Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Роль МВД 2.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

В тоже время неполный состав семьи еще не свидетельствует  о том, что воспитывающийся в  ней ребенок является потенциальным  правонарушителем или преступником. Как следует из обобщения судебной практики Володарского районного суда г. Брянска за 2008 год по уголовным делам в отношении несовершеннолетних с применением ювенальных технологий 27 преступивших закон подростков воспитывались в полных семьях, 30 человек в семье с одним родителем (преимущественно с матерью), 2 подростка в связи со смертью родителей под государственной опекой и попечительством125. Таким образом, в «группе риска» находятся подростки как из полных, так и неполных семей. 

Как отмечено в Решении  заседания Общественного совета при Управлении внутренних дел по Брянской области от 13 ноября 2008 года № 2 фоном для проявления насилия является распространение бытового пьянства, алкоголизма, безработицы, имущественные споры и, как следствие, рост конфликтных ситуаций в семье. Практически каждое шестое преступление совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Более половины лиц, совершающих преступления, не имеют постоянного источника дохода.

Особо подчеркнута острота  проблемы алкоголизма и наркотизации несовершеннолетних. Из 2172 подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, 803 - употребляют алкоголь, 74 - токсические вещества и 13 – наркотики. Нормой стало также курение. Россия, по данным Всемирной организации здравоохранения, занимает первое место в мире по количеству курильщиков – школьников126

Поэтому в целях профилактики борьбы с подростковой преступностью подразделения  по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел, органы социальной защиты населения, районные и городские администрации ведут профилактическую работу, прежде всего, с семьей путем бесед с родителями или иными законными представителя подростков, оказания материальной помощи семье, проведения консультаций с семейными психологами.127   

Подводя итог вышеизложенному, полагаем необходимым отметить, что  профилактика преступлений несовершеннолетних может принести положительные результаты только при условии слаженной  работы всех органов, учреждений и служб  по защите детей и работе с семьями - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения, органов управления образования, органов по делам молодежи, органов управления здравоохранения, органов службы занятости и, безусловно, органов внутренних дел.

Реализуя правозащитную, координирующую и контролирующую функции, указные органы должны проводить  полное и объективное исследование условий жизни подростков, разрабатывать  индивидуальные программы профилактики, осуществлять психологическую диагностику личности несовершеннолетних, содействовать их трудоустройству или получению образования. Привлечение общественности к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних в виде использования старого опыта или выработки новых форм работы с трудными подростками должно дать положительные результаты. Проблема профилактики подростковой преступности должна осознаваться всеми гражданами нашей страны, так как по сути это проблема ближайшего будущего нашего государства, его качественного состава.

 

 

Заключение

 

Несмотря на определенную стабилизацию в последнее  десятилетие экономической и  политической обстановки в Российской Федерации, задача защиты общества и  граждан от правонарушений и преступных посягательств остается весьма актуальной. Продолжающийся рост преступности, повышение ее уровня, присущие ей общественно опасные тенденции оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозят социально-экономические и политические преобразования России, подрывают ее международный авторитет. В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений. В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений. В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности128.

Целью предупреждения преступлений, как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств. Указанная цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач: выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению; индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением; предотвращение замышленных и готовящихся преступлений; снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступлений. 

Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам  соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, демократизма, гуманизма, гласности, уважения личности, справедливости и научности.

Как и любая  социальная система, система предупреждения преступлений включает объекты и  субъекты воздействия, применяемые  ими при этом меры (индивидуальные и коллективные), а также механизм их реализации, предполагающий правовое, научное, информационно-аналитическое, организационно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение.

В криминологической  литературе систему предупреждения преступлений принято рассматривать  в широком и узком смыслах. Во-первых, следует исходить из того, что борьба с преступностью как составная часть национальной политики осуществляется (прямо или опосредованно) всеми звеньями государственной и общественной системы. Поэтому в широком смысле слова в предупреждении преступлений участвуют законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, суды, прокуратура, весь комплекс предприятий, учреждений и организаций, функционирующих в различных сферах социальной жизнедеятельности, а также общественные (религиозные) объединения населения и отдельные граждане. Однако перечисленные субъекты осуществляют предупредительную деятельность в основном «попутно» в процессе решения гораздо более сложных задач. С учетом этого возникает необходимость выделения системы профилактики и предупреждения преступлений в более узком смысле, в которую входят ораны внутренних дел. В рамках органов внутренних дел профилактикой деятельностью в пределах своей компетенции занимаются сотрудники отделов по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службы, сотрудники ГИБДД, сотрудники подразделений вневедомственной охраны, подразделения по борьбе в сфере потребительского рынка, по борьбе с экономическими преступлениями, сотрудники подразделений дознания и уголовного розыска. 

Эффективность профилактической работы различных субъектов предупреждения преступности, и, прежде всего, органов внутренних дел,  определяется, в первую очередь, наличием необходимой правовой базы, регулирующей данную деятельность, в связи с чем полагаем, что принятие федерального закона о профилактике правонарушений и преступлений будет способствовать повышению эффективности профилактической работы.

Полагаем, что  улучшение качества работы органов  внутренних дел, в том числе и  профилактической, возможно с помощью  разработки и реализации совместных программ с общественными организациями, трудовыми коллективами, отдельными категориями населения в целях воздействия на граждан для формирования их законопослушного поведения и правового воспитания. Причем все это должно проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием средств массовой информации.

Полагаем необходимым  отметить еще одно актуальное в настоящее  время направление профилактической деятельности – криминальную виктимологию, изучающую лиц, пострадавших от преступных посягательств. Виктимология как наука содержит в себе всю совокупность знаний о жертве, особенностях ее личности и поведения до, во время и после совершения преступлений, специфику взаимоотношений «преступник – жертва» и представляющую самостоятельный вид профилактики правонарушений и преступлений. 

В связи с  изложенным, весьма важны идеи о  значении ситуации преступления, включающей поведение и роль самого потерпевшего в механизме формирования и реализации преступного замысла. Другими словами, чем лучше сотрудники правоохранительных органов, ведущих профилактику правонарушений, будут знать круг наиболее вероятных кандидатов в потерпевшие, их специфические личностные особенности, представляющие наибольшую предрасположенность в определенных условиях стать жертвой преступления, тем легче будет проводить с ними и с их окружением профилактическую работу. В свою очередь, эффективная защита потенциальных жертв посягательств - одно из наиболее реальных и действенных средств сокращения преступности и укрепления правопорядка.

Прежде всего, как справедливо отмечается в  виктимологической литературе, необходимо изменить традиционный и многолетний  подход к профилактике, ориентированный  исключительно на потенциальных  правонарушителей и оставляющий  за ее пределами предупредительное воздействие на потенциальных жертв., обеспечивающем защиту от преступных посягательств.

Виктимологическая профилактики может быть эффективной  только при наличии информационной базы виктимологической профилактики, которая в настоящее время практически отсутствует. В существующей в последние годы форме статистической отчетности приводится неполный перечень категории потерпевших без какой-либо привязки последних к виду самого преступного посягательства, можно найти данные, которые свидетельствуют только о количестве потерпевших. Речь в данном случае идет о создании достаточно полной системы учета и статистики жертв преступлений в государственной отчетности всех правоохранительных органов.

Полагаем, что  в целях преодоления статистической неопределенности необходимо предусмотреть в статистике МВД такие показатели, как демографические характеристики жертв, характер преступлений, доля потерпевших в той или иной социальной группе и другие не менее важные сведения о потерпевших в зависимости от совершенного посягательства. Полагаем, что, только владея полной и достоверной информацией о потенциальных жертвах преступных посягательств, можно создать условия для их защиты от различных преступных проявлений.

В контексте  указанных соображений следовало бы, на наш взгляд, положительно решить вопрос о разработке и принятии федерального законодательства, касающегося предупреждения преступлений, в рамках которого необходимо уделить внимание и виктимологической профилактике.

Таким образом, в системе  субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность, органы внутренних дел являются основным звеном специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность всех ведомств и служб   направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

 

 

 

Список литературы

I. Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008)
  2. «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» от 10 декабря 1984 г. // Ведомости ВС СССР. 11 ноября 1987 г. № 45. Ст. 747.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации 13 июня 1996 г. №-63-ФЗ (в ред. от 07.12.2011).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011).
  5. Основы законодательства Российской Федерацииот 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» (в ред. от 07.12.2011).
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 08.12.2011).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 03.12.2011).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 08.12.2011).
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 07.12.2011). 
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 1 -ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (в ред. от 08.11.2007).
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29.04.2008).
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 126- ФЗ «О связи» (в ред. от 08.12.2011).
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в ред. от 08.12.2011).
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011).
  15. Федеральный закон Российской Федерации 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. от 30.11.2011).
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 08.11.2011).
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 06.04.2011).
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 11.07.2011).
  19. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 03.12.2011).
  20. Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
  21. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» (в ред. от 27.10.2011).
  22. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от 12.07.2011).
  23. Указ Президента РФ от 12 <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration:

Информация о работе Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел