Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ ОТВЕТЫ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

1.Особенности курса КСЕ. Концепции - суть, основные представления. Естествознание - это наука о природе как единой целостности. Задачи курса КСЕ: Выявить скрытые связи, которые создают органическое единство физических, химических и биологических явлений. Глубже и точнее понять сами эти явления, в известной степени, по-новому освоить физику, химию и биологию. Цель курса КСЕ: Формирование у студентов научного мировоззрения, повышение общего кругозора и культуры мышления. Предмет естествознания: различные формы движения материи в природе; лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы, как общего, так и специфического характера. Цели естествознания: находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления; раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.

 

2. Понятие о науке. Специфика и функции науки. Проблема возникновения науки. В современном понимании, наука – это культурно обусловленная деятельность, а также результаты этой деятельности, направленная на получение и систематизацию достоверных знаний об определенных аспектах или явлениях действительности. Цели современной науки – описание, объяснение и, по возможности, предсказание процессов и явлений изучаемой действительности. В широком смысле – теоретическое освоение действительности, создание идеализированных объяснительных моделей реальных явлений.  Наука современного типа характеризуется следующими особенностями: наука предметна, то есть изучает заранее очерченную, наблюдаемую часть реальности; наука доказательна: 1) наука экспериментальна – то есть свои предположения ученые проверяют в специальных условиях, воздействуя на объект, соотнося реальное поведение объекта с 8 тем, каким оно должно быть в теории, 2) наука носит светский характер – научное знание не может быть основано на религиозной вере в сверхъестественное, 3) наука внутренне непротиворечива; наука практически ориентирована – тесно связана с инженерно-техническими системами, которые обслуживают запросы государства и крупного бизнеса. Развитие современной науки вне отношений с государством и крупным бизнесом практически невозможно. Существует проблема возникновения науки. Возникновение науки можно связать с возникновением традиции накапливать и передавать знания, в первую очередь, утилитарного свойства. Наука появляется в странах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Китае, Индии). Для древневосточного типа учености характерны: а) эмпирический характер происхождения научного знания (знание не носит теоретически-умозрительный характер); б) непосредственная вплетённость и подчиненность практическим потребностям (например, математика подчинена потребностям измерения земель и счета, астрономия подчинена потребностям составления календарей, механика — потребностям усовершенствования орудий производства); в) рецептурность научного знания (т. е. знание представляет собой некий набор рецептов, указаний, правил по достижению каких-то известных целей); г) кастовость и закрытость научного сообщества (этими знаниями обладали избранные, и выход этих знаний за пределы круга карался; нельзя было критиковать имевшиеся рецепты, то есть знание было «догматичным»). Возникновение науки можно связать с возникновением первых теоретических систем, которые, как известно из курса философии, появляются в Античной Греции (Элладе). Для античного типа учености характерны: а) теоретический характер научного знания (стремление подвести частный случай под общую схему, выявить сущность); б) независимость научного знания от практики (спекулятивность знания); в) открытость критике, т. е. рефлексивный характер знания; г) социальная открытость науки, отсутствие кастовости. Возникновение науки можно связать с социальной институционализацией ученого сообщества. В этом случае наука появляется в позднее Средневековье с утверждением схоластического типа учености и возникновением системы университетов. Образцами средневековой учености являются религиозная герменевтика, диалектика, логика, риторика и др. Возникновение науки можно связать с утверждением светского математизированного экспериментального естествознания, с утверждением новоевропейского проекта науки. Этот проект — попытка синтеза рациональности античной науки и техноинструментальности восточной учености. Новоевропейскую науку отличает совершенно другая идеология, чем была в средневековье. Согласно мнениям новоевропейских ученых, наука должна носить светский характер. Она должна быть пропитана духом критичности. Должна стремиться к объективной истинности и полезности для государства. Если допустить, что наука возникает в Древней Греции, когда возникают первые теоретические системы, где логичность и внутренняя непротиворечивость выступают на первый план, то астрология, алхимия, религиозные доктрины и прочие теории также могут считаться научными. В этом случае также придется считать древневосточный тип учености ненаучным. И возникает риск недиалектического восприятия исторических процессов, когда можно легко посчитать, что наука возникает внезапно. Если допустить, что наука возникает в Новое время в Европе, то все, что было до этого, это как бы не наука, а различные смеси «рецептурного знания», магии, религии и философии с изменчивым преобладанием то одного, то другого, то третьего.

 

3. Типология  наук и её критерии. Структура  и исторические формы научной  рациональности. Современная наука также неоднородна. В настоящее время науки принято делить на: 1) логико-математические; 2) естественные (естественнонаучные); 3) инженерно-технические (инженерно-технологические); 4) социально-гуманитарные. Они отличаются предметами исследований, принятыми идеалами и нормами исследовательской деятельности, степенью институционализации. Также науки принято делить, достаточно условно, на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки – это, в первую очередь, естественные и логико-математические науки, изучающие базовые структуры и процессы природы. Эти науки также служат базой для получения знаний другими естественными науками. Прикладные науки занимаются приложением знаний фундаментальных наук и решению утилитарных задач, созданием новых технологий, применимых в промышленности, военном деле и т.п. К ним относятся технические науки, медицинские, сельскохозяйственные, многие социально-гуманитарные науки. Три крупные стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности. Это классическая рациональность, соответствующая классической науке; неклассическая рациональность, соответствующая неклассической науке и постнеклассическая рациональность. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем важной становится связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

 

4. Факторы и  закономерности развития науки.  Концепции развития науки. 

Пожалуй наибольшее число сторонников, начиная с 60-х гг. нынешнего века, собрала концепция развития науки, предложенная американским историком  и философом Т.Куном.

Способность исследователей длительное время работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки  в концепции Т.Куна. он ввел в методологию принципиально новое понятие - "парадигма". Буквальный смысл этого слова - образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержаться также и общепринятые образцы решения конкретных проблем. К парадигмам в истории науки Т.Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и так далее. Развитие, приращение научного знания внутри, в рамках такой парадигмы, получило название "нормальной науки".

Решающая новизна концепция  Т.Куна заключалась в мысли о  том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной  однозначно, или, как сейчас выражаются, - не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже, скорее, на развитие кактуса прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону. Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И.Лакатос. Лакатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, то есть на основе четких, рациональных критериев.

Среди множества концепций концепции  Т.Куна и И.Лакатоса считаются самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине XX в. Другой важной закономерностью развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. И ныне интегративные процессы в естествознании, кажется, "пересиливают" процессы дифференциации (дробления). Интеграция естественнонаучного знания стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Дифференциация и интеграция в развитии естествознания - не взаимоисключающие, взаимодополняющие тенденции. 

 

5. Этика науки.  Наука как ценность и ценности  науки.

 Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали: а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений; б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых. В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки, ценностей. Первой из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результаты были новыми знаниями, и так или иначе логически, экспериментально или иначе обоснованными. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом 

 

6. Понятие о научном  методе. Методология. Уровни методологического  познания.

Метод – в широком смысле слова  – это специальный осознанный способ достижения цели. Цель науки, как  вам уже известно, выработка и  теоретическая систематизация достоверных знаний об изучаемой действительности. Отсюда можно сделать вывод, что научный метод – это специальный, осознанный, контролируемый способ исследования предмета с целью получения о нем достоверного и систематического знания. Методология, трактуемая в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задачи. Высший уровень образует философская методология. Ее содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.  Второй уровень методологии можно обозначить как уровень общенаучных принципов и форм исследования. Сюда можно отнести проблемно-содержательные теории. Они выполняют функции, сходные с функциями прежней натурфилософии. Другой тип общенаучных концепций можно назвать универсальными концептуальными системами. Следующий уровень — это конкретно-научная метод-логия, т. е. совокупность методов, приемов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Наконец, последний уровень методологии образует методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания. образом, выполняет свои особые, только ему свойственные функции в научном познании. Благодаря этой своеобразной специализации уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует вполне определенное соподчинение. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методо-логического знания. Только на этом уровне формируются познавательные установки исследователя. Лишь на уровне философского анализа выделяются далее исторически конкретные границы каждой научной теории и каждого метода; осмысливаются переломные ситуации в развитии той или иной научной дисциплины

 

 

7. Эмпирический и теоретический  уровень естественнонаучного познания.

Эмпирические. Научное наблюдение не является простым созерцанием. Наблюдение предполагает наличие замысла, цели, средства наблюдения и фиксации. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств и приборы, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувственных данных. Для научного наблюдения необходимы: 1) четкая постановка цели наблюдения; 2) выбор методики и разработка плана; 3) систематичность; 4) контроль над корректностью и надежностью результатов наблюдения; 5) обработка и истолкование полученных данных. Эксперимент отличается от наблюдения более активным характером воздействия исследователя на объект. Эксперимент отличается от наблюдения более активным характером воздействия исследователя на объект. Эксперимент чаще всего проводится в специальных лабораторных условиях и его, в принципе, можно воспроизводить многократно.

К постановке эксперимента прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить состояние предмета, которое в обычных условиях либо не всегда присуще объекту, либо всегда 16

доступно наблюдению субъекта. Воздействуя  на объект в специально подобранных  условиях, исследователь целенаправленно вызывает к жизни нужное ему состояние объекта, а затем изучает его. Поэтому можно сказать, что по сравнению с наблюдением структура эксперимента как бы удваивается: первый этап представляет собой деятельность, цель которой – достижение нужного состояния предмета, второй этап связан с непосредственным наблюдением. Теоретические. Идеализация – важнейший метод теоретического познания. Он заключается в создании идеальных, типичных (формальных) объектов для объяснения эмпирических вещей. Основное значение и содержание метода можно свести к следующему. Эмпирические объекты немного отличаются друг от друга, и при их измерении неизбежно возникают погрешности. Чтобы не учитывать эти погрешности, ученые создают идеализированный объект и строят объяснение свойств и закономерностей реального объекта, заменяя его объектом идеализированным. Подавляющее большинство законов физики в полной мере применимы лишь к таким идеальным объектам. Формализация – представляет собой совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логических особенностей. Она позволяет превратить содержательно построенную теорию в систему символов, а развертывание теории свести к манипулированию этими символами по правилам, принимающим во внимание только вид и порядок символов, тем самым абстрагируясь от познавательного содержания теории. Можно сказать, что формализация теории сводит ее развитие к форме и правилу. Математическое моделирование. Моделирование вообще – есть изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал, с определенных сторон, интересующего исследователя. Модели можно поделить на материальные и идеальные. Математические модели – это идеальные модели, зафиксированные в символьнознаковой форме. Такая модель позволяет переходить от эмпирически полученных значений одних параметров объекта к значениям других параметров без непосредственных измерений и экспериментов. Экстраполяция – это экстенсивное приращение знания путем распространения (переноса) объяснительных моделей (закономерностей) или следствий какой-либо теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы.

Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"