Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".

Вложенные файлы: 1 файл

История России.docx

— 297.08 Кб (Скачать файл)

С появлением каждого нового самозванца, каждого нового царя или претендента на престол общественно-политическая ситуация все усложнялась, и к 1612 г. Смута достигла своего апогея. За короткий период с 1605 г. в Москве сменилось несколько правительств (Лжедмитрия I, Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина» во главе с Ф. И. Мстиславским), а также образовался «тушинский лагерь» во главе с Лжедмитрием II, сформировавшим параллельные структуры управления государством. Общество сотрясали крестьянские бунты, а иноземные завоеватели хозяйничали по всей стране от Калуги до Новгорода. Здесь следует отметить, что раскол страны начался с воцарения Василия Шуйского, которого признала не вся Россия, а в последующие годы процесс распада набирал темпы. Ситуация осложнялась еще и тем, что часть российских территорий была захвачена Речью Посполитой и Швецией и, таким образом, не подпадала под юрисдикцию ни одного из существовавших русских правительств. Разумеется, в этой ситуации не могло идти речи о законности и правопорядке в государстве.

Российское  общество было до предела истерзано  гражданской войной, большинство населения требовало стабильности и порядка. В этих условиях коллективным лидером общества стала верхушка Второго ополчения во главе с Мининым и Пожарским, начавшая свое формирование в Нижнем Новгороде. Достаточно быстро руководителям ополчения удалось объединить значительную территорию страны, создать войско, правительственный аппарат и приступить к освобождению России. Важно отметить, что при общей анархии иностранная интервенция подводила к необходимости объединения различных политических и социальных слоев населения на национальной и религиозной основах.

Народная  война против иноземных завоевателей завершилась победой. Очистив от них большую часть страны, лидеры Второго ополчения поставили вопрос о передаче власти в руки монарха. При отсутствии прямых потомков предшествующей династии, законным мог быть только избранный от имени всей России царь. В таких условиях на Земском соборе 1613 г. царем был провозглашен Михаил Федорович Романов (1613—1645). Кандидатура молодого Романова — представителя одной из наиболее могущественных среди знати семей, связанного родством с последним царем, а также со многими княжескими и боярскими родами, дала возможность примирить различные враждующие группировки.

4. Итоги  смутного времени 

На  рубеже XVI—XVII вв. противоречия в социально-экономическом и политическом развитии страны привели ее к всеобъемлющему кризису, наступлению периода Смутного времени в истории российского государства. Правящие круги оказались не в состоянии вывести страну из кризиса, противостоять попыткам расчленить Россию извне. Создалась реальная угроза потери русским народом государственности, утраты им самостоятельности. В этих условиях основной силой, организовавшей борьбу с иностранной интервенцией, стали лучшие представители русского и других народов страны, широкие народные массы.

Борьба  за власть верхушки общества нанесла  серьезный удар по экономике государства, его международному положению и территориальной целостности. Так, по итогам Столбовского мирного договора 1617 г. со Швецией Россия лишилась единственного выхода к Балтийскому морю, а Деулинское перемирие с Польшей 1618 г. закрепило за Речью Посполитой Смоленскую и Чернигово-Северскую земли. С подписанием этих двух неравноправных договоров для России закончилось Смутное время и иностранная интервенция. Сохранив национальную независимость, страна обеспечила свое дальнейшее развитие.

Тема 9. Россия в ХVII веке

1. Основные  тенденции развития российского  феодализма 

Российский  феодализм был менее европейского расположен к общественному прогрессу, ему были присущи более деспотические формы монархии. Средневековое население России, как господствующий класс, так и простолюдины, находились в большей, чем на Западе, зависимости от верховной власти. Степень эксплуатации крестьянства была исключительно высокой. Произошла длительная, на несколько столетий, консервация личной крепостной зависимости крестьян.

Российский  тип эволюции феодальной земельной  собственности также был специфичен. Частнособственническое землевладение дворянства никогда не было преобладающей формой земельной собственности. Основной тенденцией была система «государственного феодализма», при которой верховная собственность на землю оставалась у государства, а феодальное землевладение было даровано государством и обусловлено службой царю. Крестьяне являлись «держателями» земли, обязанными перед государством налогами, оброком и повинностями. В отдельных регионах, в определенные эпохи, такая «государственная» земля могла превращаться в фактическую собственность «государственных» крестьян. Специфические черты феодального землевладения в России не способствовали сколько-нибудь твердым позициям института частной собственности на землю. Прочным заслоном на пути развития частной собственности на землю стояла сельская община. Таким образом, особенностью российского феодализма являлось слабое развитие частной земельной собственности и индивидуальной хозяйственной деятельности крестьянства.

Основным  классом общества было крестьянство, которое делилось на две категории: частновладельческое и черносошное. Частновладельческие крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой и составляли около 90% тяглового населения страны. Барские крестьяне работали в пользу помещиков на барщине (от двух до четырех дней в неделю), вносили натуральный и денежный оброки. Кроме работ и платежей в пользу помещиков они несли повинности в пользу казны. Положение частновладельческих крестьян усугублялось тем, что хозяева по своему усмотрению осуществляли суд и расправу над ними: били батогами и кнутом, пытали огнем и дыбой, сажали в тюрьму.

Важную  категорию сельского населения  составляли черносошные крестьяне, жившие на государственных землях. Они пользовались правом отчуждения земли: продажи, заклада, передачи по наследству. У черносошных крестьян отсутствовало крепостное право. На государственных землях административно-фискальные и судебно-полицейские функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы строго следили за своевременностью уплаты податей крестьянами, чинили суд и расправу. Община была связана круговой порукой, что затрудняло крестьянам выход из нее. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать, поэтому нередки были случаи их массового бегства «от великих платежей».

Следует отметить, что среди черносошных  крестьян появлялись и зажиточные люди. Они нередко докупали участки  земли, давали денежные ссуды под  залог земли и тем закабаляли других крестьян, занимались ростовщичеством и торговыми операциями. Зажиточные хозяйства способствовали капиталистическому развитию России.

Дальнейшее   укрепление   феодально-крепостнических  отношений, усиление личной зависимости  крестьянства oт феодалов стали определяющей тенденцией социально-экомического развития России в XVII в. Соборное уложение  1649 г. законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило их зависимость от государства. По этому же уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие права землевладельцам, правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение крестьянами государственных, повинностей.

Утверждением   государственной  системы   крепостного  права правительство стремилось закрепить привилегии господствующего  класса, мобилизовать все слои общества для укрепления государства, подъема  его экономики. На какое-то время  крепостное право могло обеспечить подъем производительных сил страны, при этом движение вперед достигалось ценой самых жестоких форм эксплуатации народных) масс.

Развитие  мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Если западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская — на основе труда крепостных крестьян, так как рынок рабочей силы в России практически отсутствовал. Государственные крестьяне, посланные работать на мануфактуру, не имели никакой заинтересованности в труде, и поэтому роста производительности быть не могло. Наличие дешевой крепостной рабочей силы давало предпринимателям возможность долго обходиться без технических новшеств. Первые мануфактуры появились в черной металлургии, солеварении, кожевенном производстве, и в конце XVII в. их насчитывалось около тридцати.

В этих условиях развитие торговли приобретало  особое значение. Укрепление межрайонных  связей привело к возникновению торговых ярмарок всероссийского масштаба — Макарьевской близ Нижнего Новгорода, Свенской под Брянском, Ирбитской на Урале. Крупнейшим торговым центром была Москва, куда стекались все товары из стран Западной Европы и Востока. Развивавшиеся торговые связи заложили основу экономического объединения российского рынка.

В XVII в. с развитием торговли и товарного  производства довольно быстро росли  русские города. В России насчитывалось 226 городов (без Украины и Сибири), соответственно происходило увеличение численности городского населения, преимущественно посадских людей. К середине века ускорился процесс социального расслоения в городах. Бояре, дворяне и духовенство, проживающее в городах и белых слободах, не несли повинности и не платили налоги. Богатые купцы тоже пользовались привилегиями. Вся тяжесть государственных поборов ложилась на плечи трудового населения черных слобод.

2. Особенности  развития российской государственности  в XVII в.

В XVII в. в России шел процесс централизации  государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты сословно-представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал к самодержавию. Это прослеживалось прежде всего в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительных учреждений, привлечении в государственное управление «непородных» людей, повышении роли приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

Особенности социально-экономического и политического  развития России привели к установлению деспотической самодержавной власти, основанной на жестокой эксплуатации всех слоев общества. В состоянии зависимости от государства находились не только крепостные крестьяне, но и остальные слои общества — служилое дворянство, горожане, купцы, стрельцы, расписанные по городам и областям.

Во  второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Центральная  власть добивалась, чтобы все в стране делалось в соответствии с законом. Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 г. — основном своде законов самодержавной монархии. Уложение закрепило самодержавный характер государственной власти. Были определены меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Устанавливалась смертная казнь не только за измену и заговор против государя, но даже I за нарушение его чести и спокойствия.

Укрепление  самодержавия нашло отражение и  в титуле властителя страны, который  при коронации Алексея Михайловича  в 1654 г. звучал как «Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России Самодержец».

3. Роли Земских  соборов в развитии российской  государственности

  Земские соборы в России были  однотипны возникшим в XIII—XIV вв. сословно-представительскими учреждениям  Западной Европы (английский парламент, французские Генеральные штаты и т.д.), но из-за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

Земские соборы особенно активно действовали  после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. После непрерывной работы в период 1613—1622 гг. в созыве земских соборов наступает десятилетний перерыв. В последующем они созывались периодически. Земский собор 1653 г., созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Росси-; ей, считается последним собором полного состава. В дальнейшем правительство перешло к практике проведения совещаний, куда приглашались представители тех сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Отмирание земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

4. Церковная  реформа в России XVII в.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму  создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного  удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона.

В 1653 г. Никон, желая укрепить упавший авторитет церкви, начал проводить реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными, креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти. Лидером противников Никона стал протопоп Аввакум. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол». Раскольники яростно боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. Их сторону принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. Раскол охватил значительные массы населения страны. По указам царя 1666—1667 гг. воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Аввакум и другие вожди раскола были сожжены в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» в 1682 г.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"