Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

   По мнению Иванова  А.М. высокая латентность такого  рода преступлений связана в  первую очередь с неправильной  квалификацией правоохранительными  органами и судом данной категории  деяний, в частности установления  истинного мотива преступления. Во многих случаях следствие  и суд склонялись к признанию  мотивом преступления не религиозную  ненависть или вражду, а хулиганские  побуждения.80

  Однако, отличительной  особенностью деяний, причиняющие  вред жизни и здоровью, по мотиву  религиозной ненависти или вражды  является способ совершения преступления. Данные преступления совершаются  с особой жестокостью, с нанесением  множественных ударов, что позволяет  определить типичные особенности  личности преступника и установление  истинного мотива. Кроме этого,  особое значение в установлении  мотива является обнаружение  у лица, совершившего преступление, различных надписей, листовок, литературы  религиозного характера, повреждения  на теле потерпевшего. При этом, немалую роль играют сведения о потерпевшем. Весьма очевидно, что жертвами преступлений данной категории становятся лица иного вероисповедания. При этом для лиц, совершивших преступления по религиозному мотиву, характерна убежденность в их превосходстве, истинности их учения, и нетерпимость к лицам иного исповедания, их неполноценности, что служит обоснованием совершения насильственных преступлений.81

  Таким образом, общим  для всех рассматриваемых составов  общеуголовной преступности является мотив религиозной ненависти или вражды. Наряду с этим, к данной группе преступности можно отнести и п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ, посягающий на общественную нравственность.

    По мнению А.С.  Шокеля побудительным мотивом, подталкивающим лицо к совершению преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ, может быть чувство омерзения, антипатии, ненависти по религиозному признаку. При этом религиозная ненависть или вражда отличаются своей демонстративностью, стремлением видеть в той или иной религии недостатки.82

  По мнению А.Ф. Минекаевой, религиозная ненависть или вражда могут стать мотивом к совершению преступления не только против лица, имеющего определенное вероисповедание, но и неверующего атеиста.83

 Надругательства над  телами умерших, осквернение могил  характерны и для членов деструктивных  сект, сатанинского характера, и  для так называемых антисемитов,  скинхедов, и др.экстремистских групп.

   В этой связи  важно отметить, что границы вышеперечисленных   преступлений, выделяемых нами в  той или иной группе преступности, весьма условны. Одни и те  же деяния совершают и члены  религиозных тоталитарных сект, и лица не состоящие в каких – либо религиозных организациях, но совершающие религиозные преступления в связи с неприязнью к той или иной религии.

• преступность членов религиозных тоталитарных сект;

Выделяемая нами данная группа религиозной преступности отличается наличием четко определенного круга  лиц, а именно: члены религиозных  тоталитарных сект, специфичным именно для них способом совершения преступлений, а главное степенью их опасности  для общества.

• преступность экстремистской направленности;

          Данная группа включает в себя  широкий круг лиц, и все вышеперечисленные  составы преступления, наряду с  чисто религиозно – экстремистским  содержанием: ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК  РФ. Кроме того, в отличии, от вышеперечисленных групп религиозной преступности, преступность экстремистской направленности отличается повышенной опасностью как для общества, так и для государства в целом, посягающая на основы конституционного строя и безопасность государства.

       В связи  со сложностью и наибольшей  опасностью двух последних групп  религиозной преступности рассмотрим  их более подробно в следующее  главе дипломной работы.

       Итак, в  данном параграфе мы рассмотрели  понятие религиозная преступность  как социальное, исторически изменчивое, массовое, уголовно – правовое, системное негативное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно – правовых деяний религиозной направленности и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени.

     Дали определение  религиозным преступлениям с  разных точек зрения, определились  с кругом деяний, входящим в  данную категорию преступлений.

       Кроме  этого рассмотрели особенности  личности преступника религиозных  преступлений как совокупность социально – психологических свойств и качеств человека, являющихся по своей природе причинами и внутренними условиями совершения преступлений религиозной направленности.

         И, наконец, выделили основные  группы религиозной преступности:

• преступность в сфере  нарушения прав граждан о свободе  совести и вероисповедания;

• общеуголовная преступность по мотивам религиозной ненависти или вражды;

• преступность членов религиозных  тоталитарных сект;

• преступность экстремистской направленности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ

2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты) 

 

         Как уже отмечалось, религиозная среда обладает как криминогенным, так и антикриминогенным потенциалом. Криминогенное влияние религиозной среды, в первую очередь, проявляется в появлении и развитии религиозной преступности, со всеми вытекающими негативными последствиями как для общества, так и для государства в целом.

       Наиболее  опасным и всеобъемлющим является  религиозный экстремизм, и как  одна из форм его проявления  – деятельность деструктивных тоталитарных сект, посягающих на личность и права граждан.

      На сегодняшний  день деструктивные секты приобрели  организационный, структурированный  характер, мощную финансовую базу, политические претензии, что само  собой повышает их опасность  для общества. Кроме того, статистические данные ФКУ «Главного информационно – аналитического центра» МВД РФ указывают на стремительную динамику роста преступлений экстремистской направленности, среди которых и преступления религиозной направленности, совершаемые членами деструктивных религиозных организаций. Так за период с января по март 2013 года было зарегистрировано 227 преступлений экстремистской направленности84,  в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда таких преступлений было зарегистрировано 174.85

    Увеличение количества  правонарушений со стороны религиозных  деструктивных организаций свидетельствует  о криминализации их деятельности.

     Ритуальные  убийства, истязания, похищение людей,  доведение до самоубийства, надругательство  и осквернение могил, вымогательство, мошенничество, распространение  литературы религиозно – экстремистской  направленности, публичные призывы  к смене власти, митинги с призывами  к насилию над представителями  других религий – это далеко  не полный перечень преступлений, совершаемых членами деструктивных  сект. Общественная опасность деструктивных религиозных организаций вытекает из криминальных особенностей их внутренней жизни, форм действия против традиционных религий, методов вербовки новообращенных.86

       Таким  образом, деятельность тоталитарных  сект и неограниченная законодательством  проповедь их членов носит  неприкрытый характер экспансии,  направленный на подрыв безопасности, гражданского мира и всех устоев  Российского государства.87

         В этой связи, можно говорить  о криминогенном влиянии религиозной среды на преступность, особо ярко проявляющей свое воздействие в форме религиозного экстремизма.

Религиозный экстремизм является одной из форм экстремизма. Однако законодательного определения данного понятия  не существует. Поэтому среди специалистов понятие религиозный экстремизм трактуется по разному.

        В.А.  Бурковская определяет религиозный экстремизм как целостную систему общественно опасных деяний, направленных на формирование и распространение любыми способами религиозных идей, произвольно объявленных истинными в ущерб всем иным религиозным или светским идеям, а так же на реализацию этих идей уголовно наказуемыми способами.88

       В.Н. Вдович, рассматривая религиозный экстремизм как юридическую категорию, предлагает свое определение: «религиозный экстремизм – это феномен общественной жизни, сформированный на базе той или иной религии, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, жестким противоборством в рамках одной или нескольких конфессий, ведущий к совершению религиозными группами или отдельными верующими общественно опасных противоправных наказуемых деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, общества и государства в целом.89

        Таким  образом, большинство ученых, занимающихся  изучением данной проблемы, характеризуют  религиозный экстремизм как приверженность  к крайним толкованиям вероучений, сопровождающаяся абсолютной нетерпимостью  к инакомыслию, убежденностью  в своей исключительности и  превосходстве над окружающими,  при этом реализующие свои  идеи общественно опасными способами.

        Как  уже было отмечено выше, наиболее ярко признаки религиозного экстремизма нашли свое отражение в деятельности так называемых деструктивных религиозных организациях.

        Под  деструктивными религиозными объединениями  В.Н. Вдович понимает организацию либо группу религиозной направленности, которая обладает следующими признаками:

• разрушает гармоничное  духовное и психическое состояние  личности, устоявшиеся традиции и  культуру, социальные нормы и общество в целом;

• практикует скрытое психическое  насилие над сознанием, поведением и жизнью индивидов без их добровольного  и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния  неестественной и противозаконной  зависимости;

• стремиться посредством  подчинения приверженцев культа к незаконной власти и личному обогощению.90

           Ю.В. Латов среди основных черт деструктивных религиозных организаций выделял:

1) внутреннюю деструктивность (разрушительность по отношению к духовному, психическому и физическому состоянию личности);

2) внешнюю деструктивность (разрушение общественных устоев, сложившихся социальных структур, культуры, порядка и общества в целом).91

       По разным подсчетам исследователей, в мире существует от несколько сотен до несколько тысяч религиозных сект разного толка, так или иначе противоборствующие с законом. Массовое проникновение тоталитарных сект в современную жизнь можно рассматривать как глобальное негативное явление, оказывающее влияние на жизнь отдельно взятого государства и мирового сообщества в целом.

       Россия  на протяжении всего исторического  развития была и в настоящее  время остается многорелигиозной страной, с преобладанием традиционных течений: православия, мусульманства и буддизма. В период перестройки, после провозглашения свободы вероисповедания, на нашу страну обрушилось целое нашествие всевозможных религий и течений. Россия стала местом паломничества новых, нетрадиционных сектантских образований «псевдорелигиознгого» толка, действующие с антигосударственной, антиобщественной, незаконной позицией, всяческим образом компрометируя религиозную среду, превращая ее в среду преступную.

        Распространение квазирелигиозных учений в конце 20 – начале 21 в.в. имеет множество причин. Среди них на первый план выходит характерная для нашего времени духовная опустошенность, отсутствие смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственности, социальных ориентиров как результат заполнения общественного сознания самыми противоречивыми взглядами: оккультизма, черной и белой магией, шаманства, астральных воздействий и др.92

           По некоторым данным, на территории  России действует около 700 деструктивных  и оккультных образований, значительная  часть которых официально не  зарегистрирована. При этом в  России насчитывается от 3 до 5 млн.  адептов религиозных сект, около  500 тыс. из которых в возрасте  до 18 лет, около 1 млн. – от 18 до 25 лет.93

            Как мы видим, организаций подобного  рода множество, однако практически  все из них обладают типичными  свойствами, позволяющие разграничить  деятельность того или иного  религиозного объединения на преступные и не преступные.

Информация о работе Религиозная среда и преступность