Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

 В августе 1882г. были  приняты Временные правила о  печати, согласно которым совещание четырех министров получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистикой. С 1883г. стали действовать охранные отделения (охранка) – жандармские органы, специализирующиеся на агентурной работе.

Серьезной корректировке  подвергались и другие реформы. Согласно новому университетскому уставу от 1884г. ликвидировалась университетская автономия, вводились обязательные гос.  экзамены, ректоры стали назначаться правительством. Это ставило под гос.контроль не только студентов, но и профессорско- преподавательский состав. Главным критерием оценки работы преподавателя высшей школы стала благонадежность.

В 1887г. министр народного  просвещения И.Д. Делянов  издал так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», предписывающих не допускать в гимназии детей прислуги, что возвращало народное образование к тому времени, когда оно носило сословный характер.

«Положение о земских  участковых начальниках »(1869) и новое  положение о земских учреждениях (1890) фактически упраздняли независимость  земских учреждений как общественных организаций. Они присоединялись в качестве придатка к гос. учреждениям. Ликвидировалась выборность земских органов и их всесословный характер. Губернаторы получили право назначать из среды местного дворянства земских начальников, которым отныне принадлежала власть на местах. Мировой суд отменялся, его функции передавались земским начальникам.

В 1892г. было принято новое  Городское положение, которое значительно  урезало самостоятельность городского самоуправления и в несколько раз уменьшило число городских обывателей.

В то же время во внутренней политике одним из ведущих принципов  самодержавия стал воинствующий национализм. В Прибалтике правительство боролось с германизацией. С1885г. всем присутственным местам и должностным лицам приписывалось вести делопроизводство и переписку на русском языке. С 1887г. в средних учебных заведениях преподавание велено было осуществлять на русском языке, а Дерптский университет был переименован в Юрьевский. В управлении Кавказским краем правительством Александр III стремилось к «объединению с прочими частями империи».

«Черта еврейской оседлости» была сокращена, и евреям запретили  селиться «вне городов и местечек». В 1887г. вводится процентная норма для  еврейских детей при поступлении в учебные заведения. С 1891г. евреи-ремесленники утратили право селиться в Москве, а 17тыс. евреев-ремесленников были насильственно выселены из «перво-престольной».

Подобная политика проводилась  в интересах дворянско-помещичьего  сословия с целью «исправить роковые ошибки 60-х гг.» и тем самым должна была способствовать укреплению социальной базы самодержавия. Однако ставка на дворянство на пороге XXв. оказалась несостоятельной, поскольку на политическую арену России вышли новые силы, принося с собой иные политич. и экономич. интересы.

Т.о., «великие реформы »  ограниченно вытекали из состояния. Реформаторы во главе с царем  отстаивали общественные интересы всех заинтересованных классов и сословий. Александр III и его единомышленники хорошо понимали, что реформировать надо все сферы жизни гос-ва и об-ва, но в глубоко продуманной степени. Они знали национально-исторические особенности России и провели реформы в соответствии с ним. Опыт других стран учитывался, но не копировался, в результате чего   Россия за несколько десятилетий прошла путь, на который другие народы и гос-ва потратили столетия. Реформы должны были обеспечить плавный переход от феодализма к капитализму, и они этого достигли, в чем и состоит из главное историческое значение. После реформ 60-70-х гг.XIX в. развитие капитализма в России  пошло с такой быстротой, что за несколько десятилетий в стране произошли изменения, занявшие в других гос-вах целые века.

Однако непоследовательность, ограниченный характер реформ наложили отпечаток на весь процесс капиталистической  революции страны, способствовали сохранению в стране пережитков феодализма, к которым относятся: абсолютная монархия в политике; помещичье землевладение в экономике; сословия в социальной структуре. 

 

23. марксизм в России в последней  трети XIXв.

Несмотря на широкомасштабные охранительные мероприятия охранительные мероприятия самодержавия после убийства Александра II, окончательно задушить революционное движение  самодержавию не удалось. Кризис народничества, капиталистическое развитие страны, разложение крестьянской общины заставляли думающих людей искать иное теоретическое обоснование происходящих в стране процессов с позиций  социализма. На вооружение был взят опыт Зап.Европы, но без учета особенностей России, ее самобытности.

Первые шаги по изучению теории марксизма были предприняты  еще народниками. В 1872 г. в Петербурге был издан I-й том «капитала» в переводе Лопатина и Даниэльсона. В 70-е гг. народники осуществили издание еще ряда работ Марксизма и Энгельса. Однако народники брали марксизм только те положения, которые показывали пагубные последствия развития капитализма и использовали их для обоснования необходимости некапиталистического пути развития России.

В 80-е гг. интерес к марксизму  был   вызван другим. К этому  времени в стране завершился промышленный переворот. Произошли знаменитые сдвиги в соц. структуре об-ва. Промышленный пролетариат возрос до 1 млн. человек.

Политический строй России, отсутствие развитого законодательства порождали самые грубые формы эксплуатации. Рабочий день не ограничивался, женский и детский труд не регламентировались .

Подобные условия способствовали возникновению в России на рубеже 50-60-х гг. XIXв. Рабочего движения. Первые стачки прошли в Орехово-Зуеве, на Сестрорецком оружейном заводе под Петербургом; в Серпухове начались забастовки прядильщиков и ткачей.

В 70-е гг. главными центрами рабочего движения становятся Петербург  и Центрально-промышленный район.

Важным событием в истории  рабочего движения в России  являлась стачка 1878г. на новой бумагопрядильне  в Петербурге, продолжавшаяся почти  месяц. Одним из ее организаторов был П.А.Моисеенко, получивший позднее большую известность в связи с Морозовской стачкой. В событиях принимал участие Г.В. Плеханов, написавший прокламацию «к рабочим всех фабрик и заводов», призывавшую  к единству в борьбе.

Самая мощная стачка пореформенной  эпохи вспыхнула в январе 1885г. на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуеве. Властям пришлось использовать войска, чтобы вернуть рабочих в казармы. 600 чел. были высланы, 33 предстали перед судом присяжных.  Однако во время суда выяснились такие ужасные факты притеснения рабочих, что присяжные оправдали обвиняемых. Не смотря на это, Моисеенко и Волков были подвергнуты административной ссылке по решению министерства внутренних дел. Эта стачка произвела на общественность сильное впечатление. Правительство было вынуждено запретить ночную работу несовершеннолетних и женщин на фабриках и мануфактурах; вышел закон о взаимоотношениях фабрикантов и рабочих.

В 1875г. в Одессе был образован  «Южнороссийский союз рабочих», 1878г. в Петербурге – «Северный союз русских рабочих».

Завершение в России промышленного  переворота, формирование пролетариата, начало рабочего движения свидетельствовали о том, что в стране складывалась социальная база марксистского учения, которому, однако, еще предстояло доказать право на существование в полемике со слабеющим народничеством.

Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, стал Георгий  Валентинович Плеханов(1856-1918). Организатор «Земли и воли», «Черного передела», он эмигрировал в Швейцарию. В 1883г. в Женеве под его руководством образовалась качественно новая организация – «Группа освобождения труда». Главную задачу эта группа видела в распространении  социалистических идей, критике взглядов народников , разработке важнейших вопросов общественной жизни России с позиций марксизма. Поставив своей главной целью пропаганду и распространение марксизма в России, Плеханов окончательно отказался от иллюзий по отношению к русскому крестьянству. Убедившись, что Россия должна пройти капиталистическую стадию развития, он в работе «социализм и политическая борьба» подчеркивал, что гегемоном  будущей революции станет пролетариат, а главным его союзником – интеллигенция. Народники встретили появление группы «освобождение труда» враждебно. Тогда в 1885г. Плеханов выпускает новую книгу – «наши разногласия », в которой указывает, что Россия встала на путь капиталистического развития, а буржуазные отношения глубоко проникли в сельское хоз-во, поэтому надежды на самобытный путь России бесперспективны. Плеханов поставил задачу создания социал-демократической партии.

Группа «Освобождение  труда » внесла значительный вклад  в распространение марксизма в России. За 20 лет было выпущено более 250 переводов и оригинальных работ, которые доходили до рабочих центров России. Группа поддерживала контакты с лидерами рабочего движения Запада, с конца 80-х гг. принимала участие деятельности II Интернационала.

В 1984г. на русской политической сцене появился В.И.Ульянов-Ленин со своей интерпретацией Маркса. В книге «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» он обрушивается с резкой критикой на конкурирующую народническую идеологию. Для Ленина развитие России по капиталистическому пути – объективная реальность. Он показал, что капитализм уже прочно стоит на ногах в России, а в крестьянстве очевидны раскол и расслоение. Исследуя капитализацию во всех сферах российской действительности, Ленин считал, что пролетариат единственно революционным классом, а крестьянство, по его мнению, могло поддерживать лишь общедемократические требования, да и  то на первых этапах революции. Ленин не учитывал того фактора, что в России крестьянство занимало подавляющее большинство населения и его потенциал был далеко не исчерпан.

Число сторонников марксизма  в стране возросло. В России создаются  марксистские кружки и организации – «партии русских социал-демократов» Д.Н.Благоева; «товарищества Санкт-Петербургских мастеровых » П.В.Точиисского, кружок Н.Е.Федосеева. В1895г. из объединившихся социал-демократических кружков Санкт-Петербурга возник «союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация уже не ограничивалась пропагандой в рабочих кружках, выдвигая задачи как экономические, так и политические – завоевание политических свобод. «союз» также берет на себя руководство стачечной борьбой.

Под влиянием «Союза » возникают  социал-демократические организации  в Москве, Самаре, на Украине, в Закавказье, Польше, Латвии. Появление марксистских кружков и организаций в Петербурге и других городах, не смотря на то, что многие из них были быстро разгромлены полицией, стало свидетельством того, что марксизм начал проникать в среду пролетариата. Этот процесс завершился провозглашением в 1898г. российской социал-демократической рабочей партией – РСДРП.

Т.о., марксизм и народничество  были двумя направлениями в общем  течении социалистической мысли. Они долго существовали параллельно, влияя друг на друга, стимулируя поиски социалистической перспективы. Лавров и Бакунин признавали научный авторитет Маркса, а тот, в свою очередь, изучая проблемы социалистического развития через общину, обосновывал возможность некапиталистического пути развития.

Пройдя трудный путь, преодолев  ряд кризисов, народничество привлекло  внимание всех слоев населения, а требование передачи земли тем, кто ее обрабатывает, идея кооперативного социализма легли в основу программы партии социалистов-революционеров и в практику строительства социализма в 20-е гг. XXв. народническая идеология явилась важным вкладом в мировую общественно-политическую мысль.

Путь к правовому гос-ву для русского общества – это подъемы и падения, реформы и контрреформы, постоянная борьба идей, течений, имеющих благородные устремления, но так и не воплощенных в реальную действительность. Главной особенностью этого пути остается неизменное реформирование Росси «сверху», что при отсутствии активного народного движения «снизу» влекло и влечет за собой сегодня незавершенность и непоследовательность реформ.

История наглядно показывает, что в отношении «теорий строительства  справедливого об-ва и народного благоденствия» Россия заметно обогнала весь цивилизованный мир, а в их практической реализации все еще оставалась на пути строительства правового гос-ва.  

 

24.Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX-XX вв.

 

25. Русско-японская война 1904-1905 гг.

К началу XX века Россия занимала по территории второе место в мире после Великобритании. Ее геостратегическое положение с точки зрения военного фактора было уязвимым вследствие ее материкового расположения в центре Евразии, особенно в сравнении с Британской империей, США, Японией, которые были защищены водными просторами от вторжения вражеских сухопутных армий. Именно поэтому Россия вынуждена была держать огромную сухопутную армию, численность которой временами достигала 1,4 млн. человек.

Николай 2 всячески стремился  выполнить заветы своего отца в том, что касалось самодержавия, но следовать совету избегать войн было крайне трудно. Стремясь выйти в мировое сообщество в качестве великой державы, Россия невольно втягивалась в сложный клубок международных противоречий, что сначала привело ее к бесславной войне с Японией, а затем втянуло и в мировую войну. Эти войну и стали, в конечном счете, катализаторами революционных взрывов в стране.

В начальный период своего правления Николай 2 предпринял исключительный для своего времени шаг: 6 августа 1898 г. всем послам иностранных держав, аккредитованным в России, был вручен текст обращения, в котором содержался призыв к правительствам созвать международную конференцию для обсуждения проблемы всеобщего разоружения. Однако положительные ответы были получены только от Италии и Австро-Венгрии.

Тем не менее, в Гааге в  мае-июне 1898 г. была все же созвана  международная конференция. В ней приняли участие 26 держав. И хотя все понимали, сто войны в будущем неизбежны, было принято решение о смягчении их характера. Участники конференции обязались: не использовались удушливые газы; не применять снаряды, начиненные газом; не использовать разрывные пули. По решению конференции был создан международный гаагский суд для третейского разбирательства международных конфликтов.

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России