Основные функции процесса закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Логистику можно рассматривать как науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Цели и задачи логистического управления закупками……….4
Основные этапы выбора поставщика…………………………10
Стратегия управления запасами JIT
и организация закупок…………………………………………….13
Вывод…………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

логистика 1.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ САНКТ –  ПЕТЕРБУРГСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Логистика.

Тема: Основные функции  процесса закупок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2003 г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………..3

  1. Цели и задачи логистического управления закупками……….4
  2. Основные этапы выбора поставщика…………………………10
  3. Стратегия управления запасами JIT

и организация закупок…………………………………………….13

Вывод…………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Логистику можно рассматривать как науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика объединяет такие сферы экономической деятельности, как логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т. д.

Логистическое управление закупочной деятельностью представляет собой реализацию процесса купли-продажи между поставщиком и потребителем: функция закупок выделяется со стороны потребителя и представляет собой экономически-целесообразное для него приобретение товаров и услуг, произведенных не им самим.

Функции закупок включают определение типов товаров и услуг, которые целесообразнее приобрести у сторонних организаций, а также поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов доставки продуктов и услуг, приобретаемых у сторонних организаций. В связи с этим  наиболее подробно рассмотрим цели и задачи логистического управления закупками, основные этапы выбора поставщика, а так же стратегии управления запасами и организацию закупок.

Цели и задачи логистического управления закупками.

Выделение функции закупок  определяется экономической целесообразностью специализации: невозможно найти компанию, для которой было бы выгодно производить все материальные ресурсы, используемые ею в своем производственном процессе. Такого рода товары проходят через цепочку организаций, осуществляющих закупки комплектующих изделий с целью последующей переработки или без таковой. Закупка предполагает реализацию процесса купли-продажи между поставщиком и потребителем: функция закупок выделяется со стороны потребителя и представляет собой экономически-целесообразное для него приобретение товаров и услуг, произведенных не им самим. После принятия решения о производстве определенной продукции и приобретении необходимого оборудования производство обеспечивается сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями.

Одним из важных условий  повышения конкурентоспособности фирмы является нахождение наиболее приемлемых для потребителя способов приобретения и поставки продукции. Чтобы достичь этих результатов, требуется знать содержание процессов поставки и их место в осуществлении оптимальной закупки продукции.

В этой сфере существуют задачи:

-    носящие информационный характер (определение собственных потребностей и исследование рынков сырья, материалов и полуфабрикатов для выявления наилучших источников удовлетворения потребительского спроса);

-    решение которых направлено на выполнение действий и оценку их результативности (подготовка и заключение договоров о поставке продукции и управление процессом хранения);

-    соблюдения обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий, обеспечения точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них, соблюдения требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий. Функции закупок включают определение типов товаров и услуг, которые целесообразнее приобрести у сторонних организаций, а также поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов доставки продуктов и услуг, приобретаемых у сторонних организаций. Таким образом, исследование рынка закупок направлено на изучение источников получения факторов производства.

В связи с этим рассмотрим основные этапы исследования рынка закупок. Сначала формулируется общая цель производства, которая может конкретизироваться подцелями. Они, в свою очередь, требуют решения определенных задач, которые вначале формулируются в общем виде, а затем конкретизируются для каждого подразделения и отдела фирмы. В качестве цели могут рассматриваться такие требования, как обеспечение информационной базой для определения стратегии закупок конкретной продукции, улучшение информационного обеспечения, нахождение новых источников покрытия потребностей и т. д.

Для закупки продукции  конкретизация задачи означает определение ассортимента тех видов сырья, материалов и услуг, которые предприятию необходимы для производства конечного продукта. Однако нецелесообразно проводить исследование для всех нужных фирме видов продукции. Следует выделить лишь те материалы, которые имеют большое значение для производства выпускаемых фирмой изделий, что определяется исходя из общего объема отдельных материалов. Эта задача стоит перед каждым предприятием, которое приобретает нужную ему продукцию путем непосредственной заготовки у фирмы-производителя.

Этот анализ позволяет  определить, для каких видов продукции  можно найти поставщиков без  особого исследования рынка, а для каких требуется проводить тщательный анализ рынка, выявляя прогнозное развитие предложения и спроса на данную продукцию и подробно оценивая потенциальных поставщиков.

Следующим этапом является стоимостная оценка продукции, при которой закупаемая продукция оценивается по своей общей стоимости в отношении к общей стоимости всех видов заготавливаемой продукции за год.

Далее выбираются критерии, наиболее важные для определения  стратегии снабжения предприятия. Такими критериями в первую очередь  являются колебания цен, возможность поставок, подверженность влиянию научно-технического прогресса, надежность поставки и возможность заменяемости.

Одновременно с определением значимости отдельных видов продукции для потребителя и выявлением возможных проблем при их приобретении на рынках заготовок должны быть определены и сформулированы требования потребителя к будущему предложению товара и его продавцу. Такое исследование начинается с оценки общей ситуации на существующих рынках. Выбор рынков закупок зависит от наличия нужного потребителю товара. При этом рынок оценивается присутствием не именно той конкретной разновидности продукции, которая нужна, а той группы продукции, к которой нужный товар относится. Иными словами, рынок исследуется на наличие укрупненных групп ассортимента продукции.

Особое внимание при  этом обращается на анализ политического, общественного, экономического и технического аспектов его развития. Затем изучаются емкость и характер самого рынка, оценивается положение потребителя продукции на нем. Это исследование позволяет фирме-покупателю реально оценить свои шансы на существование и успешное действие на данном рынке. Оно нередко является определяющим аргументом в принятии решения о заменяемости продукции или ее производстве собственными силами.

Таким образом, задача проведения общего исследования рынков заключается в выявлении возможных источников удовлетворения потребностей и в оценке общих возможностей приобретения продукции на том или ином рынке заготовки. В результате формируется определенное количество альтернатив, из которых покупатель продукции может выбрать наиболее оптимального продавца, под которым понимается тот продавец, предложение которого наилучшим образом соответствует спросу покупателя.

Разработка и формализация заготовительной стратегии вызывают необходимость решить вопрос, связанный с перемещением продукции от продавца (производителя) к покупателю (потребителю), что является предметом изучения заготовительной логистики.

Заготовительная логистика  охватывает все процессы транспортировки и хранения товаров, необходимые перемещения и связанную с этим информационную и управленческую деятельность.

В процессе закупок должны быть исследованы следующие типы рынков:

- непосредственные рынки, обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах;

-   опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

- рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

-    новые рынки.

Предприятие-потребитель  может осуществлять рыночные исследования самостоятельно, а также совместно со сторонними специалистами или только при помощи сторонних специалистов. Рыночные исследования базируются на тщательном изучении и прогнозировании рынков. Для этого используется сегментация рынка. Сегментации рынков закупок (материально-технического обеспечения) и сбыта объединяет то, что исследуется, по существу, один и тот же рынок, но с разных позиций. В обоих случаях рынок подразделяется на группы, обладающие характерными для них признаками (потребительские свойства товара, требования к партнеру, географический фактор и пр.). Сегментация позволяет определить место конкретного товара среди других, предлагаемых на данном рынке.

Различие заключается  в том, что сегментация рынка сбыта более подробна, так как изучается значительный сегмент конечных потребителей; ее проводит производитель товара или продавец, а объектом исследования является покупатель. При сегментации рынка закупок объектом изучения выступает производитель (продавец), осуществляет ее потребитель. Различна и позиция этих исследований в воспроизводственном процессе: если исследование рынка закупок направлено на изучение источников получения факторов производства, то исследование рынков сбыта ставит целью выявление возможностей реализации результата этого производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы выбора поставщика.

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанных действий, начиная от выявления собственных потребностей в материальных ресурсах и заканчивая реальным поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением требуемого уровня качества. И в этой логистической цепи одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии. В связи с этим рассмотрим основные этапы выбора поставщика:

1.  Определение потребностей. Процесс управления закупками начинается с определения внутрифирменных потребностей и установления взаимосвязей между отделом закупок и подразделениями фирмы, т. е. конкретными потребителями материальных ресурсов.

2.  Формирование требований потребителей. После определения внутрифирменных потребителей и номенклатуры материальных ресурсов устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок и т. д.

3. Решение «делать или покупать». Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо решить вопрос, выгодно ли самой фирме производить определенные виды материальных ресурсов или лучше покупать их у сторонних организаций. В этом случае для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества материальных ресурсов.

4. Определение типов закупок в зависимости от продолжительности и сложности:

-   установившиеся закупки;

-  модифицированные закупки (в которых меняются или поставщик, или параметры закупаемых материальных ресурсов);

-    новые закупки.

5. Выявление потенциальных поставщиков. Заключается в определении всех возможных поставщиков требуемого вида материальных ресурсов путем использования сведений о конкурсах поставщиков, выставках и ярмарках, рекламы и специализированных каталогов, формирование списка поставщиков, сбор и анализ информации об их деятельности.

6.  Анализ выявленных поставщиков. Заключается в сравнении финансового положения предприятий, уровня цен продукции и условий платежей, географического положения, возможных сроков выполнения экстренных заказов, резервных мощностей предприятий, качественных характеристик продукции, частоты и надежности поставок, психологического климата на предприятии. После проведенного анализа и уменьшения количества возможных поставщиков оставшиеся оцениваются с точки зрения максимального удовлетворения потребностей фирмы в обеспечении материальными ресурсами.

7. Доставка материальных ресурсов. Включает такие логистические операции, как заключение договоров, процедуры заказов, транспортировки, складирования грузопереработки, хранения, сервисных услуг и т. п.

8. Контроль и оценка за выполнением закупок. Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля за выполнением условий договора по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса.

Кроме определенных количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора поставщиков, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся: имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и т. п.

Информация о работе Основные функции процесса закупок