Шпаргалка по «Концепции современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по КСЕ.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Специфика гуманитарного (социального) познания. Отличие науки от других отраслей культуры (искусства, философии, религии, идеологии). Научно-техническая революция. Значение науки в современном обществе.

 

Наука есть постижение мира, в котором  мы живем. Постижение это закрепляется в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. 

Основные черты науки: 1) универсальность; 2) фрагментарность; 3) общезначимость; 4) систематичность;  5) незавершённость; 6) преемственность; 7) критичность; 8) достоверность; 9) внеморальность; 10) рациональность;  11) чувственность. 

Отличие науки от других отраслей культуры: 

От мифологии - наука стремится  к формированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку, мифология - к объяснению мира в целом. От религии - в науке преобладает разум, в религии - вера. 

Научное познание мира существенно  отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве - в форме художественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийного характера научного мышления диалектика общего, особенного и единичного в научном познании выступает иначе, чем в искусстве. В науке диалектическое единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое диалектическое единство выступает в форме такого образа, который сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления Философская энциклопедия. М.: «Сов. энциклопедия», 1989 г., т.3, с. 563..

Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука - это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь надличное, объективное.

Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука есть продукт общего исторического развития в его  абстрактном итоге. В искусстве  же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Но художественный вымысел допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, а не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола и субъективизма. Если художник выражает общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художественное произведение, а схематизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художественное произведение, а натуралистическая копия.

В науке же главное - элиминировать, устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий, категорий. Форма всеобщности в мире - это закон. Поэтому научное познание - это познание законов мира.

Вместе с тем, возникновение  науки и ее развитие есть неотъемлемая часть истории человечества. На выбор  предмета научного исследования, на характер использования ее результатов оказывают влияние многие общественные факторы, в том числе и духовная культура, просвещение.

Наука имеет свои корни в искусстве  и искусство, в свою очередь, питает науку информацией. В сущности, все  современные знания об окружающем мире, овладеть которыми задался целью будущий эрудит, так или иначе связаны с уходящими в глубокую древность образами и представлениями. Они помогают найти объяснение тех или иных «загадочных» явлений природы, проследить путь человека от незнания к знанию. Эволюция взглядов на окружающий мир, скажем, шумеров, вавилонян, ассирийцев, населявших в древности долины Тигра и Евфрата, прослеживается в изобразительном искусстве до середины шестого тысячелетия до н. э. В ту далекую историческую пору сознание людей весьма тесно было связано с мифическими образами, последние выступали как бы ключом к разгадке и толкованию многих явлений действительности Бурмистров С.К. Радость познания. Тверь, НПГП «ГЕРС», 1993 г., с. 161..

Первые шаги научного объяснения мира зарождались в рамках других форм общественного сознания, например, религии. Но научное знание коренным образом отличается от веры, то есть от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доказательству. Вера (слепая) в бога, в чудеса, в сверхъестественное, вера как предрассудок, как суеверие, как вера в приметы и в сны ничем не доказывается. Она только внушается.

Если наука делает человека могущественным перед силами природы, то религия, вера, наоборот, дезориентирует человека, вселяет в него беспомощное чувство обреченности. В противоположность вере, научные знания есть верное, практически обоснованное, логически доказательное отражение действительности. Вот почему аргументированный результат научного познания выступает как нечто всеобщее и приобретает убедительную силу для людей, обладающих необходимой культурой мышления.

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные  изменения в экономической и  социальной структурах передовых стран  мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества:

  • появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
  • изобретение письменности
  • изобретение книгопечатания.
  • изобретение телеграфа и телефона
  • изобретение компьютеров и появление Интернета.

Э. Тоффлер выделяет три "волны" в развитии общества:

  • аграрная при переходе к земледелию,
  • индустриальная во время промышленной революции
  • информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  • изобретение паровой машины в XVIII веке
  • научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  • создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции  появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

 

 

  1. Наука и этика. Биоэтика.

 

Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи.

Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство запрещено. Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу для того чтобы стать соавтором. Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый кто внес менее значительный вклад в работу должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.

Данные моральные принципы в  реальности часто нарушаются. В различных  научных сообществах может устанавливаться  различная жёсткость санкций  за нарушение этических принципов  науки. Снижение «качества знания»  при нарушении этики науки  ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и коммерциализации науки (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.

Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

  1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
  2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
  3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
  4. Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

 

Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

 

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

 

 

 

 

  1. Структура и методы естественнонаучного познания.

Особенности (специфика)  научного знания

-научное знание характеризуется систематичностью,а так же логической выводимостью одних знаний из других.

-объектами научного (теоретического) познания выступают не сами  по себе предметы и явления  реального мира, а их своеобразные  аналоги – идеализированные объекты.  Пример: геометрия – точка, гражданское общество, правовое государство.

-возможность контроля над процедурой  получения знаний.

-общеобязательность научной истины.

-цель научного познания –  открытие законов.

Основными элементами научного знания являются:

-твердо установленные факты;

-закономерности, обобщающие группы  факторов;

-теории,представляющие собой системы  закономерностей, в совокупности  описывающих некий фрагмент реальности;

-научные картины мира, рисующие  обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое  системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Главная опора,фундамент науки  – установленные факты.

Эмпирический (опытный) базис науки  – факты установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдений,экспериментов, проверок),считаются бесспорными и обязательными.Но фиксируемые на эмпирическом уровне закономерности мало что объясняют.

Проблема различия двух уровней  научного познания – теоретического и эмпирического (опытного) – вытекает из одной специфической особенности его организации. Суть этой организации заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала.Наука устанавливает законы.

Закон-существенная,необходимая,устойчивая,повторяющаяся  связь явлений,т.е. всеобщее для того или иного фрагмента реальности.

 На эмпирическом уровне возможно  фиксирование только внешних  общих признаков вещей и явлений.  Проблема различия теоретического  и эмпирического уровней научного  познания в разнице способов  идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания. За эмпирическим знанием закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта. Его главная задача-фиксация фактов. Объяснение же, интерпритация их-дело теории.

Информация о работе Шпаргалка по «Концепции современного естествознания»