Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Роль МВД 2.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Эффективная организация  общей виктимологической профилактики предопределена специфическими особенностями  и должна, по нашему мнению, строиться  на следующих концептуальных мерах  и направлениях.

Прежде всего, как справедливо отмечается в  виктимологической литературе, необходимо изменить традиционный и многолетний подход к профилактике, ориентированный исключительно на потенциальных правонарушителей и оставляющий за ее пределами предупредительное воздействие на потенциальных жертв. В более широком плане речь должна идти об общей переориентации деятельности правоохранительных органов на первоочередную защиту прав и интересов реальных и потенциальных жертв преступлений. Современная государственная политика борьбы с преступностью требует осознания усугубляющегося фактора жертв преступлений, ибо жертва преступления является «стражем ворот» системы уголовной юстиции. Поэтому вся работа по профилактике преступности, вся практика уголовной юстиции должна быть настроена на сотрудничество с жертвой.105

Между тем, как  показывает современная практика борьбы с преступностью и многочисленные исследования, такой подход до сих пор не воспринят ни в доктрине, ни в практической политике. Правоохранительные органы многие десятилетия были привычно ориентированы на репрессивную функцию уголовного закона, на приоритетную защиту государственных интересов (а не интересов личности), на сосредоточие основного внимания на фигуре преступника. Такая ориентация всей системы уголовной юстиции оказалась психологически несовместимой с декларируемой ныне приоритетной защитой личных прав и интересов граждан.

В настоящее  время, если не считать конституционных  деклараций, реальные приоритеты в  борьбе с преступностью никак  не связаны с решением главной  задачи - обеспечением безопасности граждан - потенциальных жертв преступлений. В законодательной деятельности и в практике правоохранительных органов их интересы игнорируются, а результаты виктимологических исследований и виктимологическая концепция предупреждения преступности своего отражения не находят. Отсюда растет ощущение незащищенности, пассивности и нежелания реальных и потенциальных потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами. С ростом отчуждения граждан от следствия и правосудия в целом связана, в свою очередь, и такая важная социально-психологическая проблема, как страх населения перед лицом растущей криминальной угрозы.

Важнейшей задачей  сегодня является психологическая  перестройка правосознания работников правоохранительных органов, где важная роль принадлежит организации специализированной подготовки сотрудников по всему спектру отношений между полицией и потерпевшими. Такая изначально важная мера организации виктимологической профилактики давно сложилась и оправдала себя в практике правоохранительных органов развитых зарубежных стран. В Великобритании, например, в соответствии с циркулярами МВД 1986 и 1988 гг. на всей территории страны предусмотрена реализация разноплановой программы переподготовки и обязательного обучения полицейских всех уровней, ориентированной на виктимологическую профилактику, осознание сотрудниками полиции интересов и нужд жертв преступлений, обучение методам обращения с жертвами, способам предупреждения виктимизации. Аналогичные программы обучения, а также разработанные совместно специализированными общественными организациями программы по профилактике виктимности действуют в ФРГ, США и других странах.

В рамках необходимого изменения отношения к жертвам  преступления со стороны общества в  целом радикальная перестройка  отношения к ним со стороны  работников правоохранительных органов особенно актуальна. Направление этой важной работы должно включать в себя максимально внимательное и бережное отношение к потерпевшим, взаимоуважение и партнерское взаимодействие, всемерную защиту, помощь и обеспечение необходимой информации (о правах потерпевших, о ходе расследования дела, возможностях получения компенсации ущерба и т.д.).106

Особенно все вышеотмеченное относится к жертвам изнасилований. Пока такой перестройки сознания сотрудников правоохранительных не произошло, их отношение к женщинам - жертвам изнасилования, весь антураж проведения медицинской экспертизы и других следственных действий, незащищенность потерпевших от преступников и их сообщников в ходе следствия и суда делают женщину заложницей собственной беды. Учитывая состояние только что пережитого шока, она не боец против насильника, на стороне которого фактически сражается государство.107

До сих пор  ни общество, ни одна из ветвей власти, ни правоохранительные органы не считают  отношение к потерпевшим, в том  числе особенно к потерпевшим от насильственных преступлений, своей актуальной проблемой, и лишь благодаря настойчивости энтузиастов виктимологического движения, многочисленным публикациям и дискуссиям в средствах массовой информации и вниманию международной общественности эта проблема обсуждается, но до сих пор остается нерешенной.

В отличие от российского, почти все мировое сообщество начиная с конца 40-х годов прошедшего столетия последовательно проводит в жизнь идею защиты жертв преступлений от произвола преступников и властей. В этом направлении совершенствуется национальное законодательство, проводятся семинары, симпозиумы, создаются различного рода социальные службы, фонды помощи, дома доверия и спасения потерпевших. Наряду с профессиональной деятельностью по факту преступления не менее профессионально ведется работа с жертвами преступлений в интересах недопущения их повторной виктимизации.108

Психологи и  медики, представители общественных организаций, родители и родственники потерпевших, как видно, не случайно выражают в связи с этим свою крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией. Поэтому сегодня так важна разъяснительная работа с сотрудниками правоохранительных органов всех уровней, помогающая им осознать опасность роста насилия, политика «открытых дверей», взаимоуважения, участия и поддержки защиты, помимо всего прочего стать одним из средств повышения их авторитета в глазах населения, вызвать доверие и готовность граждан активно помогать в укреплении правопорядка и в конечном итоге покончить с отчуждением граждан от системы правосудия.

Такая политика, кроме того, призвана способствовать и решению крайне острой проблемы вторичной виктимизации потерпевших  с тем, чтобы противостоять социально-психологическим  последствиям насильственных преступлений, и в первую очередь психологическим последствиям сексуального насилия. Речь идет о том, что акты насилия, проигнорированные органами правопорядка и не получившие специальной психологической поддержки жертв, дают впоследствии сниженную самооценку, гипертревожность (в том числе по поводу детей), чувство вины, боязнь повторного насилия и связанные с этим сексуальные проблемы, эмоциональные расстройства нередко с суицидальным финалом, злоупотребление алкоголем и сомнительными лекарственными препаратами, чувство неполноценности, ролевое самоощущение жертвы, чувство социальной беззащитности и т.п.109

Необходимо  создание информационной базы виктимологической  профилактики, которая в настоящее  время практически отсутствует. В существующей в последние годы форме статистической отчетности приводится неполный перечень категории потерпевших без какой-либо привязки последних к виду самого преступного посягательства, можно найти данные, которые свидетельствуют только о количестве потерпевших. Речь в данном случае идет о создании достаточно полной системы учета и статистики жертв преступлений в государственной отчетности всех правоохранительных органов.

Причины неполноты  и недостоверности уголовной  статистики разнообразны и сочетают в себе факторы объективного и  субъективного плана. В самом  общем плане к их числу принято относить политику и практику регистрации преступлений, практику отказа в возбуждении уголовных дел и вытекающий отсюда рост латентности насильственных преступлений. Этот неполный перечень факторов создает своеобразный порочный круг, который приводит в конечном итоге к утрате авторитета и доверия к органам полиции со стороны граждан, в силу чего многие из них отказываются заявлять о совершенных в отношении их преступлениях.

Чтобы преодолеть статистическую неопределенность, необходимо предусмотреть в статистике МВД такие показатели, как демографические характеристики жертв, характер преступлений, доля потерпевших в той или иной социальной группе и другие не менее важные сведения о потерпевших в зависимости от совершенного посягательства.110

Итак, неполнота  и недостаточная достоверность  статистики насильственной преступности, а главное, отсутствие в ней информации о жертвах преступлений крайне затрудняет определение и конкретизацию  задач, направлений и форм профилактики насилия. В этих условиях наряду с совершенствованием самой статистической отчетности значительно возрастает потребность в проведении все более детальных и целевых виктимологических исследований самого различного плана - о личности, поведении потерпевших, характере их взаимоотношений с правонарушителями и правоохранительными органами, о масштабах вредных последствий и т.д. Результаты таких исследований позволят в значительной мере восполнить проблемы статистической информации и повышают уровень достоверности представлений о формах и масштабах виктимизации.

Как уже отмечалось, меры, направленные на виктимологическую  профилактику, на защиту реальных потенциальных  жертв преступных посягательств, должны быть связаны с созданием самостоятельной  целевой программы, тесно увязанной с программой борьбы с преступностью, но никак не сводимой к ней. Проведенное исследование, как и исследования других авторов, подтвердило вывод о том, что основная масса таких тяжких насильственных преступлений (как убийства и причинение тяжкого вреда здоровью) - это традиционные преступления, совершаемые на почве межличностных конфликтов в сфере быта и досуга (в том числе на почве семейных конфликтов). Несмотря на определенные изменения всего уклада современной жизни, такие преступления и их механизмы в целом сохранили свою типичность, однако необходимость совершенствования форм и методов их профилактики не только не снизилась, но стала еще более актуальной. Поэтому на фоне крайне неблагоприятной динамики насильственных преступлений сегодня еще более остро стоит вопрос о создании таких специализированных комплексных социальных программ, как, например, программы оздоровления семьи и быта, важной частью которых должны стать профилактика и борьба с пьянством и алкоголизмом. Особое значение при этом имеет комплекс мер, направленных на сдерживание криминогенного потенциала молодежи и подростков, на социальную поддержку студентов и учащихся системы профтехобучения, с тем, чтобы они не решали свои проблемы противоправными способами, чтобы оздоровить их быт и досуг, чтобы выстраивать нормальный стиль поведения и взаимоотношений в среде молодежи.

Эффективное использование  средств массовой информации, совершенствование  форм и методов правовой пропаганды также имеют большое воспитательное и профилактическое значение в деле предупреждения насильственных преступлений и защиты потенциальных и реальных жертв насилия. К сожалению, в последние годы взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации пока ограничивается сообщениями о совершенных преступлениях и обращение за помощью в деле розыска преступников.

Эффективное использование  средств массовой информации тесно  связано и с пропагандой правовых знаний, с повышением правовой культуры общества, со снижением как никогда  высокого уровня нигилизма.

Согласно результатам опроса 1318 посетителей официального интернет-сайта МВД России на вопрос о том, какое из направлений работы органов внутренних дел должно наиболее широко освещаться в СМИ, 149 участников ответили, что профилактика и пресечение преступлений и проявление экстремистского характера111

Возможно расширение функций подразделений службы профилактики либо создание специальных подразделений, на которые будет возложена виктимологическая  профилактика потенциальных жертв  насильственных преступлений.

Сегодня самостоятельной специализированной службы, ответственной за профилактику виктимного поведения, в центре и на местах нет, как нет и сколь-либо детальной регламентации этой деятельности в самом профилактическом законодательстве.

В настоящее  время имеется законодательное закрепление мер государственной защиты жертв и свидетелей преступлений - это неразглашение сведений о защищаемых лицах; при необходимости рассмотрение уголовных дел в закрытом судебном заседании; прослушивание телефонных переговоров защищаемых лиц; выдача им оружия и других средств индивидуальной защиты; предоставление другого жилища и другой работы, замена документов и другие специальные меры обеспечения безопасности, а также меры ответственности должностных лиц за нарушение требований по их обеспечению. Это, конечно, позволит избавить указанных лиц от огромного давления, оказываемого на них преступными сообществами, особенно по крупным делам о тяжких насильственных преступлениях, устранить их правовую, физическую и социальную незащищенность и во многом переломить криминальную ситуацию. Однако одного Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» недостаточно для успешной виктимологической профилактики.

В контексте  указанных соображений следовало бы, на наш взгляд, положительно решить вопрос о разработке и принятии федерального законодательства, касающегося предупреждения преступлений, в рамках которого необходимо уделить внимание и виктимологической профилактике.

Подводя итог вышеизложенному, полагаем необходимым выделить основные направления мер общей и индивидуальной виктимологической профилактики. В частности, к мерам общей профилактики относятся следующие направления: выявление криминогенных ситуаций и принятие мер по их устранению; информирование населения о криминальной ситуации и о поведении граждан, обеспечивающем их защиту от преступных посягательств; инструктаж лиц, обладающих повышенной виктимностью в силу социально-ролевых особенностей, об их поведении, обеспечивающем защиту от преступных посягательств; оказание помощи гражданам  в оборудовании помещений, иных мест хранения защитными устройства.

К мерам индивидуальной виктимологической профилактики относятся  выявление лиц с повышенной виктимностью (то есть потенциальных жертв преступлений); обеспечение личной безопасности лиц, профессиональная обязанность которых обуславливает их повышенную виктимность; воздействие на потенциальных жертв преступлений с целью активизации их внутренних защитных возможностей; контроль за поведением потенциальных жертв преступлений, оказание им помощи в защите от преступных посягательств.

Информация о работе Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел