Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".

Вложенные файлы: 1 файл

История России.docx

— 297.08 Кб (Скачать файл)

Отечественная историческая наука обогатилась  в XVIII в. произведениями М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина, М. М. Щербатова, В. Н. Татищева, каждый из которых ввел в обращение  большое количество документальных материалов и издал обширные труды  по истории российского государства.

Характерная черта живописи XVIII в. — освобождение от культовой тематики. Наиболее ярко новые веяния проявили себя в портретном творчестве Д. Левицкого, В. Боровиковского и Ф. Рокотова. В скульптуре, как  ив живописи, начинает преобладать  психологический портрет. Галерея  скульптурных портретов времен Екатерины II и Павла I была создана Ф. И. Шубиным. Среди монументальной скульптуры следует  отметить «Медного всадника» работы Э. М. Фальконе.

В первой половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре являлся стиль барокко, наиболее выдающимся представителем которого был итальянский зодчий В. В. Растрелли, создавший Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе. Во второй половине века на смену барокко приходит классицизм, представленный творчеством В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова.

Тема 13. Россия в первой половине ХIХ

1. Правление  Павла I

После смерти Екатерины II на престол вступил  ее сын Павел I (1796—1801). Образ жизни  наследника, по сути лишенного законной власти и запертого матерью в Гатчине, наложил отпечаток на характер действий нового императора. С одной стороны, многие действия он предпринимал в пику своей матери, желая доказать свою состоятельность как государственного деятеля; с другой стороны, объективно он продолжил ее политику укрепления диктатуры дворянства и борьбы с «вольнодумством». Идеалом для Павла был средневековый рыцарь — служилый человек, беззаветно преданный Родине и своему народу. Ориентируясь на этот образ, император и проводил свои реформы. За неполные пять лет своего царствования Павел I составил лично и подписал большое количество законодательных актов — от международных договоров России до регламентов дворцовых балов. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие государства оказал, в частности, Указ о престолонаследии 1797 г., установивший передачу царского трона по мужской линии и действовавший до свержения монархии. В том же году были изданы указ, рекомендовавший ограничивать крестьянский труд на помещика тремя днями, а также указ, запрещавший продавать дворовых людей и безземельных крестьян. Для государственных крестьян были введены нормы земельных наделов и местное выборное самоуправление. Несмотря на половинчатость предпринятых мер, это были первые за многие десятилетия официальные документы, провозглашавшие некоторые послабления крестьянину. Подчеркнуто равный подход Павла I к своим подданным выразился в том, что были разрешены крестьянские просьбы и жалобы царю.

Однако  непредсказуемость поступков императора, нежелание прислушиваться ни к чьему совету, противоречивые решения во внутренней и внешней политике привели к всеобщему недовольству его действиями. При активной поддержке петербургского военного губернатора и содействии английского пoслa заговорщики из числа дворянских офицеров совершили последний в истории Российской империи дворцовый переворот — 12 марта 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке и на престол взошел его сын Александр I.

2. Правление Александра I 

Вступивший  на престол Александр I (1801—1825) объявил  свою приверженность политическому  курсу Екатерины II. Вскоре после  воцарения он издал ряд указов, восстановивших отмененные Павлом I дворянские вольности. Так, были подтверждены жалованные грамоты дворянству и городам, возвращены на службу около 12 тыс. опальных лиц, объявлена амнистия всем бежавшим за границу. Кроме того, дворянство и духовенство были освобождены от телесных наказаний, введена свобода передвижения и торговли.

Понимая необходимость реформ, Александр I в  начале своего царствования предпринял ряд шагов по изменению государственного устройства Российской империи и его основы — крепостничества. В соответствии с принципом постепенности в решении социально-экономических вопросов с 1801 г. был издан ряд законодательных актов, облегчивших положение крестьян. Наиболее известны среди них закон 1801 г., разрешавший приобретать незаселенные земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, а также указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах», позволявший помещикам отпускать крестьян на волю с наделением их землей за выкуп. В 1808 г. помещикам было запрещено торговать крестьянами на ярмарках, а в 1809 г. — ссылать их на каторгу. В 1816—1819 гг. получили личную свободу помещичьи крестьяне прибалтийских губерний. Кроме того, печально известная система военных поселений, возникших после 1816 г. под началом А. А. Аракчеева, тоже преследовала благородную цель — жившие в них крестьяне освобождались от крепостной зависимости.


Однако  нерешительность и половинчатость в проведении реформ, вызванная сопротивлением дворянской верхушки общества — основы самодержавного аппарата, привели к тому, что положение крестьян за годы правления Александра I по большому счету не изменилось. Формально свободные от крепостной зависимости жители военных поселений, будучи лишенными права торговли и занятий промыслами, оказались прикреплены к земле сильнее, чем прежде. При общем числе крепостных крестьян порядка 10 млн человек число «вольных хлебопашцев» в первой четверти XIX в. составило 47 153 лица мужского пола. Указ 1809 г. о запрещении ссылать крестьян был фактически отменен законом 1822 г., по которому помещики могли «за дурные поступки» отправлять своих крепостных на поселение в Сибирь.

Среди административных реформ Александра I выделяются решения о создании и реформе министерств (1802, 1811), учреждение Сената в качестве высшей судебной инстанции (1802) и реформа Государственного совета (1810). Как и ряд других преобразований александровского времени, эти законодательные акты связаны с именем М. М. Сперанского, предполагавшего в результате действий правительства дать России Конституцию, выборные учреждения и суды, кодекс законов и прочие либеральные свободы. Этот государственный деятель ближе всех подошел к пониманию необходимости перемен в России на основе европейских цивилизаций, однако консерватизм дворянства не позволил ему даже поколебать основы российского уклада жизни.

Подводя итоги царствования Александра I, необходимо отметить, что наиболее преобразующими стали три события, не носившие общероссийского характера. Император, присоединив к России Финляндию (1809), сохранил ее Конституцию. В 1814 г., не без влияния Александра I, Людовик XVIII превратил Францию в конституционную монархию, где его власть ограничивалась парламентом. В 1815 г. либеральную Конституцию получила Польша. И хотя практические итоги продолжавшихся в течение двух десятилетий реформаторских исканий верховной власти оказались незначительными, именно в этот период впервые в российской истории были сформулированы конституционные принципы государственного устройства, нашедшие воплощение в последующих реформах.

3. Правление  Николая I

Для Николая I, правившего Россией три  десятилетия (1825—1855), идеалом государственного устройства являлась армия с ее четко  регламентированной уставами жизнью. Образованный им 6 декабря 1826 г. специальный комитет был призван подготовить проекта преобразований по всем частям государственного управления. «Собственная Его Императорского Величества канцелярия» превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений, среди которых выделялось третье, составлявшее особый корпус жандармов во главе с генералом Бенкендорфом. Второе отделение под руководством М. М. Сперанского произвело большую кодификационную работу и в 1830 г. издало 45 томов «Полного собрания законов Российской империи».

Постоянное  внимание император уделял вопросу  улучшения быта крестьян. Несколько раз Николай I учреждал секретные комитеты по крестьянскому делу, составившие большое число проектов по реформированию крепостной системы. Суть своих взглядов на крепостное право он выразил в одном из выступлений в Государственном совете, где заявил, что «крепостное право в нынешнем его положении есть зло... но прикасаться к оному теперь — было бы злом... еще более гибельным». Закон «Об обязанных крестьянах» 1842 г. модернизировал указ 1803 г., предоставив помещикам право добровольно заключать с крестьянами соглашения о прекращении личной крепостной зависимости.

В 1837—1838 гг. для управления казенными  крестьянами было учреждено особое Министерство государственных имуществ во главе с графом П. Д. Киселевым. Манифест 1861 г., отменивший крепостное право, был во многом основан на опыте проведения реформы государственной деревни под его руководством.

4. Итоги  социально-экономического развития  России в первой половине  XIX в.

В XIX в. Россия вступила самодержавным  государством с феодально-крепостнической  системой хозяйства. Если по численности  населения, военной мощи Россия, безусловно, была одной из первых держав Европы, то структура ее эко номики была архаичной. Лишь 5% помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования — монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Деньги на эти кредиты брались из бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян, составлявших основную массу населения страны.


И все же Россия XIX в. приобретала новые  черты. Веяние новых идей, идущих из передовых стран Запада, становилось все ощутимей. Отражением этого влияния было то, что экономика России приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными и противоречивыми по сравнению с XVIII в. Растет новый класс — буржуазия, которая складывается из арендаторов земель, владельцев постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечества. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю — в 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа ненаселенной земли. В 1818 г. крестьянам было разрешено основывать фабрики и заводы.

Промышленное  развитие России в первой половине XIX в. было затруднено господством в  стране крепостнических отношений. Предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным. Развитию экономики препятствовало и плохое состояние дорог. Первый пароход «Елизавета» появился в России только в 1815 г., а железная дорога между Петербургом и Царским Селом — в 1837 г. К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии.

Но  даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности, а число нового для государства класса — рабочих — приближалось к 1 млн. человек. В возраставшей торговле преобладал внутренний оборот, при этом расширялась торговля с национальными окраинами империи - русские купцы осваивали Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и Среднюю Азию.

Тема 14. Отмена крепостного права в России. Реформы 60-70-х гг. Развитие капитализма в  России после отмены крепостного  права.

1. Отмена  крепостного права 

Период 1860—1870 гг. вошел в отечественную  историю эпохой радикальных преобразований российского общества. Центром реформ стала названная современниками «великой» крестьянская реформа  1861 г., которая значительно изменила государственный строй России и поставила задачу пересмотра большого числа устаревших с ее выходом законодательных актов.

Крестьянская  реформа была вызвана в первую очередь кризисом феодально-крепостнической  системы хозяйства, особенно ярко проявившемся в поражении России в Крымской войне. И хотя, отменяя крепостное право, самодержавие вынуждено было пойти вразрез с желаниями дворянства — своей социальной опоры, очевидная невозможность России претендовать на роль ведущей европейской державы в рамках прежнего строя была ясна императору Александру II. Поддержанный либеральной частью общества император в начале 1857 г. учредил Секретный комитет для подготовки реформы, а в ноябре публично объявил о том, что отмена крепостного права должна быть осуществлена в ближайшем будущем. Дворянам было предложено образовать губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал подготовленный Главным комитетом по крестьянскому делу Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Эти документы гласили, что крепостное право отменяется, а бывшим крепостным крестьянам предоставляются права «свободных сельских обывателей». Крестьяне за отводимые им земельные наделы должны были отбывать рабочую повинность или выплатить деньги помещику, т.е. находились на положении так называемых «временнообязанных». По заключении договоров («уставных грамот») зависимость крестьян от помещика окончательно ликвидировалась, а казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей». Выкупные платежи и все подати крестьяне платили сообща, «миром». Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине и без согласия «мира» не мог из нее выйти.

2. Либеральные  реформы 1860-1870 гг.

Смысл проводимых в стране реформ заключался в создании цивилизованного гражданского общества. В связи с этим одним из направлений реформирования стало введение самоуправления и расширения прав местных органов власти. Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них проводились один раз в 3 года на основе имущественного ценза по трем куриям — землевладельческой, городской и сельских крестьянских обществ. Собрания избранных таким образом гласных занимались распределением государственных налогов, утверждением местных сборов, ведали местным хозяйством и общественным призрением. Собрания гласных выбирали исполнительный орган — земскую управу.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"