Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

     Так на вопрос, каковы причины недостаточной  эффективности борьбы органами  внутренних дел с религиозной  преступностью, 74 % сотрудников указывали  именно на несовершенство нормативно  – правовой базы.127

 

           Кроме этого, в числе объективных  причин можно выделить отсутствие  классификации и государственной  системы учета преступлений, совершаемых  членами деструктивных религиозных  организаций, а так же общеуголовных преступлений по мотивам религиозной ненависти или вражды и ряд других преступлений, относящихся к числу религиозной преступности, что делает неосуществимым анализ реальной ситуации религиозной преступности в стране.128

          Таким образом, объективно существующие  проблемы не позволяют в полной  мере осуществлять государственную  политику, направленную на противодействие  экстремизму. Более того, так получается, что сотрудники не в полной  мере владеют информацией о  состоянии религиозной преступности, кроме всего они даже не  знают, в отношении кого направлена  предупредительная деятельность. А  это серьезные проблемы.

         Далее, в числе причин недостаточной  эффективности борьбы ОВД с  религиозной преступностью, 64 % опрошенных  назвали «слабую поддержка общественных организаций».129 Зачастую существующие национально – религиозные диаспоры, землячества, и другие религиозные организации, с некой осторожностью вступают во взаимодействие с правоохранительными органами.

       Однако, на наш взгляд, критиковать религиозные  организации в отсутствии поддержки  в профилактической деятельности  религиозной преступности опрометчиво.  Ведь инициатива в данной деятельности  должна исходить в первую очередь  именно от правоохранительных  органов, а не от религиозных  организаций. Используя антикриминогенный потенциал религиозной среды, проявляя инициативу и усердие, позволят реализовать задачи, поставленные перед ведомством.

             Так М.П. Киреев, выделяя Департамент по противодействию экстремизму МВД России как основной гарант координационных отношений, считает, что к разоблачению, документированию противоправной деятельности религиозной преступности, помимо Департамента, должны привлекаться все службы и подразделения ОВД различного уровня. Так, в ГУВД по Воронежской области накоплен опыт организации такой деятельности, в частности, в районных отделах органов внутренних дел созданы группы из представителей инспекции по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных и оперативных сотрудников, к прямым функциональным обязанностям которых отнесены вопросы координации и взаимодействия с религиозными организациями, представителями этнических землячеств в деятельности по предупреждению религиозной преступности.130

       Кроме  этого, нельзя не согласиться  с мнением М.П. Киреева, который  считает, что наряду с активными  действиями сотрудников органов  внутренних дел по установлению  координационных отношений с  религиозными организациями в  интересах решения проблем, связанных  с противодействием религиозному  экстремизму, для успешного налаживания  этих отношений важна инициатива  и самих руководителей таких  организаций. 131

       В.Н.  Вдович, среди основных проблем противодействия религиозной преступности относил недостаточность знаний сотрудников органов внутренних дел, в вопросе особенностей религиозных сект, в том числе их тоталитарных форм. По его мнению, оперативное распознание сектантов в ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых по религиозным мотивам, возможно лишь при знании наиболее существенных сторон как традиционной для России православной веры, так и других религиозных течений. Кроме того, учитывая, что каждая тоталитарная секта имеет свою специфику в противоправных действиях и приемах сокрытия преступлений, вытекающую из их религиозных взглядов, перед сотрудниками ОВД стоят задачи не только в выявлении причастности к правонарушению религиозной преступности, но и конкретизации секты правонарушителя. Все это, безусловно, требует знаний и сравнительного анализа их догматических и мировоззренческих установок.132

      Так же  можно согласиться с мнением  П.Н. Кобец, который полагает, что основным условием работы по предупреждению и пресечению религиозной преступности является обладание полной и всесторонней информацией о религиозной ситуации в населенном пункте, регионе, в целом по стране, а так же об основных религиозных течениях, действующих на территории России. В этой связи, по его мнению, серьезной проблемой является отсутствие в правоохранительных органах полноценных структур, способных контролировать и объективно отслеживать религиозные движения с позиции их правовой опасности, а так же осуществлять профилактические действия, принимать меры в отношении запрещенных религиозных образований. Кроме этого, П.Н. Кобец отмечает, что в случаях пропажи детей, убийстве, и ряде других преступлениях, религиозный мотив преступления правоохранительными органами не рассматривается. Это в значительной степени осложняется и тем, что в настоящее время научно обоснованная тактика и методика выявления и раскрытия преступлений, совершаемых по религиозным мотивам, еще не разработана.133 И это еще одна проблема предупреждения религиозной преступности.

        Как  мы видим, большинство исследователей  сводятся к проблеме предупреждения  религиозной преступности, касающейся  того, что сотрудники органов  внутренних дел не обладают  достаточными знаниями об особенностях  и деятельности сект, а так  же имеют малозначащие представления  о традиционных культурообразующих религиях. Именно это затрудняет процесс противодействия религиозной преступности. Кроме того, религиозная ситуация, которая сложилась в России, требует от руководителей органов внутренних дел знаний особенностей основных конфессий и умения использовать их в оперативно – служебной деятельности и работе с личным составом.

      В этой связи, не менее важным, на наш взгляд, является проблема подготовки кадров ОВД в вопросах противодействия религиозному экстремизму. Из проведенного нами исследования видно, что …

       

 

 

 

1 http://mvd.ru/upload/site1/document_file/vlXMMRlab8.pdf

2 http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/851258/

3 Силантьев Р. А. Исламо-христианский диалог в России в новейший период // Вопросы философии— 2010. — № 9.

4 Уолтер Стейс. Мистицизм и человеческий разум / Пер. с англ. Л.А. Бессоновой //

Архетип. Филос. психоаналит. журн. – М., 2007. – № 3–4. – С. 58-74.

5 Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 2006. Социологическая энциклопедия. В 2 т. М., 2009.

6 Гараджа В. И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преподавателей сред. шк. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 348 с. 

7 Гараджа В. И. Религиеведение // Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М.: Мысль, 2011. — Т. 3. — С. 435—436.

8 Надараиа, З. Г. Цели, задачи и значимость криминологического  исследования нетрадиционных религиозных объединений антисоциальной направленности //Российский следователь. -2010. - № 20. - С. 23 - 25

9 Основы религиоведения Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.И. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова .- М.:Высш. шк., 2011.С. 324.

 

10 Основы религиоведения Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.И. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова .- М.:Высш. шк., 2011.С. 325-329.

11 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2011.С. 322.

12 Фролов С.С. Социология Мск: Наука, 2012. С. 154.

13 Вагина Н. Б. Криминологическая характеристика религиозной среды : Особенности преступности и нетрадиционные технологии подчинения лидеру организации адептов-последователей : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

14 http://warrax.net/54/putin.html

15 http://www.forbes.ru/news/126118-putin-prizval-zhestko-reagirovat-na-provokatsii-protiv-religii#comments

16 Ст 28 Конституции РФ

17 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

18 Источник: данные ВЦИОМ и Фонда «Общественное мнение»// В.Ф.Чеснокова «Тесным путем», М.,

2012 г., С. 8

19 Вагина Н.Б.  автореферат « Криминологическая характеристика религиозной среды: особенности преступности и нетрадиционные технологии подчинения лидеру организации адептов – последователей».

20 Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. докт. юрид. наук, профессора Д. А. Шестакова. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003, С. 55.

21 Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. докт. юрид. наук, профессора Д. А. Шестакова. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003, С. 55-56.

22 Преступность и криминология на рубеже веков: Материалы 12 Международного Балтийского криминологического семинара/ Под редакцией Я. Гилинского и Я. Костюковского; перевод с русского на английский язык и с английского на русский язык выполнен Я. Костюковым, И. Колмаковым. – СПб.: Специальный факультет по переподготовке кадров по юридическим наукам Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. – с. 55-57.

23  Дмитриев О. В., Фокин М. С. Сектантство: уголовно-правовые аспекты: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. С. 6.

24 Дмитриев О. В., Фокин М. С. Сектантство: уголовно-правовые аспекты: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. С.7.

25 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 45-46.

26 Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. с.233.

27 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 47.

28 Устав князя Владимира Святославовича. Синодальная редакция // Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 томах. Т. 1. — М.: Юридич. лит-ра, 2008. С. 148-149.

29  Устав князя Ярослава. Пространная редакция //Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. — М.: Юридич. лит-ра, 2008 г. С. 122.

30 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 49.

31 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 50-55.

32 Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 3. — М.: Юридич. лит-ра, 2008 г. С. 85-86.

33 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 55-56.

34 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 59.

35 Дмитриев О. В., Фокин М. С. Сектантство: уголовно-правовые аспекты: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. С.9.

36 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 78.

37 Николин А. Церковь и государство. — М.: Издание Сретенского монастыря, 2007. С. 19.

38 Бобрищев  A.M. Суд и раскольники-сектанты // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 3. — М.: Юридич. лит-ра, 2012. — С. 56-57

39 Бобрищев  A.M. Суд и раскольники-сектанты // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 3. — М.: Юридич. лит-ра, 2012. — С. 58

40 Дмитриев О. В., Фокин М. С. Сектантство: уголовно-правовые аспекты: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. С.12

41 Н.В. Потапова : Вероисповедное законодательство Российской империи в начале ХХ В.: «Свобода совести» и «Веротерпимость» // Правоведение.- 2012. - №3 (271).- С. 215.

42 История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., 2012. С. 233.

43 Юрчикова А.Ю. Указ 17 апреля 1905 г. «Из истории свободы вероисповедания в России» // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 3. М., 2009. С. 16 - 19.

          44 Н.В. Потапова : Вероисповедное законодательство Российской империи в начале ХХ В.: «Свобода совести» и «Веротерпимость» // Правоведение.- 2012. - №3 (271).- С. 219.

45 Н.В. Потапова : Вероисповедное законодательство Российской империи в начале ХХ В.: «Свобода совести» и «Веротерпимость» // Правоведение.- 2012. - №3 (271).- С. 221-222.

46 Дмитриев О. В., Фокин М. С. Сектантство: уголовно-правовые аспекты: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. С.13

47 История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., 2012. С. 322.

48 Декрет СНК 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // История государства и права. – 2009. - № 9. – С. 17 – 19.

49 Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века (конституционно-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. -М, 2009. С. 18.

50 История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., 2012. С. 380-382.

51 Поспеловский Д. В Русская Православная Церковь в XX веке. -М., 2008. С. 106.

52 Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года//История государства и права. – 2010. - № 17. – С. 17 – 19.

53 Башкатов Леонид Дмитриевич. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001.С. 77.

Информация о работе Религиозная среда и преступность