Развивающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей
среды современного детского сада.
§1 Принципы и проблемы построения развивающей среды
детского сада
§2 Современные подходы, к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
ГЛАВА 2 Организация среды для развития математических
представлений дошкольников
§1 Особенности построения математической развивающей
среды в соответствии с современными образовательными
§2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ         
 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей          

               среды современного детского сада.

            §1 Принципы и проблемы построения развивающей среды                                                   

                детского сада

            §2 Современные подходы, к формированию предметной

                 развивающей среды дошкольных  учреждений

ГЛАВА 2  Организация среды для развития математических

                   представлений дошкольников          

            §1 Особенности построения математической развивающей

                среды в соответствии с современными                                  образовательными

            §2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ   
 
 
 

                                        

ВВЕДЕНИЕ

          

    Важной  задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

    Большую часть времени в детском саду  ребенок проводит в группе, а малыши  вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации  предметной среды в групповом  помещении.  Здесь все имеет  значение: цвет стен и потолка, разделения пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками [18, 96].

    Исследуя  среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда  наполненная нравственно-эстетическими  ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в  ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев). Л.С.Выготский понимает под ней своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром.

    ПРОБЛЕМА: Способствует ли специально созданная  развивающая среда математическому  развитию дошкольников

    ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: Математическое развитие дошкольников

    ПРЕДМЕТ: Развивающая среда как средство математического развития дошкольников

    ЦЕЛЬ: Определить содержание и приема работы развивающей среды в детском  саду для математического развития дошкольников

    ЗАДАЧИ:

    1.Раскрыть  содержание понятия «развивающая  среда»;современные подходы к  формированию представленной развивающей  среды дошкольных учреждениях  и принципы ее построения

    2.Рассмотреть  особенности создания предметно-развивающей  среды математического содержания в зависимости от образовательных целей

    3.Составить  рекомендации по построению математической  развивающей среды в детском  саду 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

            ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ

                 СРЕДЫ   СОВРЕМЕННОГО     ДЕТСКОГО САДА 
 

               Проблемы и принципы построения  развивающей среды 

                                               детского сада

       

      Предметный мир детства - это  не только игровая среда, но  и среда развитая всех специфических  детских видов деятельности (А.В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад- это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни [8, 322].

      Для повышения качества образовательных  услуг, построения эффективного  педагогического  процесса в  современном детском саду принципиально  важным является создание предметно-  пространственной среды в соответствии с нормативными требованиями и подходами к ее проектированию.

      Для отбора оборудования, учебно- методических и игровых материалов  предметно- развивающей среды  необходимо руководствоваться следующими  документами: 

      - концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным коородинационным советом по общему образованию Министерства образования РФ

      - Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений », утв. постановлением, Главного государственного санитарного врача России .

      - Письмо Минобразования России « О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».от 15.03.2004№ 035146 ин/1403.

      -Письмо Минобразования России « О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»от 17.05.1995 №61/1912.

      -Концепция построения развивающей чреды в дошкольном учреждении

( авторы  В. А. Петровский,Л. М. Кларина,  Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993г.)

     -Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А.Петровский, 1989г)[1, 115].

       Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от  взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, берут на себя ответственность создать таких условий, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

      Данная проблема разрабатывалась  рядом известных психологов и  педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л.  Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А.  Петровский, Сековец и др.

      Сам термин «развивающая среда»  стал очень популярен и используется  многими авторами. Однако, понятие  «среда» не имеет четкого и  однозначного определения в мире  науки. 

       Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.

       Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

       Большинство специалистов используют  концепцию доктора психологических  наук СЛ. Новоселовой.

       Развивающая предметная среда  – это система материальных  объектов деятельности ребенка,  которая в свою очередь моделирует  содержание духовного и физического развития ребенка [9, 3].

       В данном случае понятие «предметная  среда» выступает в узком смысле  своего значения, т.е. как средовое  пространство, заполненное предметами  мебели, быта, игрушками, живя среди  которых ребенок с помощью  взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. По словам Леонтьева – главнейшее условие психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества.

       Неудивительно, что этот мир  оказывает свое формирующее воздействие  на все стороны развития ребенка.

      Таким образом, предметно - пространственная  среда — составная часть развивающей  среды дошкольного детства. 

 Развивающая  предметно- пространственная среда-  это естественная комфортабельная  обстановка, рационально организованная  в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

       На основе анализа современных  исследований, разработок и педагогической  практики, не претендуя на полноту,  выделим ряд проблем в организации  предметно-развивающей среды детского сада:

      1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

      2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

      3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

      4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости [13, 63].

      5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

      6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

      7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

      8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Информация о работе Развивающая среда