Основные этапы славянского этногенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы этногенеза.docx

— 236.52 Кб (Скачать файл)

Коль скоро речь идет об истории  российской государственности, необходимо прямо поставить вопрос: почему этот важнейший аспект истории до сих  пор ассоциируется лишь с Киевской Русью и Московией? Как известно, Киевская Русь возникает лишь в Х  веке, между тем как уже в VI - VII в.в., значительная часть нынешней территории России входила в состав могущественного Тюркского каганата. Уже с тех пор евразийское  пространство, большую часть которого занимает ныне Россия, традиционно  представляло собой зону сожительства, взаимопроникновения, взаимодействия славянского и тюркского этносов.

Указанный процесс наиболее активно  шел в XIII-ХVI вв., то есть в период существования  Руси под влиянием великой Золотой  Орды. Необходимо обратить серьезное  внимание на имевшиеся в то время  многочисленные примеры продуктивного  взаимодействия двух государственных  традиций. Именно в соответствии с  ордынскими обычаями на Руси были перестроены  фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Финансовые льготы православной церкви базировались в  период ордынского главенства первоначально  на Ясе (своде законов) Чингисхана, а  затем - и на нормах мусульманского права (шариат). Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь  значительным, что в «Задонщине» (ХV век) Русь именуется не иначе как  «Залесская Орда». Не случайно среди  заимствованных в русском языке  тюркских слов имеются такие, как  казна, деньга, алтын, тамга (и его  производное таможня), ям (откуда ямщик, ямская служба). Это указывает на, по крайней мере, значительное татарское  влияние в таких важных функциях государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно  долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также  восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

 

Таким образом, сводить отношения  России и Орды к последствиям пресловутого «нашествия Батыя», являвшегося лишь крупномасштабным, но ограниченным по времени набегом, едва ли возможно. Ведь в конечном счете становление  российской государственности происходило  в русле широкого заимствования  ордынской военно-политической организации, опыта и даже самих «кадров» - представителей военно-служилого сословия. [3]

Как отмечал великий российский историк Г. В. Вернадский, «Подчинившись  государям из дома Чингисхана, русская  земля в политическом отношении  была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого Океана до Средиземного Моря. (...) К центру монгольской  власти должны были тянуться люди из разных концов Материка по своим разным делам - административным, торговым и тому подобным». Взаимодействие и взаимопонимание, вплоть до слияния русской и татарской  знати в Московском государстве, были исключительно эффективны и  совершенно логично сопровождались взаимной веротерпимостью. В золотоордынский  период на Руси появилась вполне официальная  формула «царев улус и княжая отчина» - тем самым признавалась одновременно верховная власть хана и суверенное право русских князей. Русская  знать легко находила соответствия своей титулатуре в золотоордынской  системе. При этом князья были не просто данниками Орды, но и активными  участникам ее политической жизни то есть представляли собой важное звено  государственного механизма ханской  державы. Все это способствовало использованию ордынских принципов  в организации власти и даже возможно подражанию им. Князья подчинялись  великому князю, стоявшему во главе русского улуса, а великий князь был напрямую подчинен хану Золотой Орды, выдававшему ярлык на великое княжение. «Мы видим как бы два центра, - указывал Г.В.Вернадский, - Сарай и Москву. Первый центр имеет главное, основное, значение в административно - государственной жизни всего царства Золотой Орды, но все же это не единственный центр. Исторически это может быть объяснено тем, что Золотая Орда явилась преемницей сразу двух государственных миров; степного (частью половецкого) и лесного (северорусского). В пределах первого - в южнорусских степях - оказался главный центр Золотой Орды (...) В пределах второго - в северорусских лесах - возник дополнительный русский центр Улуса Джучиева - Владимир, потом Москва». Фактически, Москва стала вторым после Сарая центром Золотой Орды, сумев захватить лидерство среди русских княжеств именно потому, что она являлась главным центром сбора дани. [4]

Характерно, что окончательное  утверждение ислама в качестве господствующей религии в Золотой Орде, происшедшее  в 0000 году в правление хана Узбека, никоим образом не помешало Руси сохранить  свою религиозную самостоятельность. Более того, на службу русским князьям  перешло немало знатных татар. В  частности, в 0000 году на службу к московскому  великому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, прямым потомком которого спустя два столетия стал русский  царь Борис Годунов. Почти все  прибывшие из Орды представители  военной знати были отличными  наездниками, воинами-багатурами (откуда и возникло слово «богатырь»). В  результате значительный процент бояр и других служилых людей московского  царя составляли представители татарской  знати. Heмалую роль при московском дворе играли и представители  династии Чингизидов: царевич Худайкул (в крещении Петр Ибрагимович) неоднократно замещал с качестве со соправителя  уходившего в военные походы царя Василия III (0000-0000) служилый касимовский  хан Шах-Али (одно время бывший ханом  Казани) командовал армией Ивана Грозного в Ливонской войне.

Хорошо известно, что представители  татарской знати постепенно смешиваясь с русскими дали начало множеству  известных российских дворянских фамилий (в том числе Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Булгаковы, Бунины, Горчаковы, Державины, Ермоловы, Карамзины, Кропоткины, Кутузовы, Мичурины, Рахманиновы, Салтыковы, Строгановы, Тимирязевы, Третьяковы, Тургеневы, Тютчевы, Уваровы, Ушаковы, Чаадаевы, Шаховские, Шереметевы, Юсуповы). Нигде в мире христианские государи не допускали  столь тесного сближения со своими мусульманскими подданными.

Обретение Москвой независимости  от ордынских ханов (0000 г.) не означало политического разрыва с их наследниками. Ханское звание и принадлежность к роду Чингизидов по-прежнему продолжали пользоваться уважением на Руси. Впрочем, вопреки суждениям некоторых  современных исследователей, захват Казанского и Астраханского ханств не был актом религиозной войны, а представлял собой проявление типично имперской средневековой  политики, определявшейся стремлением  приобрести новые территории и новых  подданных. В результате с ХVI века ислам и православие существуют в России как бы параллельно». Характерно также, что Московские цари не отказывались даже от ряда важных внешних символов своей власти, имевших восточное  происхождение. Например, вплоть до конца  ХVII века московские великие князья и цари вели переписку с мусульманскими государями с соблюдением ордынских  «протокольных» традиций, то есть с  использованием официального стиля  и формул, присущих парадно-канцелярскому  делопроизводству Золотой Орды. Направлявшиеся владыкам исламских стран грамоты  вплоть до начала XVIII века украшались не изображением двуглавого орла, а особым каллиграфическим знаком - тугрой, заимствованной у ханов. Именно на ранней стадии формирования московского государства восточные  заимствования шли особенно активно  Фактический материал, подтверждающий данный тезис, весьма значителен. Уже  с начала XVI столетия в грамотах крымских и ногайских ханов московский государь именуется не иначе как  «Великого улуса великий князь». Тем самым, мусульманские династии формировавшиеся в ходе распада  Золотой Орды, признавали московских правителей законными преемниками  власти в этом некогда могущественном государстве, ибо только Золотая  Орда ранее именовалась «Великим улусом». Входящий тогда же в обращение  титул «Белый царь» являлся признанием преемственности власти московского  государя от ранее правивших в  Сарае ханов Белой Орды улуса  Джучи (старшего сына Чингисхана) - белый  цвет у кочевников символизировал запад, а указанный титул фигурировал  главным образом в отношениях московского государства с народами Востока. Взятие Казани (0000 г. ) и Астрахани (0000 г.) означало в этом контексте  не только включение означенных территорий в составе Российского государства, но и признание московского государя Ивана Грозного законным правителем почти всей территории бывшей Золотой  Орды. На тронных приемах при царе теперь находились три короны - Московская, Казанская и Астраханская (по другой версии - Казанская Астраханская и  Сибирская), а ногайские князья прямо  обращались к нему как к потомку  Чингисхана (хотя и по женской линии) «великого Чингиз царев прямой род счастливой государь еси...».

Многие авторитетные ученые давно  признали огромное значение золотоордынского наследия в становлении российской государственности. А выводы можно  проиллюстрировать на примере справедливой оценки, данной директором Института истории Академии наук Татарстана Рафаэлем Хакимом: «...татарская история последних четырех столетий оказалась частью российской. Русские, благодаря Золотой Орде, оказались вовлеченными в мировые процессы, а впоследствии сумели создать грандиозное государство под названием Россия. История и татар, и русских упираются в Золотую Орду. Пройдет время, отпадет идеологическая шелуха, и на наследство Золотой Орды будут претендовать многие народы».[5]

Наследие Золотой Орды, наряду с  восходящими к Киевской Руси и  Византии традициями Московского княжества, сыграло роль государствообразующего фактора в истории России. Указанный  вывод, приобретающий сегодня все  более широкое распространение, представляет собой отражение того существенного количественного  и качественного взаимодействия и взаимного влияния (вплоть до тесного  переплетения и синтеза), которое  на протяжении длительного времени  существовало между обеими указанными традициями. В этой связи с целью  пересмотра отживших стереотипов и  формирования нового, объективного взгляда  на отечественную историю, необходимо проведение дополнительных уточняющих исследований с участием специалистов в области истории, этнографии, археологии, социологии, политологии и смежных  научных дисциплинах. Должны быть существенно  пересмотрены образовательные программы  по отечественной истории как  школьного, так и вузовского уровней, изданы новые учебники. Более того, вышеозначенная концепция должка самым  активным образом пропагандироваться и использоваться в интересах  российского государства в средствах  массовой информации, а также на уровне как внутрироссийских, так  и межгосударственных отношений, способствуя  формированию новой геополитической  стратегии в отношениях между Востоком и Западом.

Россия является наследницей не только Московского царства (как  написано, например, в концепции  национальной безопасности России), но и Золотой Орды. Таков тезис, который  в ближайшее время станет темой  серьезного обсуждения на высоком академическом  уровне. С инициативой о проведении дискуссии по этому вопросу выступил Международный общественный фонд «За  выживание и развитие Человечества», работающий над поиском новой  российской национальной идеи.

 

ГЛАВА 0.           СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА  В XIV - НАЧАЛЕ XVI в.

 Формирование Русского государства  было объективным и закономерным  процессом дальнейшего развития  государственных форм на территории  Восточно-Европейской равнины. На  основе предгосударственных структур  восточных славян - суперсоюзов в  XI-XII вв. - складывается новая форма  территориальных образований - города-государства.  Города-государства представляли  собой следующий этап в становлении  русской государственности. Дальнейшее  их развитие обусловило монголо-татарское  нашествие, приведшее, в частности,  к изменениям в органах власти: усилению в ней монархических  единовластных начал в лице  князей. Этот фактор был одним  из составляющих сложного, противоречивого  и многогранного процесса зарождения  и развития новой государственной  формы - единого Русского государства.  Другими причинами явились экономические,  социально-экономические и социальные  изменения, а также внешнеполитический  фактор: необходимость постоянной  обороны от врагов. Последнее  объясняет и то, что промежуточной  формой от городов-государств  к единому государству стало  военно-служилое государство. Вначале  в рамках уделов, а затем в  масштабе всех объединенных русских земель

0.0.     Политическое развитие в XIV в.

К началу XIV в. на Руси складывается новая  политическая система. Столицей становится город Владимир. Великий князь  «Владимира стоял во главе княжеской  иерархии и имел ряд преимуществ. Поэтому князья вели яростную борьбу за ярлык на Владимирский престол. Из многочисленных земель, на которые  распалась Владимиро-Суздальская  земля, самыми значительными стали  Тверская, Московская и Суздальско-Нижегородская. Каждая из них могла возглавить объединительный  процесс. Наименьшие шансы имела  последняя, вследствие своего соседства  с Ордой. Равные были у двух других.

Исследователи уже давно пытаются раскрыть «тайну» возвышения Москвы. По этому поводу предлагались различные  версии. Систематизация их представляется следующей (по Л. Н. Гумилеву). «Географическая» версия предполагает с одной стороны  выгодность географического положения (центр Русской земли, торговые пути по рекам), с другой бедность природы  и скудость почв, толкавшие к расширению территории, но и позволявшие выработать «железные характеры» московитов. Согласно социальной версии усиление Москвы произошло  вследствие относительного спокойствия  в сплоченной и сильной княжеской  семье, в которой не было усобиц. Поэтому ей и предпочитали служить  духовенство и боярство. Третья - политическая - версия исходит из мудрости и дальновидности московских князей, т.е, из их личных качеств. Наконец, последнее  объяснение принадлежит современному историку А. А. Зимину, который, подвергая критике многие доказательства этих версий, предложил свой «ключ к пониманию» этого процесса. Он - «в особенностях колонизационного процесса и в создании военно-служилого войска (двора)».

 

0.0.     Усиление Московского княжества

Московское княжество становится самостоятельным при младшем  сыне Александра Невского Данииле Александровиче (0000-0000).

Оно было одним из самых небольших, но московскому князю удалось  его значительно расширить. В 0000 г. он отвоевал у Рязани Коломну, на следующий год присоединил Переяславское  княжество. Таким образом к Москве отходила большая и густонаселенная  территория, что увеличило мощь княжества. А с вхождением в Московское княжество  при сыне Даниила Юрии (0000-0000) Можайска вся территория Москвы-реки оказалась  в его руках. За три года Московское княжество увеличилось почти  вдвое. Юрий Данилович вступил в  борьбу за великое княжение. Основным соперником было соседнее Тверское княжество, князья которого в этот период владели  ярлыком на Владимирское княжение. Последующие два десятилетия  вражды наполнены кровавыми и  драматическими событиями: наговорами московских и тверских князей друг на друга в Орде (ханом в этот период был Узбек), военными столкновениями, казнями и убийствами.

После смерти Юрия Даниловича, убитого  в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи, московский стол перешел  к Ивану Даниловичу Калите (0000-0000). Он стал усиливать княжество при помощи Орды.

Подавив с помощью татар антиордынское  восстание в Твери в 0000 г., он получил  ярлык на великое княжение, а с  окончательной отменой системы  баскачества и переходом к  откупу дани, становится главным ее сборщиком и доставщиком в  Орду. Ему удалось также скупить  ряд сел в других княжествах, установить свою власть над Угличем, Галичем  и Белоозером. Его стали поддерживать боярство и церковь: митрополиты, сделали  Москву своим постоянным местопребыванием. В годы его княжения татары не подходили к московским владениям.

Преследуя цели обогащения и укрепления личной власти, Иван Калита сделал Московское кияжество самым сильным и  богатым на Руси. Никто не решался  оспаривать у него великое княжение. Усиление Москвы привело к тому, что можно было вступить в открытую борьбу с Ордой.

По завещанию, утвержденному в  Орде, он передал княжение сыну Симеону  Ивановичу Гордому (0000-0000). Симеон и  его брат Иван Иванович Красный (0000-0000) сумели продолжить его политику удержать приобретенное.

Временно пошатнулось положение  Москвы в связи с тем, что после  смерти Ивана Красного великим князем стал его малолетний сын. Лишь через  три года благодаря усилиям митрополита  Алексея и московских бояр, 00-летний Дмитрий получил ярлык. Тем не менее ярлык приходилось еще  не раз отвоевывать у нижегородских  и особенно у тверских князей. Тверь  поддерживали Литва и Орда, что  обострило и растянуло противостояния на восемь лет (0000-0000). Грозными были три  похода на Русь - «литовщины» - литовского князя Ольгерда, однако, не принесшие ни Литве, ни Твори успеха.

В 0000 г. началась московско-тверская война, в которой на стороне Москвы оказались  Ярославское, Ростовское, Суздальское  и даже Кашинское (Тверской удел) княжества, а также Новгород и др. Тверской князь - Михаил Александрович не смог долго оборонять Тверь и капитулировал. По заключенному договору владимирский стол признавался «вотчиной» (наследственным владением) московских князей, а Михаил Тверской назывался теперь «братом  младшим» Дмитрия и просто «братом» удельного князя Московской земли  Владимира Андреевича Серпуховского, следовательно, статус тверского князя  приравнивался к статусу удельного.

Таким образом, необходимо отметить, что теперь судьба владимирского  престола решалась уже не в Орде, а на Руси. Этому способствовало и ослабление Орды вследствие раздиравших  ее усобиц и частых смен ханов. За чуть более 00 лет «замятни великой» на престоле сменилось 00 ханов. Однако в середине 00-х годов пришедший к власти темник (военачальник) Мамай сумел  восстановить ордынскую мощь. Сплачивающаяся вокруг Москвы Русь и преодолевающая усобицы Золотая Орда стояли друг перед другом. Столкновение было неизбежным.

Информация о работе Основные этапы славянского этногенеза