Шпаргалка по «Концепции современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по КСЕ.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в  г. Кирове

 

Кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

 

Вопросы к зачету (экзамену) по дисциплине

«Концепции  современного естествознания»

 

  1. Понятие науки. Структура науки. Своеобразие научного познания мира.

 

Сознание человека всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения  к своему бытию. Знание — объективная  реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные  закономерные связи реального мира, иначе говоря, всякое сознание существует в форме знания, которое есть творческое, динамичное измерение сознания.

Познание — обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой  процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Термин «знание» обычно употребляется  в трех основных смыслах: а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; б) любая познавательно значимая (в частности, адекватная) информация; в) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» — с практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии (теории познания) и эпистемологии — теории научного познания.

Человек постигает окружающий его  мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательное отношение субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируются и воплощаются в различных своих формах. Последние хоти и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику. 

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них  процесс познания осуществляется в  многообразных и взаимосвязанных социальнокультурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной, как научное, которое не «покрывает» собой познание как таковое. Поэтому гносеология не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только сферы —

научной и даже только из «высокоразвитого естествознания». Наука — это  форма духовной деятельности людей, направленная на производство

знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Таким образом, основные стороны бытия  науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового специфического знания; во-вторых— результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых — особая область человеческой духовной деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

особенности научного познания (критерии научности)? Проблема отличия науки  от других форм познавательной деятельности — это 

проблема демаркации, т.е. это поиск  критериев разграничения собственно научного знания и не (вне) научных построений. Каковы основные особенности именно научного познания? К числу таких критериев можно отнести следующее:

1.Основная задача научного познания  — обнаружение объективных законов  действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2.На основе знания законов  функционирования и развития  исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

Выдающиеся творцы науки обращали внимание на то, что глубокие фундаментальные  теории должны потенциально содержать  в себе «целые созвездия будущих  новых технологий и неожиданных практических приложений». Иначе говоря, наука обязана обеспечить сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта. Наука должна быть нацелена не только на изучение объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.

3. Непосредственная цель  и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно- 7 критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому

себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм. 4. Существенным признаком познания является его системность, т.е.

совокупность знаний, приведенных  в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые  и объединяют отдельные знания в  целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное целое»), не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, как таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки — проблемы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д.

Сегодня все сильнее  утверждается мысль о том, что  наука — это не только органическая развивающаяся система, но и система  открытая, самоорганизующаяся. Современная (постнеклассическая) наука все более  активно усваивает идеи и методы синергетики, которая становится коренным основанием науки XXI в. Наука как целостная, развивающаяся и самоорганизующаяся система является составной частью более широкого целого, будучи важнейшим органическим элементом общечеловеческой культуры.

5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, однако в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

6.Научному познанию присуща  строгая доказательность, обоснованность  полученных результатов, достоверность  выводов. Знание для науки есть  доказательное знание. Иначе говоря, знание (если оно претендует на  статус научного) должно быть  подтверждено фактами и аргументами. Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений, заблуждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Специфическими средствами обоснования  истинности знания в науке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних  знаний из других, истинность которых  уже доказана.

7.Научное познание есть сложный,  противоречивый процесс производства  и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся  систему понятий, теорий, гипотез,  законов и других идеальных  форм, закрепленных в языке —  естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Выработка специализированного (и прежде всего — искусственного) научного языка — важнейшее условие успешной работы в науке.

Научное знание не просто фиксирует  свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала— важный показатель (критерий) научности.

8.Знание, претендующее на статус  научного, должно допускать принципиальную  возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности  научных утверждений путем наблюдений  и экспериментов называется верификаций,  а процесс установления их ложности — фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в

принципе не могут быть подвергнуты  этим процедурам, как правило, не считаются  научными.

Иначе говоря, познание может считаться  научным, когда оно: а) дает возможность  постоянной проверки «на истинность»; б) когда его результаты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах.

Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Считая фальсифицируемость более  важным критерием научности, чем  верификацию, Поппер отмечал: «Я признаю  некоторую систему научной только в том случае, если имеется возможность  ее опытной проверки».

9. В процессе научного познания  применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы. Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с идеализированными объектами — характерные черты развитой науки.

Необходимым условием научного исследования является выработка и широкое  использование специального (искусственного, формализованного) языка, пригодного для строгого, точного описания ее объектов, необычных с точки зрения здравого смысла. Язык науки постоянного развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.

10. Специфическими характеристиками  обладает субъект научной деятельности  — отдельный исследователь, научное  сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой  подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает  сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы. Эта подготовка должна стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний.

Таковы основные критерии науки  в собственном смысле, которые  позволяют в определенной мере осуществить  демаркацию (провести границы) между  наукой и ненаукой. Эти границы, как  и все другие, относительны, условны и подвижны, ибо и в этой сфере «природа не ставит свои создания шеренгами» (Гегель). Эти критерии, таким образом, выполняют «охранительную функцию», ограждают науку от непригодных, несостоятельных, «бредовых» идей.

Поскольку познание безгранично, неисчерпаемо, находится в развитии, то система критериев научности — это конкретно-историческая, открытая система. А это означает, что не существует и не может существовать раз навсегда завершенного, законченного «списка» данных критериев.

В современной философии науки называют и другие критерии научности, кроме вышеназванных. Это, в частности, критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности и некоторые другие. Вместе с тем отмечается, что философия науки отвергает наличие окончательных критериев научности. 

Информация о работе Шпаргалка по «Концепции современного естествознания»