Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Концепции современного естествознания».
Наука есть постижение мира, в котором
мы живем. Постижение это закрепляется
в форме знаний как мысленного
(понятийного, концептуального, интеллектуального)
моделирования
Основные черты науки: 1) универсальность; 2) фрагментарность; 3) общезначимость; 4) систематичность; 5) незавершённость; 6) преемственность; 7) критичность; 8) достоверность; 9) внеморальность; 10) рациональность; 11) чувственность.
Отличие науки от других отраслей культуры:
От мифологии - наука стремится к формированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку, мифология - к объяснению мира в целом. От религии - в науке преобладает разум, в религии - вера.
Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве - в форме художественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийного характера научного мышления диалектика общего, особенного и единичного в научном познании выступает иначе, чем в искусстве. В науке диалектическое единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое диалектическое единство выступает в форме такого образа, который сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления Философская энциклопедия. М.: «Сов. энциклопедия», 1989 г., т.3, с. 563..
Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука - это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь надличное, объективное.
Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука есть продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге. В искусстве же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Но художественный вымысел допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, а не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола и субъективизма. Если художник выражает общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художественное произведение, а схематизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художественное произведение, а натуралистическая копия.
В науке же главное - элиминировать, устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий, категорий. Форма всеобщности в мире - это закон. Поэтому научное познание - это познание законов мира.
Вместе с тем, возникновение науки и ее развитие есть неотъемлемая часть истории человечества. На выбор предмета научного исследования, на характер использования ее результатов оказывают влияние многие общественные факторы, в том числе и духовная культура, просвещение.
Наука имеет свои корни в искусстве и искусство, в свою очередь, питает науку информацией. В сущности, все современные знания об окружающем мире, овладеть которыми задался целью будущий эрудит, так или иначе связаны с уходящими в глубокую древность образами и представлениями. Они помогают найти объяснение тех или иных «загадочных» явлений природы, проследить путь человека от незнания к знанию. Эволюция взглядов на окружающий мир, скажем, шумеров, вавилонян, ассирийцев, населявших в древности долины Тигра и Евфрата, прослеживается в изобразительном искусстве до середины шестого тысячелетия до н. э. В ту далекую историческую пору сознание людей весьма тесно было связано с мифическими образами, последние выступали как бы ключом к разгадке и толкованию многих явлений действительности Бурмистров С.К. Радость познания. Тверь, НПГП «ГЕРС», 1993 г., с. 161..
Первые шаги научного объяснения мира зарождались в рамках других форм общественного сознания, например, религии. Но научное знание коренным образом отличается от веры, то есть от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доказательству. Вера (слепая) в бога, в чудеса, в сверхъестественное, вера как предрассудок, как суеверие, как вера в приметы и в сны ничем не доказывается. Она только внушается.
Если наука делает человека могущественным перед силами природы, то религия, вера, наоборот, дезориентирует человека, вселяет в него беспомощное чувство обреченности. В противоположность вере, научные знания есть верное, практически обоснованное, логически доказательное отражение действительности. Вот почему аргументированный результат научного познания выступает как нечто всеобщее и приобретает убедительную силу для людей, обладающих необходимой культурой мышления.
Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.
А.И. Ракитов выделяет пять информационных
революций в истории
Э. Тоффлер выделяет три "волны" в развитии общества:
Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:
Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.
Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.
Учёный должен следовать принципам
научной этики, чтобы успешно заниматься
научными исследованиями. В науке в качестве идеала
Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство запрещено. Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу для того чтобы стать соавтором. Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый кто внес менее значительный вклад в работу должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.
Данные моральные принципы в
реальности часто нарушаются. В различных
научных сообществах может
Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
-научное знание
-объектами научного (теоретического)
познания выступают не сами
по себе предметы и явления
реального мира, а их своеобразные
аналоги – идеализированные
-возможность контроля над
-общеобязательность научной
-цель научного познания – открытие законов.
Основными элементами научного знания являются:
-твердо установленные факты;
-закономерности, обобщающие группы факторов;
-теории,представляющие собой
-научные картины мира, рисующие
обобщенные образы всей
Главная опора,фундамент науки – установленные факты.
Эмпирический (опытный) базис науки – факты установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдений,экспериментов, проверок),считаются бесспорными и обязательными.Но фиксируемые на эмпирическом уровне закономерности мало что объясняют.
Проблема различия двух уровней научного познания – теоретического и эмпирического (опытного) – вытекает из одной специфической особенности его организации. Суть этой организации заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала.Наука устанавливает законы.
Закон-существенная,
На эмпирическом уровне
Информация о работе Шпаргалка по «Концепции современного естествознания»