Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".

Вложенные файлы: 1 файл

История России.docx

— 297.08 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Введение. История как наука

История как  наука. Предмет исторической науки

Понятие «история» в переводе с греческого означает «повествование о том, что  узнано». Наука о прошлом делится  на две большие части: история  природы и история человечества. Первая включает в себя историю развития частей космоса и прежде всего  Земли. История человечества, являясь  составной частью науки о прошлом, имеет самостоятельное значение. Согласно второй части каждое государство, каждый народ имеет свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить  себе многогранный процесс мировой  истории.

Предметом изучения Отечественной истории  являются закономерности политического  и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории  человечества. История России рассматривает  общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных  структур. В отличие от других общественных наук история исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, отражающиеся в событиях и фактах.

2 Функции курса истории 

Выделяются  следующие функции исторического знания:

- познавательная, интеллектуально-развивающая;

- практическо-политическая;

- мировоззренческая;

- воспитательная.

Познавательная, интеллектуально-развивающая  функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог — теоретического обобщения исторических фактов. Таким образом, познавательная функция состоит в изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функция, выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

Воспитательная функция состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории 

Ставя перед собой задачу всестороннего  освоения истории, необходимо опираться на основные принципы научного исследования истории:

объективность;

историзм;

социальный  подход;

всесторонность  изучения проблемы.

Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой, изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий. Этот принцип обязывает учитывать реалии конкретного исторического периода.

Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существенен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

Методы изучения истории 

Выделяют  следующие методы изучения истории:

- хронологический;

- хронологически-проблемный;

- проблемно-хронологический;

- метод  периодизации;

- сравнительно-исторический;

- ретроспективный;

- статистический;

- метод  социологических исследований.

На практике, как правило, применяется несколько  методов, причем часто только те или иные элементы каждого из них.

Суть хронологического метода состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. В чистом виде этот метод применяется довольно редко, главным образом при составлении хроник событий, биографий, развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт.

Хронологически-проблемный метод предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Этот метод применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории.

Проблемно-хронологический метод применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логик.

Метод периодизации основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании. Одним из таких критериев могут быть кардинальные изменения в социально-политической структуре общества.

Сравнительно-исторический метод является одним из самых распространенных методов изучения и исследования истории. Он основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления, как общих закономерностей, так и различий.

Ретроспективный метод исследования основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени.

Суть статистического метода изучения истории состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные. При применении данного метода требуется наличие научно разработанной методики составления статистических сведений.

Метод социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения истории 

Под историческим источником понимают письменные документы и вещественные предметы, непосредственно отражающие ход исторического процесса и дающие возможность изучать прошлое человечества (памятники материальной культуры, языка, обычаи, обряды и т.п.). Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Ниже дается примерная классификация источников:

Археологические источники.

Летописи  и летописные своды.

Этнографические источники.

Архивные  документы.

Документы государственных органов и общественных 
организаций Российского государства.

Документы политических партий и движений России.

Произведения  государственных и общественных деятелей России.

Периодическая печать.

Мемуарная литература.

Музейные  документы.

Фото-, фоно- и кинодокументы.

Электронные средства информации.

Тема 2. Этнокультурные процессы в восточном славянстве.

1. Проблема  этногенеза восточных славян

Понятие этнос (от греческого племя, народ) означает естественно сложившийся, на основе оригинального стереотипа поведения, коллектив людей. Этногенез —  весь процесс существования и  развития этнической системы от момента  ее возникновения до исчезновения.

На  территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. Однако большинство  исследователей не усматривают прямой связи между ними и последующими древнеславянскими археологическими культурами. По мнению большого, числа  ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование  языковой общности которых произошло  на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI—V тысячелетии до н. э. Кроме  того, полагают, что славяне как  вид образовались на территории Восточной  Европы в IV—И тысячелетии до н. э. Они  населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди  славян началось распространение железа. К этому же периоду относится  постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в  сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать  вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье  из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.

В процессе этногенеза восточных славян сложился целый комплекс факторов, оказавших долгосрочное влияние на формирование и развитие самобытной Российской цивилизации. В первую очередь, безусловное значение имело то обстоятельство, что восточные славяне заселили территорию, где цикл сельскохозяйственных работ составлял лишь 4—6 месяцев в отличие от 8—9 месяцев в Западной Европе. Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности. Сильного государства и сильной власти требовала и постоянная военная опасность.

2. Хозяйственно-бытовой  уклад восточных славян

Главной отраслью хозяйства восточных славян было земледелие. Примерно с V в. на смену  подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Помимо злаковых (рожь, пшеница и  т.п.) и огородных (репа, капуста и  т.п.) культур, выращивались и технические культуры (лен, конопля). С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. Ремесло отделилось от земледелия в VI—VIII вв. Особенно активно развивались гончарное дело, железная и цветная металлургия. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Видное место в хозяйстве восточных славян занимали также промыслы и торговля. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову — Ловати — Днепру («из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Славяне вывозили в основном меха, оружие, воск, хлеб. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Важнейшее место в числе источников существования занимала военная добыча. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли — таковы были главные цели походов славян в сопредельные и дальние земли.

Славяне жили в больших избах — клетях по 30—35 человек. Несколько таких  домов составляли поселение, а число построек в нем достигало 200—250.

3. Социально-политическое  устройство восточных славян

Социально-политическое устройство восточных славян представляло собой военную демократию. Она  означала власть избираемых военных  вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма. Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важные вопросы жизни общины решались общим советом — вече, на которое сходились домохозяева округи независимо от того, выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин. По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начинали играть более весомую роль в ее жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"