Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".

Вложенные файлы: 1 файл

История России.docx

— 297.08 Кб (Скачать файл)

Корпорацией, в которую был организован  господствующий класс Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Постепенно, в процессе образования  структуры единого государства, формируется централизованный и  разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), на котором происходит совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников — наместников в городах; воевод — предводителей военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц в обществе; данников — сборщиков поземельных податей; мечников — судебных чиновников; мытников — сборщиков торговых пошлин; тиунов — управителей княжеского вотчинного хозяйства и др.

Лично-свободное  сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично-зависимого населения вотчин и несвободных слуг использовались термины «челядь» и «холопы». Смерды составляли группу полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Появляется также категория людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их называли «закупы», а права их были промежуточными между свободными людьми и холопами.

4. Военная  организация восточных славян

Основу  военной организации составлял  вооруженный народ. По решению веча и в зависимости от условий на войну выступал или весь народ, или отряд воинов-дружинников во главе с князем. Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал.

Восточные славяне часто подвергали своих  соседей опустошительным набегам. Так, из различных источников нам  известно, что славяне в VI в. в  количестве 3 тыс. воинов вторглись  в Византийскую империю, в VII в. опустошили окрестности Константинополя, в IX в. совершили поход в Крым. Сохранились  свидетельства о том, что примерно в 860 г. киевский князь Аскольд вынудил византийского императора Михаила заключить договор «Мира и любви». Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, а также осадные машины. Их вооружение составляли мечи, луки с отравленными стрелами, копья, щиты, боевые топоры.

5. Религиозные  верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, они поклонялись  явлениям природы и поддерживали культ предков. У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались как служители богов и толкователи их воли. Главными богами славян были: Сварог — бог славянского рода; Перун — бог грозы и войны; Даждьбог — бог солнца; Стрибог — бог ветра и дождя; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня земли и плодородия. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года.

Тема 3. Древнерусское  государство с центром в Киеве  в IХ - начале ХII в.

1. Предпосылки  образования древнерусского государства

Вокруг  происхождения слова «Русь» в  исторической науке до сих пор  ведутся споры. Распространено мнение о привнесении этого термина  в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (варягами). Вместе с тем  существует точка зрения, согласно которой происхождение этого  слова южное, от реки Рось. В любом  случае в IX в. оно выступает как  обозначение этнополитического  образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных  княжеств. Двумя центрами Руси стали  города Новгород и Киев. На территориях, вошедших в состав Новгородско-Киевской Руси, как известно из летописных источников, существовало двенадцать славянских союзов (поляне, древляне, вятичи, кривичи и  др.).

Факт  присутствия на Руси в IX—X вв. скандинавских  дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Новгородско-Киевской Руси выходцев из Скандинавии. Однако основой создания государства, несомненно, было само внутреннее развитие восточнославянского мира, его социальные, хозяйственные и военно-политические закономерности. Как и в других европейских странах, предпосылками к созданию государственного объединения славян были наличие союзов племен, системы управления ими, развитие производительных сил, рост имущественного неравенства и т.д.

2. Основные  этапы формирования древнерусской  государственности

Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала ХII в. Своеобразной точкой отсчета стал 860-й год —  дата осады русским флотом столицы  Восточной Римской империи Царьграда. Состоялось дипломатическое признание  Византией Новгородско-Киевской Руси.

Первый  этап включает в себя период с середины IX до конца X в. При князе Олеге (882—911) были решены, следую важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточнославянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Именно за счет дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега — князю Игорю (912—945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945—964) стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально-экономических введений. Она упорядочила размеры взимаемой дани, определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. При сыне Ольги великом князе Святославе (964—972), укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Славу Руси в это период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата.

Именно  в этот период западноевропейские хроники  стали называть Русь Гардарикой (страной  городов), которых по европейским меркам было более ста. Наиболее известными центрами государства стали, помимо Новгорода и Киева, Ладога, Псков, Полоцк и др.

На втором этапе (конец X — первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За тридцать пять лет правления Владимира (980—1015) продолжался процесс территориального расширения. В состав государства были включены земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тьмутаракань, Червенские города. При великом князе Ярославе Мудром (1015—1054) особенно упрочилось международное положение государства. Именно в этот период значительно усилилась экономическая мощь страны.

Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности — это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом. При нем был создан новый юридический свод — так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI—начале XII вв. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярославичей» и др.) Однако со второй половины XII в. процесс дробления и развала единого государства усилился.

3. Внешняя  политика Древней Руси

В рассматриваемый период внешняя  политика была тесно связана со складыванием и развитием социально-экономического и военно-политического единства Руси. Страна была объединена всякого  рода экономическими и политическими  обязательствами тех земель, которые  составляли ее территориальное единство. Надо учитывать также, что в это  время не все государственные  границы были установлены и юридически закреплены, так как не все народы в своем развитии достигли государственных  форм. Еще одной особенностью была зависимость многих народов-соседей  от древней Руси. Да и сама территория государства включала в себя свыше 20 неславянских племен и племенных  союзов. Их взаимоотношения оказывали  существенное влияние на внешнюю  политику в целом.

Наиболее  ощутимых успехов на международной  арене Новгородско-Киевская Русь добилась во времена Владимира и особенно Ярослава. Одним из показателей признания  равными себе со стороны европейских  государств стали династические  браки, связавшие Киевский великокняжеский  дом со многими королевскими дворами  Европы — французским, венгерским, английским, датским, византийским и  др. Эти факты свидетельствуют  о тесных связях между Русью и  другими государствами, о ее большом  вкладе в развитие европейской цивилизации.

4. Принятие  христианства и крещение Руси 

Одним из самых крупных событий, имевших  долгосрочное значение для Руси, стало  принятие христианства в качестве государственной  религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте — православии — состояла в необходимости формирования государственной  идеологии, духовного объединения  разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной  основе. В новых условиях языческая  религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного  ей многобожия не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской  власти. Процесс принятия новой религии  был длительным и противоречивым. Он начался попыткой князя Владимира  создать единый языческий пантеон. Главным же стало крещение окружения  князя и Киева по православному  чину в 988 г. Крещение народа наиболее активно осуществлялось в 988—998 гг. В отличие от городского населения крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и др.).

Объективно  введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной  ликвидации племенной обособленности. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более  широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание. Особенностью русского православия явилось сохранение многих элементов язычества, например празднование масленицы и т.д.

5. Культура  Древней Руси 

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной  стороны, и становление государственной  структуры — с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты — письма на бересте разнообразного (преимущественно  делового) содержания. Они обнаружены при раскопках в девяти древнерусских  городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности). Авторами берестяных грамот были представители всех слоев  древнерусского общества.

В XI — начале XII вв. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений  как религиозного, так и светского  содержания. В это же время происходит становление оригинальной литературы, самым ранним памятником которой  является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, написанное в  середине XI в. Важнейшее место в  древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный  свод конца XI в. В начале XII в. в Киево-Печерском  монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы — «Повесть временных лет». В  «Повести» разворачивается широкое  полотно русской истории, которая  рассматривается как часть истории  славянской, а позднее — как  часть истории всемирной. Автор (возможно, монах Нестор) использовал ряд  переводных источников, а также отечественные  летописи и устные легенды.

В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины XI в. — соборы св. Софии в Киеве  и Новгороде, Спасский собор в  Чернигове.

Тема 4. Феодальная раздробленность на Руси

1. Понятие  и причины феодальной раздробленности 

Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся  экономическим усилением вотчинных  владений и политической децентрализацией государства.

Период  феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до начала XIV в. Процесс этот начался  после смерти великого князя Мстислава (1125—1132), когда княжества и земли  Руси стали выходить из повиновения  центральной власти. Для наступившей  новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений. Современники с горечью называли этот период «погибелью земли Русской», так как в условиях внешней  опасности внутренние войны крайне ослабляли обороноспособность Руси.

Комплекс  причин, породивших раздробленность, охватывал  практически все сферы жизнедеятельности  общества. Наиболее важными из них  были:

- раздел территории государства  между наследниками;

- господство натурального хозяйства;

- укрепление собственности феодалов  на землю;

- ослабление внешней угрозы;

- падение престижа Киева.

Одной из самых важных причин раздробленности  считается раздел единой территории государства между наследниками в условиях отсутствия юридически обоснованного  права престолонаследия. Формально  начало «удельного периода» относится  ко времени завещания Ярослава Мудрого  в 1054 г., по которому он посадил своих сыновей для управления страной в разных русских областях. Разделы княжеских земель между наследниками, ставшие особенно ощутимыми к XIII в., усугубляли дробление княжеств-государств.

Феодальное  хозяйство в это время в  основном носило натуральный характер, было замкнутым. Экономические связи  с центром были слабы, а военно-политическое могущество местной власти неуклонно  усиливалось, поэтому города постепенно превратились, прежде всего, в ремесленно-торговые центры для окрестных земель. Многие города представляли собой феодальные усадьбы, крепости князей. В городах  создавались местные аппараты власти, их главной задачей было поддержание  авторитета власти местного князя.

Одной из причин феодальной раздробленности  стало также ослабление внешней  угрозы — половецких набегов, интенсивность  которых резко упала в результате активных военных действий Владимира  Мономаха и его сына Мстислава.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"