Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

Было облегчено положение помещичьих крестьян. До этого в дворянской среде господствовала точка зрения на помещичьих крестьян, как на частную помещичью собственность наравне с землей, скотом, рабочим инвентарем и т.д. Теперь правительство издало ряд законов, которые подчеркивали, что крепостной человек не простая собственность частного лица, а, прежде всего, подданный государства

  • был издан закон, по которому, если в дворянском имении за крестьянином числилось меньше 4,5 десятины на душу, то такой крестьянин или переходил в казенное управление, или в свободное городское состояние.
  • крестьянская семья была признана неразрывным юридическим составом, и крестьян было запрещено продавать отдельно от семьи.
  • был издан Указ об обязанных крестьянах, который позволял помещику отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю во временное пользование в ответ на определенные повинности или оброк.
  • был издан закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность.

Следует отметить, что в правление  Александра I и Николая I в дворянской среде все более усиливалась  критика в адрес самодержцев, как охранителей крепостного  права. Александр I в 1803 г. издал указ "О вольных хлебопашцах", Николай I в 1842 г. издал указ "Об обязанных крестьянах", которые позволяли помещику добровольно отпускать своих крестьян на волю. Но последствия этих указов были незначительны. С 1804 по 1855 гг. помещиками на волю было отпущено всего лишь 116 тыс. крепостных крестьян. Это свидетельствовало о том, что в сохранении крепостного права были заинтересованы, прежде всего, помещики.

Значительно больше было сделано для  государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами. В 1837 г. для управления крепостными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Руководство этим министерством Николай I доверил своему сподвижнику графу П.Н. Киселева. П.Н. Киселев, по признанию крупнейшего историка В.О. Ключевского, был одним из лучших администраторов того времени. Это был человек, который государственный интерес, государственную пользу ставил превыше всего. 

Под его руководством и была проведена  реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей.

  • Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины.
  • Малоземельным государственным крестьянам было передано 2 млн.300 тыс. десятин свободной земли;
  • 500 тыс. дес. земли было передано крестьянам, вообще не имевшим земли;
  • 170 тыс. крестьян были переселены в районы, обладавшие излишками земли;
  • образованным сельским общинам было передано 3 млн. дес. леса.

Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Министерство создавало семенной фонд и продовольственные склады в деревнях на случай неурожая. Так, правительство практиковало посадку картофеля и сразу же убирало картофель в склады. Посадку картофеля крестьяне расценили как увеличение казенной запашки. По стране прокатились "картофельные бунты". Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1.800 учащимися, а в 1866 в них имелось уже 2.550 школ, в которых училось 110 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.

Реформирование государственной  деревни под руководством графа  П.Д. Киселева стали несомненным достижением николаевского времени. В результате предпринятых мер существенно улучшилось правовое и материальное положение государственных крестьян. Помещичьи крестьяне стали с завистью смотреть на государственных крестьян. Помещичьи крестьяне для правительства становились все более острой проблемой.

В 1844 по 1847 гг. в Киевском генерал-губернаторстве (9 западных губерний) была проведена  инвентарная реформа. Земля здесь  после вхождения в 1815 г. в состав России принадлежала польским дворянам-католикам, оппозиционным России. Они притесняли своих крестьян - украинцев, белорусов, русских. Николай I стал проводить политику защиты православного населения на этих территориях. Здесь были проведены инвентари - опись помещичьих имений. В соответствии с размерами помещичьих имений устанавливались четкие нормы барщины и оброка, которые владелец именья не имел права превышать.  

Политика в области просвещения  становилась все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений.

Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались  для разных сословий:

  • сельские приходские училища - для крестьян;
  • уездные училища - для городских обывателей;
  • гимназии - для дворян.

В 1826 г. был установлен строгий цензурный устав, который отныне должен был стоять на страже нравственных устоев общества, религиозных традиций и должен был выполнять функцию защиты государственных интересов.

В социальной политике проводились  мероприятия, направленные на укрепление сословного строя и позиций дворянства в обществе. В 1832 г. правительство ввело новое сословие "почетных граждан". "Почетными гражданами" могли стать крупные предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые, художники, чиновники, лица, окончившие высшие учебные заведения и т.д. Правительство беспокоило дробление и ослабление материального положения дворян. В целях недопущения измельчания имений вводятся заповедные имения, которые мог наследовать только один сын, без дробления между другими наследниками. В 1845 г. был издан указ о порядке приобретения дворянства, который затруднял получение дворянского статуса по чинам и орденам.

Внешняя политика.

После разгрома наполеоновской армии  Россия стала играть ведущую роль в европейских делах. До 50-х гг. XIX в. Россия поддерживала мирные отношения со всеми европейскими державами. На юго-восточной границе Российской империи сложилась иная ситуация: отношения с Османской империей постоянно ухудшались. Одной из причин осложнения отношений с Турцией стало усиление влияния России на Балканах среди христианских народов Османской империи. Османская империя к этому времени стала переживать глубокий всеобъемлющий кризис. Во второй четверти XIX в. в европейской политике обозначился восточный вопрос. Вследствие этого освободительная борьба балканских христианских народов за освобождение от турецкого владычества усилилась. В этой борьбе балканские народы стремились опереться на Россию. Это вызывало раздражение Турции.

Крымская война 1853-1856г

В июне 1853 г. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и оккупировала дунайские княжества. В ответ Турция 4 октября 1853 г. объявила войну. Русская армия, перейдя Дунай, оттеснила турецкие войска от правого берега и осадила крепость Силистрию. На Кавказе 1 декабря 1853 г. русскими была одержана победа под Башкадыкляром, что остановило наступление турок на Закавказье. На море флотилия под командованием адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру в Синопской бухте. Но после этого в войну вступили Англия и Франция. В декабре 1853 г. английская и французская эскадры вошли в Черное море, а в марте 1854 г. В ночь на 4 января 1854 г. английская и французская эскадры прошли через Босфор в Черное море. Затем эти державы потребовали от России вывести войска из Дунайских княжеств. 27 марта Англия, а на следующий день Франция объявили России войну. 22 апреля англо-французская эскадра подвергла Одессу обстрелу из 350 орудий. Но попытка высадится возле города не удалась.

Англии и Франции удалось  высадится в Крыму, 8 сентября 1854 г. разбить русские войска у реки Альма. 14 сентября началась высадка союзных войск в Евпатории. 17 октября началась осада Севастополя.   Руководили защитой города В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин. Гарнизон города насчитывал 30 тыс. чел., город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 27 августа 1855 г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту - Малахов курган. После этого русским войскам пришлось оставить город. Осада длилась 349 дней, попытки отвлечь войска от Севастополя (такие, как Инкерманское сражение), не дали желаемого результата, после чего Севастополь все же был взят союзными войсками.

Война закончилась подписанием 18 марта  1856 г. в Париже мирного договора, по которому Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались. Аналогичные требования были предъявлены Турции. Кроме того, Россия лишалась устья Дуная, южной части Бессарабии, захваченной в этой войне крепости Карс и права покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.

Причины поражения и последствия.

Политической причиной поражения России  в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных  западных держав (Англии и Франции) при благожелательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. Если после разгрома Наполеона в 1814 году во Франции началась антироссийская идеологическая компания, то в 50-е годы Запад перешел к практическим действиям.

Техническая причина поражения состояла в относительной отсталости вооружения русской армии. Англо-французские войска имели нарезные штуцера, которые позволяли рассыпному строю егерей открывать огонь по русским войскам до того, как те приближались на расстояния, достаточное для залпа из гладкоствольных ружей. Сомкнутый строй русской армии, рассчитанный преимущественно на  один групповой залп и штыковую атаку, при таком различии в вооружениях становился удобной мишенью.

Социально-экономическая причина поражения состояла в сохранении крепостного права, что неразрывно связано с ограничивающей промышленное развитие несвободой как потенциальных наемных рабочих, так и потенциальных предпринимателей. Европа к западу от Эльбы смогла оторваться в промышленности, в развитии техники от России благодаря произошедшим там социальным переменам, способствующим созданию рынка капиталов и рабочей силы.

Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило после военного поражения форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие  с Запада.

 

18.Русская общественная  мысль в середине XIX века. Славянофилы и западники. А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский о путях преобразования России.

В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем  и будущем родились два важнейших  идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков и многие другие. Представителями славянофилов были П.В.Анненков, В.П.Боткин, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев, П.А.Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский.

   И западники, и  славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

    Славянофилы отстаивали  историческую самобытность России  и выделяли ее в отдельный  мир, противостоящий Западу в  силу особенностей русской истории,  русской религиозности, русского  стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

      Западники  в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.

   В то же время  они понимали, что реформы Петра  сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

   При всех различиях  в оценке перспектив развития  России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение  для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса

Особое место в развитии русской общественно-политической мысли середины XIX в. принадлежало Александру Ивановичу Герцену (1812-1870). Мыслитель, философ, писатель, публицист, он еще в 1826 г. на Воробьевых горах в Москве вместе с Николаем Платоновичем Огаревым дал клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа.

Взгляды Герцена трудно уложить  в рамки какого-либо одного полит.направления, однако, безусловно, его можно считать основоположником теории «русского социализма».

Социализм – это учение об обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и социальной справедливости. Оно объединяло идеи коллективной основы общества, общности имущества, обязательности труда, равного распределения благ.

Подобные взгляды, осуждение  частной собственности, можно встретить  в Древней Греции, например, у  Платона, у ранних христиан, средневековых  «еретиков», в программах средневековых крестьянских восстаний.

Дальнейшее развитие эти  взгляды получили в период буржуазийных революций в Европе. В период развития капитализма социалистические идеи разрабатывают Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии.

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России