Основные этапы развития традиционной логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 21:04, доклад

Краткое описание

Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение»).
Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Несмотря на то, что точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.

Содержание

Основная часть
1.Основные исторические этапы развития логики…………….…………………3
Список сокращений………………………………………………………..……….8

Вложенные файлы: 1 файл

творческая работа по предмету Логика.docx

— 24.31 Кб (Скачать файл)

Основные данные о  работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Современная Гуманитарная Академия

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Логика 

Тема

Основные этапы развития традиционной логики

Фамилия студента

Илюхин

Имя студента

Алексей

Отчество студента

Викторович

№ контракта

03202090301004


 

Содержание

Основная часть

1.Основные исторические этапы развития логики…………….…………………3

Список  сокращений………………………………………………………..……….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение»).

Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов  рассуждения получила основательное  развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской  и греческой. Несмотря на то, что  точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах  в IV веке до н. э.

Современная логика, разработанная  формально изощрённо, происходит в  конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а  при посредничестве и комментаторской  деятельности арабо-мусульманских  философов и средневековых европейских  логиков. Можно выделить следующие  исторические и региональные формы  логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):

1. Древнекитайская логика

2. Индийская логика

3. Европейская и ближневосточная  логика: традиционная логика (в широком смысле)

- Античная и раннесредневековая  логика: диалектика

- Средневековая логика:

  • Арабская и еврейская средневековая логика
  • Восточнохристианская (византийская, грузинская, армянская) средневековая логика
  • Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика

- Логика европейского  Возрождения; диалектика

- Логика Нового времени:  традиционная логика (в узком смысле), формальная логика

- Современная логика (общемировая,  со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

Логика в своём развитии прошла три порога:

  • порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)
  • введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)
  • научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

Основной целью творческой работы является изучение основных этапов в истории развития логической науки.

 

Основные исторические этапы развития логики.

История логики неразрывно связана с историей развития общества. С развитием трудовой материально-производственной деятельности людей совершенствовались их мыслительные способности, а это  привело к тому, что объектом исследования становится само мышление, его формы  и законы.

История свидетельствует, что  отдельные логические проблемы возникли в I тысячелетии до нашей эры сначала  в Древней Индии и Китае, а  затем в Древней Греции и Риме. Постепенно они оформились в стройную систему знаний, в самостоятельную  науку.

Основными причинами возникновения  логики являются развитие наук и ораторского  искусства. Наука основывается на теоретическом  мышлении, предполагающем умозаключения  и доказательства. Отсюда необходимость  исследования самого мышления как формы  познания. Ораторское искусство представлялось прежде всего в многочисленных судебных заседаниях как потрясающая умы  сила убеждения, буквально заставляющая слушателей склониться к тому или  иному мнению. Логика возникает как  попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей.

В Древней Греции логику разрабатывали Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ, Платон. Однако основателем  науки логики считается величайший мыслитель древности, ученик Платона - Аристотель (384-322 до н.э.). Он написал  ряд сочинений по логике, которые  впоследствии были объединены под общим  названием "Органон" (орудие познания). Аристотель называл свое творение аналитикой, термин "логика" вошел в научный  оборот позднее, в III в. до н.э.

После Аристотеля в Древней  Греции логика разрабатывалась стоиками. Большой вклад в развитие логики внесли древнеримские политические деятели Цицерон и Квинтилиан, арабоязычные ученые Аль Фараби, Ибн  Рушд, европейские средневековые  схоласты У. Оккам, П. Абеляр, основавший собственную школу.

В эпоху Нового времени  развитие науки получает новый импульс, а это, в свою очередь позволять  расширить исследования в области  логики. Известный ученый и философ  Ф. Бекон (1561-1626) опубликовал свое исследование под названием "Новый Органон", предполагая, что оно расширит представление  человека о формах познания, дополнив "Органон" Аристотеля. В этом произведении содержались основы индуктивных  методов, усовершенствованные позже  Д. С. Миллем (1808-1873) и получившие название методов установления причинных  связей между явлениями (методы Бекона - Милля).

В 1622 году был издан ставший  знаменитым учебник "Логика Пор-Рояля". Его авторы П. Николь и А. Арно создали  логическое учение, основанное на методологических принципах Р. Декарта (1596-1650).

Логика, созданная на основе учения Аристотеля, существовала до начала XX в. В XX веке появляется символическая (математическая) логика, основанная на идее немецкого ученого и философа Лейбница (1646-1716), о возможности сведения рассуждений к вычислениям. Такая  логика начала формироваться в середине XIX века. Ее развитие связано с именами  Дж. Буля, А. М. Де-Моргана, Ч. Пирса, Г. Фреге, русских мыслителей П. С. Порецкого  и Е. Л. Буницкого и других. Первым капитальным трудом по символической  логика была работа Б. Рассела и А. Уайтхеда Princiрia Mathematika в трех томах, вышедшая в 1910-1913 гг. Эта работа вызвала  революцию в логике.

Идеи диалектической логики восходят к античной и древневосточной  философии, но законченную форму  им придали только представители  немецкой классической философии: Кант (1724-1804), Фихте (1763-1814), Шеллинг (1775-1854) и  особенно Гегель (1770-1831), окончательно сформулировавший основные идеи диалектики с точки зрения объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

В 1930—40-е гг. формальная логика третировалась официальными философскими инстанциями как «теоретическая основа буржуазного мировоззрения», нечто несовместимое с марксизмом и коммунистическими идеалами. Активной работы в соответствующих направления  не было, традиции были утрачены, немногие остававшиеся в живых специалисты  были вынуждены заниматься другими  дисциплинами или были лишены условий  для нормального научного общения.

Ситуация несколько изменилась в 1946—47 гг., когда (по некоторым сведениям, по личному распоряжению И. В. Сталина) логика была введена в состав школьной программы (был написан ряд учебников (В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, М. С. Строговича) и даже в сокращенном или переработанном виде переизданы «буржуазные» учебники С. Н. Виноградова и Г. И. Челпанова). За этим последовало создание кафедры  логики на Философском факультете Московского  университета (в качестве одного из кандидатов на занятие кафедры рассматривался А. Ф. Лосев, хотя в конце концов занял  её П. С. Попов), издание ряда книг по формально-логической тематике и некоторые  другие мероприятия.

Однако вокруг этой тематики с переменным успехом продолжалась борьба «диалектиков» и «формалистов». В 1950—60-е гг. формальная логика (уже  уйдя из школы) обосновалась в вузах  и исследовательских институтах. Выдающуюся роль в восстановлении логических исследований и преподавания логики в стране сыграли такие представители  формалистического направления, как  С. А. Яновская, А. С. Есенин-Вольпин, Ю. А. Гастев, А.А.Марков и др.

Обратной стороной процесса стала контр реакция со стороны  «формалистов» по отношению к  логикам, стремившимся разрабатывать  логику вне программы её формализации. Уже в 1960—70-е г. сложности с публикациями испытывали такие логики, как А. А. Зиновьев (вынужденный затем сменить язык и перейти на «математические» символы), Э. В. Ильенков (покинувший коллектив «Философской энциклопедии» в знак протеста против подмены логической проблематики математической) и др. До некоторой степени эта реакция продолжается даже в постсоветские годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список сокращений.

Н.э. – нашей эры

Др. - другие

 

 

 




Информация о работе Основные этапы развития традиционной логики