- духовные и психические  болезни;

- криминальные интересы;

- попытки расчленения  и искажения истинных ценностей  абсолютной религии;

- иностранная агрессия  с целью развязывания воинствующего  противоборства и анархизма в  духовном пространстве нашей  страны для разрушения ее суверенности.121

           Рассмотрев основные причины  религиозной преступности, можно  наблюдать специфику и своеобразие  данного явления, выраженное как  в самих преступных посягательствах,  так и в лицах, совершающих  данные посягательства. По своей  природе своеобразна и религиозная  среда, где грань преступного и религиозного очень тонка, что делает религиозную преступность высоколатентной, что само собой повышает ее общественную опасность.

       В связи  с этим, в ходе осуществления  предупреждения религиозной преступности, в силу ряда объективных и  субъективных причин, возникают  существенные проблемы, затрудняющие  этот процесс. 

         В соответствии с Указом Президента РФ от 06.09.2008 г. № 1316 ОВД являются главным координатором деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности.122

         Таким образом, именно  правоохранительные  органы являются главным субъектом, осуществляющим предупредительную деятельность. В связи с этим, необходимо рассмотреть каковы же представления сотрудников ОВД РФ о проблемах борьбы с религиозной преступностью. Для этого обратимся к результатам проведенного исследования Научного центра среди сотрудников Академии Управления МВД РФ в 2010 г.123

        В  ходе проведенного опроса, можно  наблюдать, что среди субъектов,  непосредственно призванных противодействовать  религиозной преступности, в частности  религиозному экстремизму, деятельности  деструктивных сект, нет единого  мнения в понимании, что же  такое деструктивная секта.

        Так  на вопрос какие религиозные организации следует считать деструктивными, 86 % опрошенных считают те организации, деятельность которых порождает религиозную рознь между людьми.124 Этот ответ во многом положителен и схож с мнением ученых, занимающихся этой проблемой. Однако, среди значительной части опрошенных сотрудников имеется не совсем верные подходы к пониманию данного вопроса. Так ¼ часть сотрудников считают деструктивными любые религиозные организации, не традиционные для нашего народа, 1/7 часть респондентов к деструктивным религиозным организациям относят любые нехристианские религиозные организации, при этом каждый восьмой опрошенный к ДРО относят любые не православные религиозные организации.125

      Данные  результаты настораживают. Ведь  государство, в лице правоохранительных  органов, должно выступать в  качестве независимого арбитра,  рассматривающего конфликтные ситуации  независимо от религиозной принадлежности  конфликтующих сторон. Вместе с  тем так называемый «человеческий фактор» предполагает, что люди участвующие в противодействии религиозной преступности, являются представителями определенной конфессии, тем самым подвержены воздействию всякого рода стереотипов, связанных с восприятием определенных религиозных групп в качестве дружелюбных (приемлемых), либо враждебных ( не приемлемых).126

        Таким образом, субъективное восприятие сотрудниками правоохранительных органов тех или иных религиозных организаций, относя «не приемлемые» к числу преступных, создает значительные проблемы в деятельности по предупреждению религиозной преступности, тормозя этот процесс, делая его не эффективным и не объективным.

      Однако, на  наш взгляд, этому способствует  ряд объективных причин. Основная  из них – несовершенство законодательства, где до сих пор отсутствует  легальное определение таких  понятий как «религиозный экстремизм»,  «деструктивная религиозная организация», и многие другие основополагающие  понятия, отсутствие которых позволяет  толковать их произвольно, в  силу особенностей восприятия  и представления о тех или  иных явлениях.

Информация о работе Религиозная среда и преступность