Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Роль МВД 2.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Помимо предусмотренных  уголовно-процессуальным законом мер  процессуального принуждения, а  также ряда следственных действий принудительного  характера, которые, безусловно, обладают превентивными свойствами, единственной профилактической формой, используемой следователями в ходе предварительного расследования по уголовным делам, является внесение соответствующим организациям или должностным лицам представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона112.

Таким образом, полагаем необходимым подчеркнуть, что основной задачей, которая стоит сегодня  перед сотрудником органов внутренних дел при осуществлении виктимологической профилактики, является выявление на основе данных о потерпевших их наиболее типичных личностных признаков, характеристики поведения и виктимно опасных ситуаций, способствующих повышению индивидуальной виктимности конкретного лица.

Успешно бороться с преступностью  можно не только путем сокращения числа лиц, склонных к правонарушениям, но и принимая соответствующие меры к уменьшению числа возможных  жертв.

 

 

 

2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних

 

На сегодняшний день тревогу в нашем обществе вызывает омоложение преступности. Полагаем, что причина этого, кроме прочего, кроется и в происходящей последние 10 лет перераспределение собственности и имущественном расслоении населения. Наиболее быстро реагирует на изменения в обществе молодое поколение – несовершеннолетние. Преступность среди несовершеннолетних «помолодела», – это первый признак неблагополучия общества. В этих условиях как никогда актуальной становится задача предупреждения преступности. Криминологические исследования показывают, что семь из десяти преступлений могут быть предотвращены при действенной профилактике. В первую очередь это касается несовершеннолетних.113

В современной России в условиях деградации многих традиционных общечеловеческих ценностей в совокупности с финансовыми проблемами и резким снижением уровня жизни имеет место достаточно высокий уровень беспризорности и преступности несовершеннолетних114.

Важнейшую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних сыграл Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 122-ФЗ. Он установил перечень органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 1 ст. 4). К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН И ЗП), органы управления социальной защиты населения, органы управления образования, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранения, органы Службы занятости, органы внутренних дел. Важно отметить, что в органах системы профилактики могут создаваться дополнительные учреждения (п. 2 ст. 4 Закона). Законодатель не установил исчерпывающего перечня учреждений, входящих в систему профилактики.115

Согласно ст. 20 указанного федерального закона органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непосредственно профилактической деятельностью в отношении несовершеннолетних в системе органов внутренних дел занимаются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее сокращенно ПДН), Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее сокращенно ЦВСНП116.

Определим основные направления  профилактической деятельности указанных  структурных подразделений органов  внутренних дел. 

Подразделения по делам  несовершеннолетних районных, городских  отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

– проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, преступления, состоящие на учете в иынх специализивраонных органанх по работе с «трудными подростками», а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния,

–  осуществляют в  пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных  в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке  направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

– рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

– информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о  причинах и об условиях, этому способствующих;

– и прочее.

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения; доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.117

Подразделения органов  внутренних дел в пределах своей  компетенции выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений; осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.118

Однако, как отмечено в Указание МВД РФ и Генеральной  прокуратуры РФ от 3, 28 июня 2002 г. №№ 1/4025, 37/21 «О мерах по предупреждению повторной и групповой преступности несовершеннолетних», органы внутренних дел не всегда в полном объеме реализуют вышеуказанные меры по профилактики преступлений несовершеннолетних: «Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации обеспокоены снижением уровня работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию повторных и групповых преступлений несовершеннолетних. Растет число совершаемых ими тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых превышает 80%. Каждый второй подросток, попавший в поле зрения правоохранительных органов, совершает общественно опасные деяния повторно. Увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе устойчивых преступных групп».

Как отмечено в Указании практически повсеместно органы внутренних дел не выполняют требования Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних». Подразделения по делам несовершеннолетних не наладили должного взаимодействия и обмена информацией с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков. Не налажена должная скоординированность действий служб и подразделений органов внутренних дел. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, патрульно-постовой службы полиции, участковые уполномоченные полиции, представители службы полиции, следственных подразделений нередко действуют в отрыве друг от друга. Контроль за поведением несовершеннолетних, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», во многих регионах не обеспечивается. Не принимается необходимых мер по выявлению преступных групп несовершеннолетних, их разобщению, а также установлению лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Продолжается порочная практика систематического отвлечения работников подразделений по делам несовершеннолетних на выполнение несвойственных для них функций. В итоге немало подростков, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, остаются вне поля зрения.119

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, не всегда выполняются требования уголовно-процессуального закона о выяснении обязательных обстоятельств: возраст, условия жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Допускаются факты поверхностного исследования обстоятельств и мотивов совершения преступлений. Грубые просчеты имеются в работе по выявлению взрослых участников преступлений. Зачастую предъявленное им обвинение, помимо показаний несовершеннолетних, не подтверждается соответствующими доказательствами. Оперативно-розыскные мероприятия по установлению таких лиц практически не проводятся. В результате количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, уменьшается, а более половины привлеченных к уголовной ответственности взрослых лиц судами оправдываются. Не единичны случаи волокиты при расследовании указанных преступлений.

Прокурорский надзор в этой сфере не носит целенаправленного  и упреждающего характера. Многие прокуроры смирились с существующими просчетами и нарушениями. При поддержании государственного обвинения по делам несовершеннолетних зачастую не проявляют активности в исследовании личности подсудимых, условий их жизни и воспитания, обстоятельств совершения преступления, а также не всегда правильно ориентируют суды в вопросах определения меры наказания.120

Полагаем, что в целях  устранения указанных недостатков  необходимо, в первую очередь,  наладить взаимодействие и обмен информацией между всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработать единый комплекс мер по предупреждению групповой и повторной преступности несовершеннолетних, выявлению формирующихся и действующих подростковых криминальных группировок, привлечению к уголовной ответственности их лидеров и активных участников. К первоочередным задачам также относится подготовка квалифицированных кадров для работы с трудными подростками, возложение на них обязанностей по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними. Необходимо, как отмечено в Указании, исключить факты возложения на сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних обязанности, не связанных с их основной деятельностью, а также возложения дополнительных обязанностей на оперуполномоченных уголовного розыска, закрепленных в горрайорганах внутренних дел за осуществлением деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними.121

Большое значение в формировании молодых людей как личностей имеет семья. Конечно, от семьи зависит многое. Педагоги часто используют термин «неблагополучная семья». К таким семьям, как правило, относят семьи алкоголиков, наркоманов, безработных. На подростковую преступность влияют также такие факторы, как отступление в воспитании от принципов гуманизма (человеколюбия) и демократизма, усиление среди родителей, родственников и знакомых правового нигилизма, т.е. пренебрежительного отношения к законам, формирование установок на возможность силового решения проблемы. К сожалению, наблюдается «поглощение» криминальной средой значительной части современного российского общества.122

Статистические данные МВД России свидетельствуют, что  почти 50% подростков, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. Вместе с тем и в семьях, где воспитание осуществлялось матерью либо отчимом или лицом, не состоящим в браке (52%), подростки зачастую становились правонарушителями, поскольку в подобных семьях нередко распространено эмоциональное отвержение ребенка, т.е. дети никому не нужны и предоставлены сами себе. 123

Немалую часть делинквентов составляют внебрачные дети, у 9% отцы или  матери находятся в местах лишения  свободы. Жестокое отношение со стороны  родителей, неполноценное питание приводят к ухудшению психологического климата в семье, к увеличению стрессовых ситуаций. Дети часто убегают из таких семей. По данным МВД России, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения свыше 90 тыс. юных россиян. О кризисе семейного института свидетельствует тот факт, что ежегодно в стране регистрируется большое число разводов.124

Информация о работе Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел