Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Роль МВД 2.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

– пресечение и  раскрытие совершенных преступлений.

Таким образом, профилактика представляет собой достаточно масштабную деятельность, осуществляемую ежедневно множеством субъектов  и приносящую ощутимые результаты в деле недопущения причинения вреда общественным отношениям, благам, ценностям, охраняемым законом. Важным направлением борьбы с преступностью считает многостороннюю предупредительно-профилактическую деятельность всех субъектов борьбы с преступностью. Эффективность профилактической работы различных субъектов предупреждения преступности определяется в первую очередь степенью ее положительного влияния на структуру, динамику и уровень преступности в регионе, реальному состоянию общественного порядка и общественной безопасности.

Каждый из органов, осуществляющих профилактическую деятельность, обладает своими специфическими особенностями, выполняет определенные функции  управления процессами борьбы с преступностью. Каждый из этих органов призван внести вклад в общее дело. Общее руководство всей этой работой осуществляет государство. Оно объединяет и направляет в этом плане усилия правоохранительных органов, координирует их деятельность. При этом реализуется высший признак руководства - политическое и организационное руководство деятельностью по профилактике преступлений. Каждый субъект наделен определенными полномочиями; это - носитель конкретных прав и обязанностей. Каждый субъект имеет свой собственный правовой статус55.

В системе субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность, органы внутренних дел являются основным звеном специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность полиции направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

 

1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел

 

Одним из основных направлений борьбы с преступностью является ее предупреждение. История становления предупреждения преступлений и административных правонарушений в системе органов внутренних дел в современной России началась с принятием 18 апреля 1991 года Закона РФ «О милиции».

Согласно статьи 3 Федерального закона «О полиции»56 «правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции».

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел  разрабатывает и представляет в  установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции57.

В Наставлении о деятельности служб и подразделений органов  внутренних дел по предупреждению преступлений58 под предупреждением преступлений органами внутренних дел понимался вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний59.

Таким образом, в этом ведомственном нормативном документе предупреждение преступлений включало предотвращение, пресечение преступлений, выявление причин и условий, способствующих их совершению, их устранение, а также воздействие на лиц с устойчивым противоправным поведением.

В другом нормативном  акте МВД России60 понятие предупреждения не раскрывалось. В то же время в нем были указаны основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений, которыми являлись:

  • противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности;
  • выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации;
  • установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;
  • привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Исходя из этих задач  можно также сделать вывод  о том, что этим нормативным актом  в предупреждение преступлений включалось обеспечение сдерживания и сокращения преступности, а также пресечение преступлений61.

В действующей Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений62 отмечается, что предупреждение преступлений органами внутренних дел - это «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением».

В Федеральном законе «О полиции», принятом 7 февраля 2011 г., сформулированы основные задачи полиции, урегулирован ее правовой статус, определена организационная структура, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

Согласно Закона у  полиции следующие назначения:

- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской  Федерации, иностранных граждан,  лиц без гражданства;

- противодействие преступности;

- защита каждого от  преступных и иных противоправных посягательств;

- охрана общественного  порядка, собственности;

- обеспечение общественной  безопасности;

- оказание содействия  государственным, муниципальным  органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам  этих органов и организаций в защите их прав63.

Среди важнейших для  развития полиции мероприятий правового и организационного характера является то, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел64.

Руководство деятельностью  полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере  внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В статье 2 Федерального закона «О полиции» указаны следующие основные направления деятельности полиции:

1) защита личности, общества, государства от противоправных  посягательств;

2) предупреждение и  пресечение преступлений и административных  правонарушений;

3) выявление и раскрытие  преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка  в общественных местах;

7) обеспечение безопасности  дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением  законодательства Российской Федерации  в области частной детективной  (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества  и объектов, в том числе на  договорной основе;

11) государственная защита  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих  органов, а также других защищаемых  лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Как отмечалось в пояснительной  записке к проекту Закона «О полиции», существующие основные направления деятельности милиции, которые аналогичны направлениям деятельности полиции большинства зарубежных стран, сохранены; вместе с тем некоторые направления деятельности, которые реализует милиция, скорректированы с учетом современных условий65.

В рамках работы над законопроектом Общественная палата РФ отмечала, что, хотя федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России) и относящаяся к нему полиция не призваны более заниматься такими вопросами, как выдворение из России иностранных граждан и лиц без гражданства, проведение техосмотра транспортных средств и др., в целом компетенция правоохранительных органов в лице полиции не претерпевает существенных изменений66. Как указывалось при этом, из того, что ставится под сомнение в качестве сферы профессиональной деятельности полиции - охрана имущества и объектов на договорной основе; обеспечение безопасности дорожного движения (почему тогда не авиационного, водного и железнодорожного?) или такие, как исполнение административных наказаний и государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (почему не ФСО России и/или ФСБ России?)67.

Комитет Государственной  Думы по вопросам местного самоуправления обращал внимание на то, что в  законопроекте не нашла отражения  такая важная функция правоохранительных органов, как профилактика правонарушений68. При этом Комитет полагал, что профилактика правонарушений не может сводиться исключительно к правоохранительной деятельности; профилактика правонарушений включает комплекс мер как политического, так и экономического, социального, правового и информационного характера, способных эффективно содействовать устранению причин и условий совершения правонарушений и воздействовать на самих потенциальных правонарушителей, поэтому для ее осуществления требуются не только координация и объединение усилий различных ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, но и привлечение институтов гражданского общества, включая бизнес и средства массовой информации.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции  могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Предупреждение и профилактика преступлений органами внутренних дел – деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

В Законе 1991 г. «О милиции» принципы деятельности милиции лишь перечислялись. В Федеральном законе 2011 г. «О полиции» принципам деятельности полиции выделена отдельная глава и приведено содержание каждого принципа.

Свою деятельность полиция  строит на основе соблюдения следующих принципов:

  • соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • законности;
  • беспристрастности;
  • открытости и публичности;
  • общественного доверия и поддержки граждан;
  • взаимодействия и сотрудничества;
  • использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина обозначает, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан, применение к ним пыток насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Это положение исходит из требования Конституции РФ и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, заключенной 10 декабря 1984 г.69 (подписанной от имени Правительства СССР в г. Нью-Йорке 10 декабря 1985 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. № 6416-XI70.

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Информация о работе Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел