Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Роль МВД 2.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

– условно-досрочно освобожденных  от отбывания наказания, освобожденных  от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

– получивших отсрочку отбывания  наказания или отсрочку исполнения приговора;

– освобожденных из мест лишения свободы, в отношении  которых судимость не снята или  не погашена;

– осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

– вернувшихся из специальных  учебно-воспитательных учреждений закрытого  типа;

– детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних.

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: профилактическая беседа, предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения, социальная адаптация, в том числе содействие в трудоустройстве, восстановлении утраченных документов, оказание психологической помощи и иные меры, в том числе и принуждения.

К убеждению относятся  индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения  лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно-полезной деятельности. Трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров относятся к мерам по оказанию помощи в рамках индивидуальной профилактики. К принуждению относятся штрафы, принудительное лечение, административный надзор, то есть те меры, для выполнения необходимо принуждение лица, например, путем выдачи направления к определенному специалисту (наркологу, психиатру) с последующим контролем за лицом, с которым ведется индивидуальная профилактическая работа.41

Наряду с  предупреждением преступлений в  криминологической литературе часто  употребляются понятия профилактики преступлений, их предотвращения, пресечения.

Термины предупреждение и профилактика, означая «недопущение чего-либо», семантически близки, поэтому могут использоваться как синонимы. В то же время в практической деятельности правоохранительных органов использование термина «профилактика» широко распространено применительно к общему и индивидуальному специально-криминологическому предупреждению преступлений, и особенно к такому его элементу, как индивидуальное предупреждение преступления на ранней стадии формирования у лиц антиобщественной установки.

Недопущение замышляемого или готовящегося лицом уголовно-наказуемого деяния, склонение к добровольному отказу от его совершения является предотвращением – одним из составных элементов индивидуального предупреждения преступления.

Что же касается пресечения преступлений, то оно выходит  за рамки их предупреждения, поскольку представляет собой осуществление специальных мер, направленных на недопущение негативных последствий начатых (на стадиях приготовления к преступлению, покушения на преступление) либо длящихся преступлений.

Реализуя задачу общей и частной превенции, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление правосудия по уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных последствий преступлений.

В общем процессе борьбы с преступностью криминологическое  предупреждение преступлений тесно  связано с целенаправленной деятельностью  специальных субъектов, ориентированных  на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий, назначение и исполнение наказания, то есть на реализацию уголовно-правового предупреждения. Такого рода деятельность, реагирование соответствующих органов на факт уже совершенного деяния осуществляется в процессе применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательств. Цель уголовно-правового предупреждения состоит в своевременном обнаружении преступления, принятии надлежащих мер к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый преступник был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. В этом одновременно выражается сущность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Именно из этого принципа вытекают общая и частная превенция, поскольку он стимулирует законопослушное поведение и предостерегает неустойчивых в нравственно-правовом отношении лиц от возможного совершения деяний уголовно-правового характера.

Поводя итог вышеизложенному, полагаем необходимым  отметить, что поскольку преступность - продукт общества, следствие объективно существующих в нем противоречий, задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения ее причин и условий является нереалистичной. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но, осуществляя профилактику преступлений, они в состоянии контролировать и сдерживать преступность, преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции, нейтрализовать ее причины и условия, защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств.

 

 

 

1.2. Субъекты профилактической деятельности

 

В связи с  тем, что на современном этапе  развития нашего государства и общества велика угроза криминального характера, которая сопровождается проявлениями терроризма и экстремизма, наркоэкспансией, коррупцией и организованной преступностью, деятельность по предупреждению преступлений является частью политики государства по национальной безопасности и борьбе с преступностью. Решение же комплексной задачи осуществления такой деятельности в России возможно лишь на основе согласованных усилий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, каждая из которых призвана внести свой вклад в рамках своих возможностей и полномочий.

Сегодня мы подошли  к такому рубежу, когда совершенно очевидна необходимость принятия адекватных мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в целях  формирования их законопослушного поведения и правового воспитания. Причем все это должно проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием всех субъектов государственной системы предупреждения преступлений. В этой системе органы внутренних дел являются основным субъектом специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность полиции направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Правильно организованная профилактическая работа является одним  из обязательных условий результативной борьбы с преступностью. Если посмотреть на проблему предупреждения преступности в России, то можно увидеть, что значительная часть работы в этой сфере осуществляется органами внутренних дел и прокуратурой42.

Как и любая  социальная система, система предупреждения преступлений включает объекты и  субъекты воздействия, применяемые ими при этом меры, а также механизм их реализации, предполагающий правовое, научное, информационно-аналитическое, организационно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение.

В криминологической  литературе систему предупреждения преступлений принято рассматривать в широком и узком смыслах.

Во-первых, следует исходить из того, что борьба с преступностью  как составная часть национальной политики осуществляется (прямо или  опосредованно) всеми звеньями государственной и общественной системы. Поэтому в широком смысле слова в предупреждении преступлений участвуют законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, суды, весь комплекс предприятий, учреждений и организаций, функционирующих в различных сферах социальной жизнедеятельности, а также общественные (религиозные) объединения населения и отдельные граждане.43

Во-вторых, перечисленные  выше субъекты осуществляют предупредительную  деятельность в основном «попутно» в процессе решения гораздо более сложных задач. С учетом этого возникает необходимость выделения системы профилактики и предупреждения преступлений в более узком смысле, то есть вести речь о взаимодействующих органах и организациях, которые:

а) преследуют специально выделенные цели предупредительной деятельности;

б) наделены соответствующими правами и обязанностями;

в) обладают определенной компетенцией по воздействию на те или иные криминогенные факторы;

г) имеют информационное, методическое, ресурсное, кадровое обеспечение  предупредительной деятельности44.

Классификация субъектов  предупреждения преступлений осуществляется, как правило, в зависимости от их подчиненности, масштабов и направлений  деятельности, выполнения координирующих или контрольных функций, участия  в общей или индивидуальной профилактике и т.д. Однако наибольшее распространение получило деление всех субъектов системы профилактики и предупреждения преступлений на две группы:

1) специализированных - осуществляющих  специальное предупреждение,

2) неспециализированных, то есть осуществляющих общее предупреждение.

В целом к субъектам  государственной системы предупреждения преступлений относятся:

– федеральные  органы законодательной власти, законодательные (представительные) органы власти субъектов  Федерации, осуществляющие функции правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений;

– федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, организующие работу подчиненных органов  по исполнению законодательства, регулирующего вопросы предупреждения преступлений;

– межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов  предупреждения преступлений;

– органы прокуратуры; органы юстиции и учреждения Федеральной  службы исполнения наказания; органы внутренних дел; органы Федеральной службы безопасности; органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; органы Федеральной таможенной службы и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений.

В предупреждении преступлений принимают участие  в пределах своей компетенции  и в формах, установленных законодательством, органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, другие учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане.

Участие общественных объединений и граждан в деятельности по предупреждению преступлений осуществляется на основе добровольности, материального и морального стимулирования при организационно-методической, информационной и иной поддержке субъектов государственной системы предупреждения преступлений.

Деятельность  конкретного субъекта может быть ориентирована на непосредственное осуществление правовой охраны основных ценностей общества, специализированной в сфере предупреждения преступлений; на оптимизацию условий общехозяйственной и общевоспитательной работы, выражающейся в устранении криминогенных факторов и позитивной коррекции личности; общую организацию и «сквозное» обслуживание общехозяйственной и общевоспитательной деятельности в отдельных отраслях народного хозяйства, органах здравоохранения, просвещения и т.д.

Среди субъектов  предупреждения преступлений особую роль выполняют государственные органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления. Реализуя принципы народовластия, они осуществляют управление социально-экономическими процессами, государственное руководство экономикой и социально-культурным строительством, здравоохранением, образованием, социальной защитой населения на подведомственных территориях. Из всех субъектов предупредительной деятельности они наделены и обладают наиболее конкретными и реальными возможностями в области организации предупреждения преступности, а именно:

– в пределах своей компетенции осуществляют руководство всеми субъектами предупреждения на подведомственной территории;

– осуществляют координацию деятельности государственных  и общественных органов при реализации комплексных мер по предупреждению преступлений;

– координируют на своей территории работу всех субъектов  профилактики преступлений, обеспечивая  им условия надлежащего функционирования и реализации перспективных и  первоочередных задач в этой области;

– совместно  с другими субъектами предупредительной  деятельности разрабатывают и утверждают программы и комплексные планы  профилактики.45

В условиях дальнейшей демократизации общества многократно  возрастает роль и значение общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в укреплении законности, усилении охраны прав личности, воспитании людей в духе уважения к закону.

Необходимость участия граждан, общественных организаций  и формирований, трудовых коллективов  в деле предупреждения и профилактики преступлений вызывается рядом объективных и субъективных факторов: расширением демократии и политического творчества масс; возрастанием уровня правосознания граждан, их социально-правовой активности в преодолении недостатков и борьбе с негативными явлениями; активной поддержкой массами проводимого государством курса на предупреждение преступлений; комплексным подходом к осуществлению предупреждения правонарушений, необходимостью управления социальными процессами и регулирования общественных отношений в сфере упрочения законности и укрепления правопорядка и др.

Информация о работе Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел