Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

В середине XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отделенного от общ-ва – коммунизма. При этом Маркс и Энгельс подчеркивали историческую миссию рабочего класса, которая по их мнению, заключается в революционном уничтожении буржуазного гос-ва, создании политической власти пролетариата в форме диктатуры и построении бесклассового общества.

Герцен еще в студенческие годы увлекался учением Сен-Симона и Оуэна. Однако, желая ниспровержения существующего строя, он опасался, что революция может перерасти в бунт и привести к невинным жертвам. В 1847 г. он уезжает за границу, став одним из первых политических эмигрантов. Создав в Лондоне Вольную типографию, он издает «Полярную звезду», «Колокол» (с 1857 г.), другие издания, в которых выступает за освобождение крестьян с землей, отмену телесных наказаний, свободу слова, восстановление человеческого достоинства, против бюрократического произвола и коррупции в России.

Свидетель безжалостного  подавления рабочих выступлений  европейских революций 1848-1849 гг. Герцен разочаровался в социалистических идеях Запада и обратился к самобытности жизни русской деревни.

Герцен создал свой план преобразования России. Суть его –  в освобождении крестьян, которые  объединяются в свободные ассоциации производителей в условиях коллективной собственности на землю. Русского крестьянина Герцен считал прирожденным социалистом, а путь к социализму виделся ему через крестьянскую общину с ее ежегодным переучетом земли, общими лугами, пастбищами, лесами, круговой порукой, решением важнейших вопросов сельским сходом.  Но, по мнению Герцена, общину сначала следовало раскрепостить и перенять научно-практические достижения Запада.

Более реалистически смотрел на общину Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Для него община была прежде всего средством сочетания личного интереса крестьян с «товарищеской формой» производства. Именно община, по мнению Чернышевского способна была соединить в одном лице собственника, хозяина и работника, «чтобы труд перестал быть «продажным товаром».  В основной его концепции переходного периода лежала община, существующая на первых порах параллельно с капиталистическим производством, постепенно вытесняющая его и устанавливающая коллективное производство и потребление. Выполнив тем самым свое предназначение, община, по мнению Чернышевского должна была исчезнуть как форма производственного объединения.

Таким образом, концепция  «русского социализма», разработанная  Герценом и Чернышевским, стала общей  теоретической основой российского  народничества.

 

19.Отмена крепостного  права и ее значение для  дальнейшего развития России

К середине XIX в. в России назрел острейший  социально-экономический и политический кризис. Сохранение феодальных пережитков тормозило развитие капитализма и определяло общую отсталость России от развитых государств Запада. Таким образом, основными причинами отмены крепостного права в России явились: стремление преодолеть экономическую отсталость страны и предотвратить надвигающийся социальный взрыв.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал  манифест об отмене крепостного  права «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо, вступать в брак без ведома помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословия мещан и купцов), но они были ограничены по сравнению с другими классами и сословиями русского общества. По «Положению» сохранялось крупное помещичье землевладение, крестьяне получали земельный надел, за который они должны были заплатить выкуп. До тех пор, пока они не расплатились за землю, крестьяне считались временно обязанными и должны были выполнять прежние повинности в пользу помещика. Крестьянство - единственное сословие, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

В «положении» раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную  и степную. Для каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком.

Реформу 1861 г. нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, отмена крепостного права имела огромное значение для дальнейшего развития в России капитализма. Долгожданная свобода вела к созданию рынка свободной рабочей силы, что давало возможность для расширения промышленного производства. Но с другой, сохранение помещичьей собственности на землю тормозило развитие капитализма в сельском хозяйстве – основе экономики России.

Падение крепостничества способствовало развитию в России буржуазных отношений и вызвало необходимость преобразований в различных сферах жизни государства. Поэтому вслед за реформой 1861 г. в течение 60-70-х гг. осуществляется ряд реформ, которые по содержанию делят на несколько групп: земская и городская, судебная, военные и реформы просвещения.

 

 

20. Реформы 60-70х  годов 19в.: цели и результат.

Реформы 60-70х гг. 19в. в России носили буржуазный хар-р. Их цель состояла в обеспечении перехода страны от крепостничества к буржуазным отношениям. По своему содержанию реформы 60-70х гг 19в. делились на:

- экономические (крестьянская  и финансовая);

- политические (земская,  городская, судебная, военна);

- культурно-образовательные (школы, университетов, цензуры).

Центральной задачей преобразования стала разработка крестьянской реформы по отмене крепостного права.  В 1857г. по указу Александра II и под его председательством был создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, а через год в губерниях образовали комитеты по подготовке крестьянской реформы. Одновременно обсуждались проекты переустройства деят-ти судов, университетов, народного образования.       Центральным вопросом реформы, вокруг которого развернулась  борьба, стал вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли.   Революционные демократы являлись сторонниками передачи крестьянам всей земли и свободы («американский путь»). Большинство помещиков отстаивали так называемый  «прусский путь» - освобождение крестьян без земли.

Меньшинство дворян, в основном, помещиков, которые вели хоз-во по буржуазному пути, отстаивало либеральный вариант реформы – освобождение крестьян с землей за умеренный выкуп.

В шестую годовщину своего восшествия на престол, 19 февраля 1861г., Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положения», состоявшее из 19 отдельных законодательных актов. Законодательные акты крестьянской реформы касались 3 основных вопросов: - упразднение личной зависимости крестьян от помещиков;     - наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей;    - выкуп крестьянских наделов.

Более 22 млн. крестьян получили личную свободу, право без согласия помещика определять род занятий, приобретать имущество, заключать сделки, выбирать место жительства, поступать на службу и т.д. однако освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельской общины. Без ее согласия крестьянин не мог распоряжаться своим наделом: продать, передать, уйти из деревни.  Сущ. общины было выгодно и помещикам, которых она обеспечивала рабочей силой, и гос-ву, которому она гарантировала поступление налогов. Для крестьян же она явл. серьезным ограничением юридической свободы.

В результате реформы крестьяне  получили землю, но в ограниченном размере и на особых условиях. Наделение земли происходило по добровольному соглашению крестьян с помещиками. Спорные вопросы решались при содействии мировых посредников из дворян, которые выбирались на уездных крестьянских собраниях. Некоторые группы крестьян (дворовые, крестьяне мелкопоместных помещиков) совсем не получили земли.

Эта реформа носила ярко выраженный компромиссный характер. Правительство, опасаясь разрушительных последствий реформы, не пошло на поводу у помещиков, требовавших освобождения крестьян без земли. Оно считало, что такой подход подорвет сельское хоз-во страны, снизит налоговую платежеспособность крестьян и обострит соц. обстановку.

Крестьянская реформа  с одной стороны, носила прогрессивный  характер, так как, являясь буржуазной по содержанию, она открыла дорогу для утверждения в России капитализма.  С другой стороны, будучи проведенной «сверху», она оказалась половинчатой и сохранила многочисленные пережитки феодализма.

 Крымская война высветила  еще одну проблему России – финансовую.  В 1862 многократно переработанный проект финансовой реформ был подписан Александром 2.  Реформа вводила в финансовую систему России принцип бюджетного единства, унифицировала систему учета и отчетности, гласность бюджета, единый ревизионный орган – Гос. контроль. Еще в 1860г. был создан  единый Гос. банк, которому поручалось финансирование торговых и промышленных заведений.

В 1862г. была образована единая касса министерства финансов для  составления росписи доходов и расходов гос-ва.  Утверждался гос. бюджет Гос-ым советом. Выкупные операции потребовали создания Крестьянского и Дворянского банков. Старая дореформенная подушная подать была заменена поземельным налогом.  Поземельный налог платили и помещики, однако с десятины крестьянской земли налог взимался в несколько раз больше, чем с помещичьей.

Император Александр 2,являясь  прагматичным политиком, прекрасно  понимал, что одной отмены крепостного права  явно недостаточно. Эта реформа лишь уничтожила главное  препятствие для коренного переустройства страны. Чтобы встать вровень с сведущими державами мира, необходим был комплекс реформ, направленный на превращение России в правовое гос-во.

После освобождения крестьян  появилась потребность в создании всесословных органов для ведения местных дел, и эти органы были созданы в соответствии с «Положением о губернских и уездных учреждениях» от 1 января 1864г.  Органом земского самоуправления стали губернские и уездные земские собрания избираемых на 3г. тремя куриями избирателей по сословному принципу, но при наличии имущественного ценза. Постоянно действующим органом самоуправления стала Земская управа.

1 курия – курия уездных землевладельцев, для участия требовался высокий имущественный ценз;

2 курия – городская курия, участники должны располагать купеческим свидетельством или предприятием с определенным годовым оборотом;

3 курия – сельская курия, не был установлен имущественный ценз, но была введена трехступенчатость выборов.

Земства проделали значительную работу по созданию  сети начальных  школ и введению бесплатного начального образования.

Со времен Екатерины 2 города Российской империи управлялись  шестигласными думами и городничими. 16 июля 1870г. было создано «Городское положение», вводившее всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными органами. В их избиралось население городов от трех курий по принциеу состоятельности. К 1ой курии были отнесены купцы 1ой и 2ой гильдии, во 2ю – купцы 3ей гильдии, в 3ю – мещане.  Городские думы еще более, чем земства зависели от городских властей. Значительная часть их ср-в шла на содержание городовых, приставов, приемы важных особ и т.д.

В функции нового городского самоуправления входила забота о  благоустройстве городов: устройство и поддержание в порядке канализации, обеспечение противопожарных мер, организация функционирования учебных заведений и больниц.

Земские и городские учреждения сыграли заметную и пока еще не в полной мере оцененную роль в  жизни России. Они внесли значительный вклад в благоустройство российской провинции, в развитии народного образования, здравоохранения и т.д. 

Особую роль  в процессе гражданского раскрепощения России сыграло принятие новых судебных уставов. Еще в 40е гг. начал подготовку судебной реформы граф Д.Н. Блудов. Новые судебные уставы  от 20 ноября 1864 г. основывались на принципах равенства всех перед законом, разделение административной и судебной властей, несменяемости судей, гласности и состязательности судебного процесса.       В соответствии с судебной реформой появилось 2 суда: мировые и общие.  Первый осуществлял единолично мировой судья , которого избирали земские собрания. Мировой суд рассматривал малозначимые гражданские и уголовные дела.  Общий суд включал три основные инстанции: окружной суд, разбиравший наиболее важные дела, судебную палату как  апелляционную инстанцию и как суд первой инстанции и Сенат – высшую судебную инстанцию.

Судебные уставы 1864г. создали  и самостоятельную, отдельную от гос-ва адвокатуру.  В нее пришли многие  образованные и разносторонне одаренные юристы.  Русские адвокаты внесли большой вклад в развитие института защиты.

Несмотря на существенные недостатки, главным из которых было то, что основная масса населения – крестьянство, осталось под властью волосного суда, рассматривающего дела не по общему законодательству , а на основе так называемых «общеизвестных случаев», новая судебная система способствовала утверждению гражданского самосознания и была значительным шагом на пути к правовому гос-ву.

Одной из главных проблем  русской армии была подготовка офицерских кадров. Их готовили в основном кадетском корпусе. Обучающиеся там дворяне не получали необходимых технических знаний. В армии царила муштра, кознокрадство и невежество. По инициативе Д.А.Малютина, военного министра с 1861г., начался 20-летний период реформирования армии. С 1864г. в России создаются 15 военных округов. Д.А. Малютину удалось к январю 1867г. уменьшить численность войска.    Особое внимание правительство уделяло техническому перевооружению армии. На вооружение пришли пулеметы, стальные пушки, новые типы стрелкового оружия. Открылись 4-летние военные и 2-летние юнкерские училища.            1 января 1864г. был создан манифест о всеобщей воинской повинности.  Одновременно был издан новый «Указ о воинской повинности», который распространился на все сословия. Срок службы составил в сухопутных частях 6 лет, на флоте 7 лет (отсрочка: священнослужители, священнослужители, работники народного просвящения, ЖД, преподователи вузов, артисты императорских театров, ветеринарные врачи).   Эти прогрессивные мероприятия не только укрепили русскую армию, но и стали еще одним шагом к гражданскому общ-ву и правовому гос-ву.

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России