Инновационный процесс и его основные субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:37, реферат

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).

Содержание

Введение 2
Определение инновационного процесса и инновационной деятельности 3
Основные виды и субъекты инновационной деятельности 6
Циклический характер инновационного процесса 13
Научно-техническая и инновационная деятельность 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

иновац менедж реферат.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение                                                                                                                      2

Определение инновационного процесса и инновационной деятельности            3

Основные виды и субъекты инновационной  деятельности                                    6

Циклический характер инновационного процесса                                                 13

Научно-техническая и инновационная  деятельность                                            16

Заключение                                                                                                                 21

Список использованной литературы                                                                       22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Инновационные процессы являются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления  инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение  во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в  новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет  циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа  закономерностей их развития. Для  этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные  менеджеры. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определение инновационного процесса и инновационной  деятельности.

1. Инновационный процесс  
 
Инновационный процесс (ИП) - совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии).

2. Инновационная деятельность 
 
Инновационная деятельность (ИД) – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов.  
Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой  внутриорганизационный (или натуральный);

2) простой  межорганизационный (или товарный);

3) расширенный.

Первый  из них предполагает создание и использование  новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает  товарной формы.

При простом  межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Третий  – расширенный инновационный  процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:

1) создание  новшества и его распространение;

2) диффузия нововведения.

Первая  фаза – это последовательные этапы  НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения, а также между производителями  и потребителями.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию  этой информации. Ведь дело в том, что  хозяйствующие субъекты, действующие  в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение  к поиску инноваций и разную способность  к их усвоению.

Диффузия  инновации – процесс, посредством  которого нововведение передается по коммуникационным каналам между  членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия –  это распространение уже однажды  освоенной и использованной инновации  в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных  факторов:

а) формы  принятия решения;

б) способа  передачи информации;

в) свойств  социальной системы;

г) свойств  самого нововведений.

Свойствами  нововведений являются:

1) относительные  преимущества по сравнению с  традиционными решениями;

2) совместимость  со сложившейся практикой и  технологической структурой;

3) сложность;

4) накопленный  опыт внедрения и др.

Один  из главных факторов распространения  любой инновации состоит в  ее взаимодействии с соответствующим  социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия нововведений – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. 
 
 

  Основные виды  и субъекты инновационной  деятельности

  Деятельность  по организации и осуществлению  инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая  деятельность предполагает использование  результатов фундаментальных и  прикладных научных исследований, опытно-конструкторских  разработок и решений, различных  новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием.

  К основным видам инновационной деятельности относятся:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

  • технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

  • приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;

  • инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;

  • сертификация и стандартизация инновационных продуктов;

  • маркетинговые решения инновационной деятельности;

  • выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

  Инновационная деятельность обладает рядом особенностей.

  • Длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство.

  • Высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов.

  • Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом.

  • «Человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность) инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.

  • Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей еще не означает провала инновационного проекта, и наоборот, создание нового продукта не означает коммерческого успеха.

  • Неформализуемые механизмы в инновационном процессе. Инновации инициируют изменения, эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации.

  Таблица 1.1

Организации – субъекты инновационной  деятельности

  Таблица 1.2 
 
 

Специфические особенности субъектов  инновационного предпринимательства  в РФ

  Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, находящимися на территории страны.

  Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности.

  К таким организациям относятся юридические  лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, как российского, так и иностранного происхождения. К физическим лицам  относятся граждане РФ и иностранные  граждане. К субъектам инновационной  деятельности относятся также органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления (табл. 1.1).

  Субъекты  инновационной деятельности могут  иметь функции заказчиков, исполнителей и инвесторов инновационных программ, проектов и программ поддержки инновационной  деятельности в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ними, и инновационного потенциала.

Инновационный потенциал – совокупность различных  видов ресурсов, используемых субъектами инновационной деятельности для  ее осуществления.

Субъекты  и участники инновационного процесса и их отношение  к новшествам

Новшества, нововведения, инновационные процессы имеют свою социальную базу, своих  носителей. И определение предметной области инноватики не будет полным без характеристики человеческого фактора этих процессов, их деятельной силы. Тут речь идет о социально-активном элементе общества, который своей инициативностью вносит в нашу действитель ность конструктивную новизну.

Отношению субъектов инновации к новшествам посвятили исследования многие учены, среди которых Э. Роджерс, К. Ангеловски, А. Неймер, С. Поляков, К. Ушаков, Н. Анисимов, М. Поташник, О. Хомерики, А. Лоренсов и др. Обратимся к некоторым из них.

В социологии существуют различные мнения о природе  человека: по одним - человек склонен  к принятию нововведений, по другим - он консервативен, в большей степени  ориентируется на существующее, чем  на новое, непроверенное. В действительности же истина находится посередине. Поэтому в обществе, как объединении индивидуумов, уживаются и традиции, и новшества. Такие противоречивые черты характерны как для учителей, так и для отдельных общественных групп. Социологией были сделаны попытки классификации субъектов иннсшации Самой удачной считается классификация Э.Роджерса:

  • 1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.
  • 2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.
  • 3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.
  • 4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).
  • 5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций [3, 45-46]. «Характеристики выделенных (Роджерсом) групп не абсолютны. - считает С.Д. Поляков. - Так в человеческих сообществах, где ценится творчество, лидерами мнений становятся не только ранние последователи, но и сами новаторы» [107, 18].

Информация о работе Инновационный процесс и его основные субъекты