Основные этапы славянского этногенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы этногенеза.docx

— 236.52 Кб (Скачать файл)

В девятилетнем возрасте великокняжеский  стол Владимира и Москвы занял  Дмитрий Иванович (правил в 1359—1389 гг.). Церковь и московское боярство отстояло его право получить ярлык в  Орде, а митрополит Алексей в юность Дмитрия фактически управлял княжеством. Московский князь, опираясь на поддержку  всех слоев населения, неуклонно  проводил политику объединения русских  территорий.

В то время, как шел процесс собирания  русских земель в центре Руси, на ее окраинах происходили обратные явления. В XIII в. (1220 г.) на историческую арену  вышло великое Литовское княжество. Оно постепенно захватывало полоцко-минские  земли, а при великом князе  Ольгерде под власть Литвы попали Минск и Чернигов. Сыновья Ольгерда — Андрей и Дмитрий княжили  в Полоцке и Брянске. Но расширение территорий Литвы за счет русских  земель (собственно Литва составляла 1/10 часть от всех захваченных земель) имело и свои негативные стороны. В них продолжала развиваться  русская культура. Они не порывали связей с Центральной Русью, что  выразилось в тяготении присоединиться к Москве. В самом Литовском  княжестве государственным языком считался русский (белорусский), который  образовался в результате смешения местных диалектов в регионе  Западного Буга, Двины, Сожа и Припяти  на основе древнерусского языка. В XIV в. жители этого края стали называть себя белоруссами и появился термин — Белая Русь.

В дележе земель Южной Руси активное участие приняли Польша и Венгрия. Польский князь Юрий-Болеслав Мазовецкий, правнук Даниила Галицкого по материнской линии, утвердился в  Галицком и Волынском княжествах. В 1335 г. Юрий подписывал грамоты, именуя себя «князем всей Малой Руси», в  отличие от остальной территории, которая во второй половине XIV в. называлась Великая Русь, основой которой  являлись Владимирское и Московское княжества.

На северо-западных границах Московского  княжества, не знавшая Батыевого  нашествия Новгородская республика, успешно противостояла натиску  ливонских и шведских рыцарей. Так, учитывая стратегическое значение Изборска, охранявшего подступы к Пскову, горожане в 1330 г. заложили каменные стены. Немцы  прозвали крепость «железным городом». И не без основания. В 1368 г. войска Ливонского ордена восемнадцать дней безуспешно штурмовали крепость, используя  стенобитные машины, но вынуждены  были отойти.

Шведские феодалы, попытавшиеся возродить  захватническую политику в землях Новгорода, также получали отпор. В 1300—1301 гг. они  построили по обе стороны Финского залива крепости Выборг и Нарва, а  при впадении реки Охта в Неву —  Ландскрону («Венец земли»). Но новгородцы взяли крепость и срыли укрепления. В 1311 г. новгородцы основали город Корела, который стал опорным пунктом  в этом районе Карелии. В 1323 г. при  помощи московского князя Юрия Даниловича (внук Невского, правил в 1313—1325 гг.) новгородцы поставили на выходе Невы из Ладожского озера город Ореховец или Орешек, на Ореховом острове. В этом же году новгородцы и шведы заключили  Ореховецкий договор, по которому все  течение Невы оставалось за русскими. В 1348 г. шведские войска взяли Орешек, но на следующий год были изгнаны  и признали договор в силе.

Таким образом Новгородская земля, поддержанная Московией, отстаивала свою независимость. Но боярские кланы Новгорода  опасались растущего могущества и влияния Москвы. Они стали  ориентироваться на Литву, что, в  конечном счете, вело к сепаратизму. Однако трудовой люд не поддерживал  их стремления, что предопределило в дальнейшем падение правления  боярской верхушки и присоединения  новгородских земель к Москве.

К началу борьбы за освобождение от монголо-татарского засилья Московское княжество занимало срединное положение в центре русских земель, которое имело  свои плюсы и минусы. Отрицательным  было то, что враждебное ему Литовское государство на западном направлении начиналось сразу за Смоленском, а будучи союзником Твери, литовские войска имели возможность беспрепятственно проходить в центр Московии. С юго-востока находилось Рязанское княжество. Оно первым страдало от набегов татар, но по этой причине могло стать их потенциальным помощником — пропустить без сопротивления ордынцев на Москву.

Московский князь Дмитрий Иванович учел все эти обстоятельства. С 1373 г. он начал вести охрану берега Оки, устроив на «перелазах» (бродах) засеки, где находилась стража. Столица княжества  также укреплялась. В 1367—1368 гг. в  центре города вырос белокаменный Кремль. Он успешно выдержал осаду литовской  рати Ольгерде в 1368 и 1370 гг., что положило конец набегам литовцев. С юго-восточной  стороны Москву охраняли Свято-Данилов  и Андрониковский монастыри. Они  контролировали дороги на Коломну и  Серпухов, предупреждая приход татар.

Довольно развитая сеть сухопутных дорог, а тем более водных путей  позволяла как пешей, так и  судовой рати оперативно выходить навстречу  противникам.

Большие перемены произошли в сфере  центрального аппарата управления и  в структуре военной организации  княжества. Дмитрий Иванович возродил древнюю форму договоров: в 1371 г. все жители Москвы присягали ему  на верность. В 1374 г. великий князь  упраздник должность тысяцкого, который командовал городским ополчением, и вместо него назначал воевод по своему усмотрению. Этот шаг вызвал противодействие  со стороны потомков последнего московского  тысяцкого. Попытка одного из них, И.В.Вельяминова, разжечь междоусобицу, а затем  уход его в Золотую Орду окончился  трагично. В 1378 г, при тайном возвращении  на Русь он был схвачен в Серпухове  и затем впервые публично казнен в Москве. Измена стала наказуема. Отъезды феодалов в другие княжества  могли повлечь смертную кару.

Московский князь Дмитрий Иванович возродил и активизировал съезды князей и бояр, столь характерные  в XII—XIII вв., но ослабевшие в период «злой татарщины». Первоначально  он проводил их в рамках Московского  и Владимирского княжеств, а затем  вовлек в орбиту и других союзных  к Москве князей. Постепенно вырабатывался  жесткий порядок подчинения удельных князей великому князю: «Сяду я на коня (пойду в поход), и вам садиться на коней; когда я сам не пойду, а вас пошлю, вам отти без ослушания».

Со времени княжения Ивана Калиты менялся порядок наследования, окончательно закрепившийся при Дмитрии Ивановиче. Старший сын, а не родной брат становился великим князем. Устранялась неразбериха  во властных структурах и великокняжеский  двор приобретал четкую систему централизованной власти — последнее слово в  решении политических и военных  вопросов оставалось за великим князем. Возросший военно-экономический  потенциал Московского княжества  придавал этому слову весомое  значение.

Так, используя непопулярность тверского  князя Михаила, искавшего себе опору  в Литве и даже в Орде, Дмитрий  Иванович совершил в 1375 г. поход на Тверь. К нему присоединились не только удельные владимиро-суздальские, но и черниговские князья. Тверской князь признал главенство Москвы и обязался помогать ей «биться  за одно» против татар. Начиналось объединение  усилий не только многих мелких самостоятельных, но и крупных княжеств. Вырабатывалась общая линия в отношениях с  Ордой, копились силы для свержения  ее владычества. Все это придавало, по выражению В.О.Ключевского, московскому  князю значение национального вождя  северной Руси в борьбе с внешними врагами. В подобной ситуации более  осмотрительной стала позиция рязанского князя. Он уже не мог безнаказанно заключить союз с Ордой.

Московский князь, проведя основательную  подготовку, начал вооруженную борьбу против Золотой Орды. В 1378 г. на реке Вожа в Рязанском княжестве московско-рязанская  рать нанесла сокрушительный упреждающий  удар по войскам татарского темника  Бегича. А когда фактический правитель  Золотой Орды эмир Мамай решил  повторить «Батыево нашествие» на Московское княжество, то почти вся Русь поднялась  на борьбу с ненавистным врагом. В ряды московского войска пришло новгородское ополчение, вопреки воле своих феодалов. Присоединились к  Москве украинские (черниговцы и др.) и белорусские (полочане и др.) ополчения  под командованием Дмитрия и  Андрея Ольгердовичей, в отличие  от своего старшего брата Ягайло, который  вел литовцев на соединение с татарами. Рязанский князь Олег, хотя и считал себя союзником Мамая, но предупредил  князя Дмитрия о времени прихода  татар на Русь — выйти к Оке  — 1 сентября и не повел рязанцев на соединение с их полчищами.

8 сентября 1380 г. на Куликовом  поле Золотой Орде был нанесен  сильнейший удар, после которого  она неуклонно шла к упадку. Куликовская битва положила начало  полному освобождению русского  и других народов Восточной  Европы от монголо-татарского  ига. Времена Батыевого нашествия  безвозвратно уходили в прошлое.  Русский военный историк М.П.Михневич  отметил, что даже погром Москвы  ханом Тохтамышем не появлиял  на последствия русской победы: «Набег 1382 г. не уменьшил значения Мамаева побоища: татары одолели здесь потому, что явились «тропом» внезапно, а Москва их проглядела и не убереглась. Все видели, что теперь татары могут только воровать победы».

Победа на Куликовом поле в 1380 г. дал мощный импульс объединительным  тенденциям русских княжеств вокруг Москвы. Собирание русских земель, начавшееся в XIV в., завершилось в  конце XV — начале XVI века образованием Русского централизованного государства.

Золотая Орда

Тема настоящего реферата - Золотая  Орда и ее роль в истории Отечества. Актуальность и необходимость настоящего исследования вызвана сегодня двумя  диаметрально противоположными точками  зрения, одна их них традиционная и  прописана во всех школьных учебниках  и многих учебниках для ВУЗов, суть ее состоит в признании отрицательной  роли, другая признает положительное  историческое влияние на наше Отечество.

Разрабатывая тему реферата мной были изучены документы характеризующие  обе позиции. Неоценимую помощь в  изучении вопросов темы мне оказали  труды выдающихся историков - И. Я. Фроянова, Г.В.Вернадского, Р.Г.Скрынникова, Н.И. Костомарова,  Н.М.Карамзина

Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним  ига на развитие русского общества один из самых сложных в истории  Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов  во избежание нового разорения вынуждены  были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского  Междуречья. Появляясь там, они пополняли  армию безземельного люда, а для  уплаты дани обращались к знати. Таким  образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В  то же время изменяется и положение  знати особенно князей. Существуя  прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов  они теряют - все направляется в  Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII-XIV вв. наблюдается существенный рост крупного частного землевладения.

Возрастает значение князя и  в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в  зависимости от веча, которое могло  указать им и «путь чист» (т.е. изгнать), то теперь они приезжали  в города с ханским ярлыком, а  при необходимости с татарским  отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.

Однако и в этих условиях не была сломлена демократическая политическая система, не прерываются древнерусские  политические традиции. Одна из них - деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты  вечевого колокола собирают теперь горожан  для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 0000-0000 гг. в Новгороде  в связи с переписью населения: новгородцы отказывались «даваться  в число». Их негодование вызвало  также и то, что бояре «творяху... собе легко, а меньшим зло». Выступление  было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса  и полагавшим, что время открытого  столкновения с Ордой еще не настало. В 0000 г. расправились с баскаками  и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили  и позднее - в 00-00-е годы XIII в. Такой  широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора  дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено.

 В своей работе мне предстоит  выяснить и определить – какое   значение для Русской земли имела Золотая Орда.

В первой главе я изучу и проведу  анализ непосредственного влияния  Золотой Орды на Русское государство, во второй подведу итоги в виде хронологических изменений произошедших в результате этого в Русской  государственности.

 

ГЛАВА 0.  ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУСЬ

Золотоордынский период российской истории  долгое время был запретной темой  для отечественных исследователей Достаточно вспомнить пресловутое  решение ЦК ВКП (б) 0000 года прямо запрещавшее  проведение исследований по данной тематике.[1] К сожалению многие ложные стереотипы, являющиеся наследием коммунистической эпохи сильны и по сей день. Великая  Золотая Орда на страницах школьных (и даже вузовских) учебников до сих  пор представляется как некое  враждебное иностранное государство, нападавшее на Русь, подобно западным противникам - немцам и шведам. Тем  самым золотоордынский период вольно или невольно исключается из контекста  истории российской государственности, между тем, как историческая истина, требует со всей ясностью заявить  как раз об обратном, а именно о том, что без истории Золотой Орды нельзя понять средневековой истории России и истории Восточной Европы.

Между Россией и Востоком никогда  не существовало той географической и социально-психологической отчужденности, которая существовала между востоком и Западной Европой. Взаимодействие восточных славян с их южными и  восточными соседями порой даже принимало  формы взаимной ассимиляции. Весьма удачным представляется высказанное  в этой связи мнение Л.Н.Гумилева, согласно которому Древняя Русь и  Великая степь вместе составляли единое этногеографическое пространство, а развитие русской государственности  неизбежно шло в тесном взаимодействии с южными и восточными соседями.[2] В ходе сложных этносоциальных и  этноконфессиональных процессов обобщались и синтезировались сущностные особенности  и черты культур и религий  разных народов (что, впрочем, отнюдь не является исключительным примером в  мировой истории). В силу этого, по мнению Николая Бердяева «Россия  не может определять себя как Восток и противопоставлять себя Запада Россия должна сознавать соединителем двух миров, а не разделителем».

Таким образом, особенности цивилизационных  процессов, шедших в редкие века на обширных евразийских просторах Росси, можно свести к следующему: в чрезвычайно разнообразных природных условиях постепенно формировалось общее цивилизационное пространство, сохранявшее открытый характер и способность к переменам, усвоению новых ценностей, обогащению за счет социокультурного взаимодействия и взаимообмена между различными этническими элементами.

Информация о работе Основные этапы славянского этногенеза