Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

Реформы не могли не коснуться системы просвещения. С 1858г. были открыты женские училища для представительниц всех сословий. В 1864г. было опубликовано «Положение о начальных училищах», по которому разрешалось открывать училища общ-ым организ. и частным лицам. Появилось 4 типа народных училищ: казенные школы, земские училища, церконоприходские и частные школы. В результате резко возросло число начальных школ. Были введены равные права для получения среднего образования лицам всех сословий и вероисповеданий. Утверждались 2 типа гимназий: классический (преобладал греч. и лат. язык, обеспечивали нужды господствующих сословий) и реальные училища (больше внимания уделялось естественно-научным предметам).

В 1863г. университеты России получили достаточно либеральный устав, по которому восстанавливалась утраченная в 1835г. автономия. Должности ректоров, проректоров, деканов и профессоров стали выборочными. Однако женщины так и не получили право обучения в университетах, а 1 женские вузы появились в 70х гг. в Москве и Петербурге.

Набор факультетов сводился к физико-математическим, юрид., медицинским, и историко-филологическим.                    

Важное место в ряду реформ 60х гг. заняла реформа печати, отменившая предварительную цензуру по значительной части книг и журналов.  Этот шаг правительства в сторону гласности раскрепостил  публицистику и лит-ру.

 

21.Российское народничество:  цели и эволюция методов борьбы  в 60-90-е годы XIX века.

Народнические идеалы Герцена  и Чернышевского по-разному воспринимались различными слоями русского общества. Интеллигенция, в первую очередь молодежь, расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию. Более умеренная часть интеллигенции видела в ней программу постепенного продвижения вперед посредством реформ. Будучи едиными в требовании отмены крепостного права, передовые люди России расходились во мнениях о средствах его ликвидации, а так же о перспективах дальнейших преобразований.

В 1861 г. вокруг журнала «Современник»  сформировалось общество «Земля и воля», состоящее из разрозненных, слабо  оформленных кружков. Свою главную  задачу «землевольцы» видели в пропаганде идей передачи крестьянам земли за выкуп, замены правительственных чиновников выборными, допуска представителей народа к определению податей и повинностей, сокращения расходов на армию и царский двор.

Умеренная программа «Земли и воли» не удовлетворила радикально настроенную часть молодежи. Ярким свидетельством этого является прокламация «Молодая Россия» (1862). Страстно бичуя язвы и пороки российского общества, она предлагала только один выход – революция, которая должна изменить радикально все, все без исключении основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка. Авторы прокламации утверждали, что революции не боятся, хотя и знают, что могут пролиться реки крови, погибнуть невиновные люди. Осуществить эту революцию, по мнению авторов прокламации, должен был небольшой кружок. После революции вводится общинное землепользование и общественная фабрика как форма производства. Политическое устройство представлялось авторам прокламации как добровольный федеративный союз областей и общин во главе с национальным собранием.

Заочный спор «Земли и воли»  и «Молодой России» проходил без  участия самого народа, о судьбе которого шла речь, и вскоре зашел в тупик. Ожидаемых народных выступлений не произошло, и в марте 1864 г. общество «Земля и воля» самораспустилось.

Существовали и другие организации. Так например «Народная расправа» (1869), созданная учителем приходской школы Нечаевым. В своей организации он утвердил диктаторские порядки, требовал беспрекословного повиновения и не терпел возражений. Лично убил студента Иванова, осмелившегося его критиковать, с целью устрашения рядовых членов организации. Нечаев проповедовал принцип вседозволенности для достижения революционных целей. С тех пор «нечаевщиной» стали называть недопустимые методы революционной деятельности.

Пред революционерами  остро стояла проблема осмысления основных направлений и методов борьбы; что важнее – экономические или политические требования, какова роль партии и масс, как сочетать легальные и нелегальные формы борьбы и т.д. Ответы на эти вопросы пытались дать идеологи в лице П.Л.Лаврова, М.А.Бакунина, П.Н.Ткачева, Н.К.Михайловского.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900). В молодости активно участвовал в студенческом движении, был близок с Н.Г.Чернышевским. После покушения Д.К.Каракозова на императора он был выслан в Вологодскую губернию, откуда сбежал за границу, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Лавров признавал, что марксизм справедлив для развитых капиталистических стран, но вряд ли применим к России. Основой его взглядов, сформировавшихся во многом под влиянием Герцена были две идеи:

  • Русская крестьянская община является социалистической по своей природе
  • В русском освободительном движении особую роль призвана сыграть интеллигенция

Важнейшие теоретические  положения сформулированы Лавровым в работе «Исторические письма» (1869). Он высказывал мысль о том, что двигателем цивилизации является научное познание. Именно интеллигенция, будучи в долгу у народа, призвана, по мнению Лаврова, просвещать его и организовывать. Лаврову принадлежала идея создания массовой партии, которая в свое время должна возглавить революцию. Главным требованием к революционерам Лавров выдвигал моральную чистоту. Он считал необходимым вести постоянную полемику, дискуссии, не создавать авторитетов, в противном случае партию ждет перерождение. В отношении строения партии Лавров выступал за сочетание централизма и демократии: низовые организации должны добровольно делегировать полномочия центральным органам. Влияние идей Лаврова на становление народнических организаций было огромным. Его сторонников называли «пропагандистами», а течение получило название «пропагандистского».

Михаил Александрович  Бакунин (1814-1876). Участник революционных событий 1848-1849 гг. в Праге и Дрездене, отбывавший с 1851 г. заключение, а с 1857 г. ссылку в Сибири, в 1861 г. он бежал за границу, где сотрудничал с Герценым и Огаревым. В 1972 г. Бакунина исключают и I Интернационала, где он боролся с Марксом.

Бакунин являлся выразителем  интересов радикально настроенной  молодежи. Он исходил из того, что  государство является главным угнетателем  человечества; религия трактовалась им как коллективное сумасшествие, а церковь – как своего рода небесный кабак, в котором народ старается забыть о своей ежедневной беде. Бакунин выступал за стихийную революцию, за бунт. «Русский мужик социалист по инстинкту и бунтарь по природе».  По его мнению, передовые люди должны были связать крестьян всех деревень и фабричных рабочих, разъясняя революционные задачи и постоянно поддерживая бунтарский пыл. Задача штаба революционеров заключалась в осуществлении связи между народом и революционной мыслью. Будущее мыслилось им как свободная федерация земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. Активный сторонник народного самоуправления, Бакунин выступал против идеи диктатуры пролетариата Маркса, опасаясь, что диктатура большинства может быть подменена диктатурой бюрократии над всем народом. Не смотря на преобладание эмоций в высказывании Бакунина «свобода без социализма – это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы – это рабство и скотство», такое учение вызвало симпатию у революционной молодежи за призыв к конкретному действию. Идеи Бакунина имели значительное распространение не только среди народников70-х годов в России, но и в других странах – Италии, Испании. Его сторонники получили название «бунтари», а течение называлось «бунтарским».

Петр Никитич  Ткачев (1844-1855) вошел в историю как идеолог «заговорщической тактики». Он считал, что революционный переворот в России должен начаться с захвата власти группой революционеров. В отличие от Бакунина, он не особенно верил в силы народа и уповал на тайную организацию, на революционное меньшинство, которое должно было дать толчок стихийным выступлениям. Если Лавров говорил, что для революции в России должны созреть предпосылки, Ткачев полагал, что соц.революция должна осуществиться немедленно, пока в стране не сложились буржуазные отношения. Следует  подчеркнуть, что захват гос.власти Ткачев рассматривал лишь как начало революции, а не ее завершение. Только революционное гос-во, по его мнению, могло обеспечить ликвидацию остатков старого режима, защиту от контрреволюции и переустройство всего общества на новых началах. Форма будущего правительства, полагал Ткачев, должна быть основана на народном правительстве, однако создание органов власти возлагалось на революционную партию.

 

22.контреформы  Александра III в 80-х – начале 90-х гг. XIXв.

После вступления на престол  Александра III (1881-1894) в политике правительства  произошли резкие перемены. Период реформ сменился периодом контрреформ 80-90-х гг. В стране перед призраком революции, стремясь охранно-карательными мерами задержать общественное развитие, царизм взял курс на переход к открытой реакции. Постепенно сторонники реакции взял верх над сторонниками реформ.

Александр III был воспитанником  обер-прокурора св. Синода  К.П. Побеноносцева, известного своими консервативного взглядами. Он не обладал умом и кругозором своего отца, не получил надлежащего наследнику образования. 8 марта 1881 г. на совещании с министрами, посвященном обсуждению проекта реформ Лорис-Меликова, ряд министров во главе с обер-прокурором Синода обрушились с критикой на данный проект и политику реформ. Однако большинством в девять человек против 5 проект все же был одобрен. Александр III не решился сходу отвергнуть проект Лорис-Меликова и распорядился о передаче его для последующего обсуждения в спец. комиссию. Но комиссия эта так никогда и не была создана. Министры- реформаторы М.Лорис-Меликов, Д.Милютин, А.Абаза и другие вскоре были уволены в отставку. О подлинной позиции Александр III наглядно свидетельствует его резолюция на докладе Лорис-Меликова: «слава богу, этот преступный и опасный шаг к Конституции не был сделан…»

29апреля 1881г. был обнародован  манифест «О незыблемости самодержавия», в котором царь заявил, что берется за дело правления «с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и сохранять для блага народного от всяких на нее поползновений ». Александр III не обещал быть государем либерального направления.

В 80-90-е гг.XIX в. традиционные российские институты (самодержавие, дворянство) уже были не в состоянии управлять старыми методами, а новые буржуазные институты только складывались. Это противоречие и нашло свое отражение в деятельности правящего режима Александр III. С одной стороны, социально-экономическое развитие страны получило импульс после отмены крепостного права и буржуазных реформ 60-70-х гг. С другой стороны – помещики открыто стремились к реваншу за поражения 1861г.

В период правления Александр III эконом. курс страны лихорадило. Он у наследовал престол в стране, находящейся в сложном экономическом положении. Последствия дорогостоящей русско-турецкой войны 1877-1878гг., которая обошлась казне в 1млрд.113млн. рублей, голод в Поволжье в 1880г, рост недовольства нарождающегося пролетариата требовали от нового императора выработки опред. эк. программы. Для преодоления эк. кризиса и технической отсталости России от Зап.Европы необходимо было развивать свою промышленность , решая при этом 2 важнейшие задачи: сокращение бюджетного дефицита и усиление   и усиление политики гос. протекционизма.

Первая задача была успешно  решена. Министр финансов Бунге стремился к комплексному подходу при развитии хоз-ва страны: путем расширения внутреннего рынка, развития промышленности, сельского хоз-ва, а также упрочения положения средних слоев населения. Сменивший его Вышнеградский пытался решить проблему путем накопления денежной массы и повышения курса рубля. Причем средством для этого служили не только подъем хоз-ва в разных регионах России, сколько финансовые и биржевые операции.

Не пытаясь слепо копировать опыт стран Запада, Россия в 80-90-е  гг. добилась неплохих результатов в развитии экономического потенциала. Достижением правительства был не только бездефицитный бюджет, но и резко возросшая  сумма вкладов в сберегательные кассы, которая за 13лет увеличилась в 36 раз.

Особое внимание правительство  Александр III уделяло политике гос. протекционизма через жесткое ограничение иностранной конкуренции. Почти вдвое увеличилось таможенное налогообложение, были поставлены жесткие барьеры на ввоз иностранного чугуна и железа, вывоз нефти, что рассматривалось как поощрение в деле развития отечественной тяжелой промышленности.

В целях снижения соц. напряженности  в период буржуазного развития отеч. промышленности Александр III использовал политику социального лавирования, пытаясь выступить посредником между трудом и капиталом. В 1882г. был принят закон об ограничении работы малолетних, создана фабричная инспекция для осуществления контроля за условиями труда. В 1885г. вводится запрет на ночной труд для женщин и детей, а в 1886г.- закон об определении условий найма и порядка расторжения договоров рабочих с представителями.

В аграрной политике Александр III сразу же отверг притязания крестьян на землю помещиков, однако вынужден был понизить выкупные платежи, отменить подушную подать, переселять крестьян на свободные земли. По инициативе императора был создан крестьянский банк, который  льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земли.

В то же время, идя на уступки  консерваторам, Александр III пересмотрел  итоги реформ 60-70-х гг. и внес в  них корректировку вправо, что  исследователями было оценено как контрреформы.

По мнению историков, реакционный  курс во внутренней политике  окончательно восторжествовал в мае 1882г., когда  на пост министра внутренних дел был  назначен реакционер Д.А. Толстой, а министром народного просвещения -  И.Д. Делянов. Именно эти гос.  чиновники последовательно проводили «реформы наизнанку», ограничивающие и искажающие либеральные реформы 60-70-х гг.  XIX в. Еще в августе 1881г. было утверждено «положение о мерах к сохранению гос. безопасности и общественного спокойствия ». Любая губерния была направлена могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а губернатор получил право запрещать  собрания, закрывать органы печати , учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц.

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России