Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

1.Этносоциальные  процессы евразийской древности.  Основные факторы единства народов  России.

Древнейший  хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Другим хоз.-культурным типом были племена земледельцев (лесостепная часть Восточной Европы). Еще в период энеолита жители Среднего Поднепровья И Приднестровья имели поселки из сотен домов, умели выращивать ячмень, пшеницу, лен. Одомашн-вание животных способствовало развитию скотоводства. Распр.занятиями были охота, рыболовство. К середине I тыс.н.э. земледелие и оседлое скотоводство стало основным занятием племен лесной полосы. Население лесостепной и лесной зон Восточной Европы делилось на три группы: славянские, финно-угорские и леттолитовские племена.

Третий хоз.-культурный тип – народы евроазиатских степей от устья Дуная до Минусинской впадины в бассейне Верхнего Енисея и Забайкалья. Здесь возникла культура кочевников-скотоводов Великой степи. В IX-VII в.в. до н.э. Северное Причерноморье заселяют скифы, а степи Поволжья, Приуралья, Южной части Сибири – сарматы, в Средней Азии кочуют саки.

Высшего уровня развития достигли скифы (по описанию Геродота – в  Vв.до н.э. скифы-пахари, проживающие между Днепром и Днестром, во второй половине I тыс. до н.э. у скифоф начинается становление гос-ва, которое просуществовало до IIIв. н.э с центром вначале в Нижнем Поднепровье, затем в Крыму.

Великое переселение  народов Vв. Проходило через Северное Причерноморье, скифы, сарматы, саки были вытеснены готами, гуннами, аварами.

Наиболее  древние рабовладельческие гос.образования на территории нашей родины возникли в южных историко-культурных регионах – на Кавказе и в земледельческой Средней Азии.

После распада державы  Александра Македонского, шло интенсивное  образование государств в Закавказье и Средней Азии. В Средней Азии уже в VI тыс. до н.э. возникла раннеземледельческая культура на территории современного Туркменистана. В VI в. до н.э. большая часть Средней Азии входила в состав древнеперсидскоц державы, но после вторжения в Среднюю Азию войск Александра Македонского возрастает влияние эллинической культуры.

В середине VII в.Закавказье и Средняя Азия оказались под властью Арабского Халифата. С IX в. влияние Халифата значит.ослабло, что способствовало становлению независимых гос-в в Закавказье. В VII-IX в. в степях и полупустынях Средней Азии и Казахстана население было почти полностью тюркоязычным и подразделялось на три группы: VII-IX вв. сложился союз племен печенегов, которые до конца IX в. кочевали между Аралом и Волгой, а затем заняли Причерноморские степи. Япосле ухода печенегов главенствующее место в Казахстанской степи заняли половцы-кипчаки. Третий союз кочевых и полуоседлых племен Приаралья и Прикаспия известен под названием огузы (гузы). Частично они откочевали в Северное Причерноморье, еще до половцев, частично осели в Средней Азии.

Этносоциальные процессы евразийской древности, отличающиеся большой сложностью, взаимопереплетением цивилизаций, хоз.-культурных типов, оказали огромное влияние на российскую историю и становление российской государственности, привнеся в них специфические черты и особенности.

Однако, несмотря на сложность и противоречивость этносоциальных процессов, представляется возможным выделить основные факторы единства народов Евразии

  • Географический (отсутствие преград при переселении, взаимод-вие этносов)
  • Климатический (расположенность в одном клим.поясе с востока на запад -> формирование сходных культурно-бытовых особ-тей этносов)
  • Язык (вынужд.общение на сарославянском)
  • Религия (ее отстутствие)
  • Общность культуры (культ.предков на территории была практически одинак.)

Исходя из этого можно  сделать вывод о наличии объективных условий для складывания на территории Евразии единого многонационального гос-ва, коим впоследствии и стала Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Восточные славяне:  происхождение, хозяйственная деятельность, быт и верования

 

Особая роль в этносоц.процессах Евразии принадлежала славянам, которые по языку относились к обширной семье индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии, до Индии включительно. Необходимо отметить, что индоевропейские языки родственны между собой и образуют несколько языковых групп: славянскую, кельтскую, романскую, иранскую, индийскую и др.

Выделение праславян из индоевропейского массива большинство историков относит ко II тыс. до н.э. Оно связано с большими изменениями в жизни и развитии племен. В первой половине II тыс.до н.э. происходит широкое распределение пастушеских племен по Восточной Европе, тем более, что лесостепь доходила до линии Петербург-Ярославль. Племена в процессе расселения расщеплялись, перемешивались, сливались, оседали в удобных местах. К середине II тыс. до н.э. обозначился процесс консолидации осевших родственных племен в большие этнические массивы. Одним из них стали праславяне.

К моменту кристаллизации праславянского этноса их хоз-во основывалось на земледелии и оседлом скотоводстве. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль. Праславяне умели добывать бронзу, золото, но осн.орудия труда изготавливали из камня. Жили они небольшими деревнями.

Во второй половине I тыс. до н.э. по всей Европе бронза, как осн.материал орудий произ-ва, сменяется железом, что стало событием большой исторической важности – применение орудий труда из железа давало больший хоз.эффект. На смену степям эпохи бронзового века пришли лиственные леса, установились сущ-щие ландшафтные зоны. Позже появляются укрепленные родовые поселки, носившие у славян название «тверди» или «грады». Запустевший град назывался городище.

Разложение первобытнообщинного  строя у праславян и формирование основ государственности заняло несколько веков и происходило значительно позднее, чем в Западной Европе или на Востоке. Особое влияние на восточную часть праславянского мира в IV в. до н.э. оказало вторжение сарматов, отрезавших Среднее Поднепровье с развитым пашенным земледелием от Северного Причерноморья, куда праславяне продавали хлеб. Однако, после непродолжительного упадка хоз-ной и соц-ной жизни Среднего Поднепровья со II в. до н.э. начинается резкий подъем экономики. Более интенсивно начинает развиваться торговля. На смену укрепленным родовым поселкам пришли вытянутые вдоль рек деревни. Однако политическое и военное влияние на славян Римская империя оказать не сумела. После изнурительных войн с галлами, бриттами и германцами поход за пределы Карпат был невозможен. Это сыграло важную роль в истории развития славянских племен.

После падения Римской  империи ее восточная половина Византия, являясь могучим и развитым гос-вом, стала играть в жизни славян огромную роль. Стремясь распространить на славянские племена свое влияние, Византия приглашала славянских князей на службу, натравливала на них кочевников. Именно в этот период зародилось непримиримое противостояние «леса и степи», сыгравшее в последующей истории России огромную роль.

Для борьбы с Византией, ее мощной армией и флотом, для сражений с кочевниками требовалась концентрация сил. Таким образом внешний фактор стал одной из причин формирования крупных союзов племен. В результате многочисленные разрозненные славянские племена объединились в полтора десятка союзов племен – политическую форму эпохи военной демократии, т.е. переходного периода связывающего последние этапы первобытнообщинного строя с первыми этапами формирования гос.отношений.

Объединенные дружины  союзных племен, рассеяв по степи  кочевников в VI-VII вв., прорвали византийские укрепления на Дунае, прошли через Балканский полуостров до Константинополя. Походы на Византию способствовали вовлечению славянских племен в мировую цивилизацию. Заметно возросла военная подготовка, происходило взаимообогащение культур и заселение опустевших византийских земель. В ходе военных походов сформировались постоянные дружины, выделилась обогатившаяся знать.

Походы на Византию исторически  совпали с началом разделения славянского мира на три осн.группы: южную(болгары, сербы, словенцы, хорваты, македонцы); западную(поляки, чехи, словаки, лужичане); восточную(русские, украинцы, белорусы).

Восточные славяне стали  продуктом слияния праславян, двигавшихся в VI-VII вв. на восток с местным населением – иранцами, балтами и т.д. О восточных славянах VII-VIII вв. можно говорить уже с большей долей исторической достоверности, хотя летописные предания о восточнославянской ветви скудны и отрывочны. Наиболее известная древнерусская летопись «Повесть временных лет», составленная, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в., дает описание каждого племенного союза славян с указанием места его расселения. Племенной союза включал до 200 отдельных племен (поляне, уличи, северяне, кривичи, древляне, дреговичи, вятичи, радимичи, ильменские славяне (словене) ). Более развитыми летописец называет полян, земля которых носила название «Русь» (от названия реки Рось).

Основным занятием восточных  славян было земледелие. Это подтверждается археол.раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы). Выращивались и технические культуры(лен, конопля). О том, что земледелие было осн.занятием восточных славян, свидетельствуют и многочисленные названия хлебных изделий в славянской лексике: коврига, калач, пироги. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур – жито. На Севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два-три года участок давал довольно хороший урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Осн.орудиями труда были: топор, мотыга, заступ, серпами жали хлеба, размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей  системой земледелия был перелог (плодородные  земли засевали в течение двух-трех и более лет, после истощения  почвы переходили на новые участки). Ведущим орудием было рало, а в последствии деревянный плуг. Скотоводство у восточных славян играло вспомогательную роль – разводили овец, свиней, коров, коз.

В начале I тыс. н.э. славяне жили родовыми общинами. Трудоемкие работы мог выполнять только большой коллектив, в задачу которого входило следить за правильным распределением и использованием земли. Именно поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община – мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах)

На смену родовой общине пришла соседская (владела определенной территорией, на которой жили несколько семей). Общинные владения делились на личные(дом, приусадебная земля, скот, инвентарь) и общественные (земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.д). Пахотная земля и покосы принадлежали разделу между семьями. Исторически длительное ведение хоз-ва в условиях общины не могло не отразиться на менталитете восточных славян, их психологии, образе жизни, деятельности. Именно это во многом и дало основание идеологам народников, а затем и марксистов считать российский народ особенно восприимчивым к идеям социализма, основой которых является общественная собственность на средства производства.

Появление городов у восточных  славян летописные свидетельства относят  в VI-VII вв., то есть еще до возникновения Древнерусского государства. Наиболее крупными из них были Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск и др. Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, что обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях.

Общественный строй вост.славян был довольно примитивным. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Князей окружала бывшая родовая знать – «народные люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходах. Власть передавалась по наследству.

Существовало общеплеменное ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Военные походы на Византию стимулировали у восточно-славянских племенных союзов процесс организации профессиональных воинов-дружинников. Дружина делилась на старшую(послы, управители) и младшую, живущую при князе и обслуживавшую его двор и хоз-во. Культура славян известна мало, но достоверно можно говорить о сущ-вании трудовых обрядовых песен, погребальных плачах, загадках, сказках, эпическая поэзия (отголоски встречаются в «Слове о полку Игореве» - дунайские походы антов.

Восточные славяне были язычниками. Поклонение явлениям природы и культ  предков сыграли для них важную роль, однако при этом отсутствовали  храмы и особое сословие жрецов. Отличит.чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-мистическая окраска, о чем свидетельствуют летописные источники: трупосожжение, вера в загробный мир(вместе с покойниками клали вещи, оружие, пищу), вера в существование злых сил (упырей, леших и т.д. от них употребляли амулеты, словесные заговоры, орнамент, вышивка на одежде и т.д). Рождение, свадьба, смерть сопровождались заклинательными обрядами. Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Пережитки этих обрядов и праздников дошли и до наших времен. (даждьбог, хорс – бог солнца; перун – бог грома, молнии, войны; стрибог – бог ветра, волос, велес – покровитель скотоводства; небо иногда называлось сварогом.) Священным считался очаг – символ семьи. Были священны рощи, реки, озера. У каждого племени имелось свое святилище, где стояли идолы. Идолам приносились жертвы – бараны и быки.

Восточные славяне, расселенные  на обширной территории, были окружены различными народами и племенами. Неизбежное взаимодействие в ходе исторического развития не могло не оказать влияния на восточных славян, их хоз-культурную, духовную жизнь, а в итоге и на сам процесс становления российской государственности. По свидетельству историка В.О.Ключевского, соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, словаки, чехи) и венгры; на востоке – волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, меря, мурома); на юге – печенеги и хазары.

Важную роль в начальной  истории восточных славян играли отношения со Скандинавией. В VII в. отряды викингов двинулись на восток через Балтийское море, занимаясь разбоем и торговлей. По рекам они проникли в глубь Восточной Европы. Вторжение викингов во владения славянских племен оказало большое влияние на формирование ранних форм государственности у восточных славян. Викинги основывали торговые посты в устьях рек, впадающих в Балтийское море, укрывались там зимой и грабили прилегающие земли. Весной они спускали на воду свои грузовые лодки-ладьи и шли на веслах в глубь русской земли (для безопасности передвигались флотилиями до ста судов и перевозили большое кол-во товаров). Известно два речных пути в глубь русской земли. Оба они начинались на Ладожском озере.

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России