Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Роль МВД 2.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Участвующие в  предупреждении преступлений общественные организации, самодеятельные добровольные формирования, исходя из территориального масштаба их деятельности, места, которое  занимает предупредительная работа в числе их основных задач, функций и компетенции, можно разделить на три основные группы:

а) массовые общественные организации, действующие на основе уставов и положений (политические партии и молодежные формирования, профсоюзы, кооперативные объединения, добровольные спортивные объединения, творческие союзы, общественные и религиозные организации и фонды), имеющие вертикальную и горизонтальную структуры и действующие в масштабах как страны, так и отдельных регионов, районов, городов, а также предприятий и учреждений;

б) общественность, участвующая в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов (комиссии по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, по бытовому и трудовому устройству, внештатные сотрудники полиции и общественные помощники следователей, службы безопасности, частные детективные и охранные предприятия);

в) органы, организации, отдельные представители местной  общественной самодеятельности (общественные объединения правоохранительной направленности, добровольные народные дружины, инспекции по делам несовершеннолетних на общественных началах, общественные воспитатели, общественные пункты охраны порядка).

Первая группа общественных организаций осуществляет главным образом меры общего предупреждения преступлений (социально-экономические, культурно-воспитательные и т.д.). Главная их задача – раннее предупреждение антиобщественных проявлений.

Вторая, действуя на основе положений, утвержденных актами высшей государственной власти, а также на основе ведомственных нормативных актов, реализует меры общего и индивидуального предупреждения преступлений.

Третья группа формирований общественности наиболее многообразна и менее упорядочена. Она занимается непосредственно  общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований по предупреждению антиобщественных проявлений.

Как справедливо  полагает Д.А. Курбанов, в профилактике преступлений большое значение имеет социальный контроль, осуществляющийся семьей, родными и родственниками, старшими по возрасту. Социальный контроль, осуществляемый родными и родственниками, является не только дополнительным резервом в борьбе с правонарушениями, но и относится к наиболее гуманным средствам профилактической деятельности, поскольку в его основе лежит метод убеждения. Возможности социального контроля, осуществляемого родственниками в целях предупреждения антисоциального поведения, определяются также их информационной обеспеченностью, авторитетностью и особенностями объектов профилактического контроля. Поэтому важнейшим воспитательным средством предупреждения преступлений против личности в республике остается общественное мнение. «Общественное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений по отношению к явлениям, имеющим социальное значение, обращенное непосредственно к сознаниям и чувствам человека, оно может прямо или косвенно воздействовать на его поведение. Эффективность общественного мнения еще во многом зависит от степени развития моральной восприимчивости тех, на кого оно направлено»46.

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, юстиции, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное включение в работу по устранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.47

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При  этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо.

Место и роль прокуратуры  в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией, определенной Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности.48

Наиболее действенным  средством общего надзора при  выявлении и устранении криминогенных  обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соответствии с российским законодательством суды обязаны всей своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суд, рассматривая конкретные уголовные дела и проводя  профилактические мероприятия, выполняет  большую работу по предупреждению преступлений. Профилактика преступности осуществляется судами не только путем уголовного, но и путем административного, а также гражданского судопроизводства. Суд, рассматривая конкретные гражданские дела и проводя профилактические мероприятия, выполняет существенную работу по предупреждению преступлений.49

В числе разнообразных задач, решаемых судом, важное значение имеет правильное определение мер наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.50

Формы предупредительной  работы судебных органов весьма разнообразны: это и выездные заседания, привлечение  представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел, частные определения о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.51

Следует отметить, что на современном этапе, как никогда, деятельность суда должна способствовать целенаправленному воздействию на объективные причины и условия их совершения, на криминогенные ситуации в отдельных регионах, провоцирующие преступные посягательства, а также на негативные личностные свойства. Как в советское время, с целью успешной профилактики преступлений судьям необходимо постоянно бывать в трудовых коллективах, учебных заведениях, проводить беседы об ответственности за преступления, оказывать помощь и давать необходимые советы по разрешению конфликтов и выходу из тяжелых жизненных ситуаций. В то же время эффективность деятельности по профилактике преступлений во многом предопределяется уровнем профессионализма судей и других работников органов правосудия. В последние годы многие исследователи отмечают пробелы в теоретической и практической подготовке судебных работников, имеющих небольшой стаж работы; игнорирование некоторыми судьями требований закона, касающихся процессуальных мер предупреждения преступлений. К сожалению, некоторые судьи уверены в том, что суд вовсе не должен заниматься профилактикой преступлений и других правонарушений, что способствует снижению роли профилактики преступлений.52

Основным направлением предупредительной деятельности органов  и учреждений юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность по предупреждению преступлений. На органы юстиции возложено не только непосредственное осуществление правовой пропаганды, но и методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

Пенитенциарная  профилактика преступлений представляет собой совокупность мер по выявлению  и устранению (блокированию, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности в местах лишения свободы. Она представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью в местах лишения свободы, поскольку:

а) обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков, упреждает возможность  совершать преступление в условиях изоляции;

б) воздействует на криминогенные факторы, когда  они еще не набрали силы и легче  поддаются устранению;

в) позволяет, используя  разнообразные средства, предупреждать  замышляемую преступную деятельность;

г) препятствует наступлению вредных последствий;

д) решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными средствами (исключающими применение уголовного наказания)53.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе  предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это, прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы полиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

Основным субъектом  специально-криминологического предупреждения рассматриваемых преступлений являются органы внутренних дел, которые осуществляют предупреждение в соответствии с  Инструкцией о деятельности органов  внутренних дел по предупреждению преступлений54. Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

В частности, структурные  подразделения МВД России:

- определяют в соответствии с установленной компетенцией основные направления профилактической деятельности и осуществляют нормативно-методическое обеспечение деятельности подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений;

- на основе анализа состояния преступности и реализации решений руководства МВД России обеспечивают подготовку и проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению преступлений в регионах с наиболее сложной оперативной обстановкой;

- в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями, религиозными конфессиями участвуют в разработке нормативных правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение преступности, осуществляют другие мероприятия.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в  последние годы, когда усилилась  социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам полиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений.

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению и профилактики преступлений.

В предупредительной  работе органов внутренних дел можно  выделить следующие основные ее виды:

– разработка и  осуществление общих направлений  предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и  динамики преступности;

– конкретизация  общих направлений до уровня решения  отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях  и объектах народного хозяйства;

– проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;

– работа с конкретными  лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения  совершения ими преступлений;

– предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

Информация о работе Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел