Шпаргалка по истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:56, шпаргалка

Краткое описание

1 в. Древние славяне: история, прародина, соседи. Хозяйство, религия и быт восточных слвян.
Славяне, как считают большинство историков, обособились из индоевропейского общности в середине 2 тысячелетия д.н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы история.docx 5.docx

— 194.72 Кб (Скачать файл)

1 в. Древние славяне: история,  прародина, соседи. Хозяйство, религия  и быт восточных слвян.

Славяне, как считают большинство  историков, обособились из индоевропейского общности в середине 2 тысячелетия  д.н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим  данным, была территория к востоку  от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Первые письменные свидетельства  относятся к началу 1 тысячелетия  н.э. О славянах сообщают греч, римск, арабск, византий. источники. ( под именем венедов)

В эпоху великого переселения  народов(3-6 вв.н.э.) славяне освоили  террит. Центр, вост. И юго-вост. Европы. По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. С севера соседями славян были германцы и балты. Восточными соседями славян были иранские племена (скифы, сарматы), южными — древние македоняне, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.

Хозяйство. Основное занятие- земледелие. На севере господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Основные орудия труда – топор, мотыга, соха, борона-суковатка , заступ.

В южных районах – перелог.  Основные орудия труда – соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом  итд.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Разводили свиней, коров, мелкий рогатый  скот. Из других занятий – рыболовство, охота, бортничество.

Религия. Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные  рощи, источники. С возрастанием роли князя и военной дружины в  жизни племени Перун — бог  грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались рождение, свадьба, смерть.Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов.

Быт и подобная фигня. Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов  Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла община соседская (вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избирали для решения общих дел старейшин. Родовое устройство постепенно заменялось соседскими общинами. С развитием торговли на землях славян возникают города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Любеч – у радимичей, Смоленск – у кривичей, Новгород – у ильменских славян и т. д. В городах для защиты торговых людей создавались дружины. Во главе таких дружин чаще всего стояли варяжские предводители – конунги (князья). Постепенно они захватывали власть в городах и становились владетельными князьями. Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ.

 

2 в. Норманнская теория возникновения Древнерусского государства и ее оценка.

Норманнская теория — очень  важная историческая часть в жизни  Древнерусского государства. Ее отношение  ко всей истории возникновения и  существования Руси вполне несправедливо.

Эта теория придаёт русскому народу несамостоятельности и нерешенности во всех отношениях, даже в плане  собственной национальности. Норманнскую  теорию сочли нужным принять в  исторические недра и придали  ей уверенности. Она укрепилась в  своём статусе, не смотря на все сопротивления  и не восприятия не только заграничных, а и русских учёных-этнографов. Эта теория во второй пололвине 20 века потеряла своё выгодное положение в науке.

В чём же истинная суть норманнской  теории Древнерусского государства? Она  гласит, что Русь создали шведы-викинги  во времена завоевания восточнославянских племен. А во главе главного класса – древнерусского объединения назначили  князей рода Рюрика (Рюриковичи). Это далеко недостоверное мнение создано по писанию русских летописцев. Одно с таких повествований, как «Повести временных лет» датируется 6370 годом (862 год – по новому календарю). Оно и заложило фундамент для исторических версий по поводу зарождения Древнерусского государства, где и нашлось место норманнской теории.

Норманнская теория содержит в себе две интересных версии:

1.Варяги, которые ворвались на земли восточнославянских племен, были викингами, и никто кроме них не в состоянии был организовать государство.

2. Славянская культура начала своё развитие с приходом варяг.

Сказать проще – все  заслуги по созданию государства  с его культурой, ценностями принадлежат  по норманнской теории лишь варягам.

Распространяться норманнская  теория начала в 40-е годы XVIII века. Официальным  создателем этой теории нарекли немецких ученых Байера и Миллера. Дальше эстафету принял Шлетцер. На опубликованную норманнскую теорию очень бурно отреагировал русский учёный М. В. Ломоносов – это задело чувство русского достоинства. С тех пор и началась спорная дискуссия вокруг происхождения Древнерусского государства. Так и возникли понятия норманнистов – сторонников достоверности норманнской теории и антинорманнистов – противников этой версии. Последние принимали любые варианты, только чтоб отвергалась теория норманнистов. Что естественно и привело к победе норманнистов. После выхода в свет работы норманниста Вильгельма Томсена под названием «Начало Русского государства» (Россия – 1891 год) с аргументированными доказательствами и достоверными доводами – русские учёные всё-таки приняли норманнскую теорию. И много остальных учёных перешло на сторону норманнистов.

В послевоенное время в  России сложилось четыре трактовки  в норманнской теории:

  1. Древнерусское государство создали норманны – самая выгодная теория, по сути которой русский народ становится второстепенным в создании своего государства.
  2. Норманнская колонизация, которую сочинил Т. Арне.
  3. Связь политики шведов с политикой Русского государства – самая нереальная и не основана норманнская теория.
  4. Высший класс населения в Древнерусском государстве создали варяги, и без их участи не было б государства (А.Стендер-Петерсен).

 

 

 

 

 

 

3 в. Киевская  Русь в 10 – нач. 12 века.

Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому  центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей  власти улачей и тиверцев, Святослав (965 - 972) и Владимир (980 - 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в  них составляли ремесленники и торговцы.

Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных  политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства  начался со смертью Ярослава Мудрого  и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей  не спасло страну от междоусобиц и  феодальных войн. Преодолеть раздробленность  не удалось. Все попытки Владимира  Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.

Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских  производителей обострили классовые  противоречия в Киевской Руси. Они  проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071).

Внешние отношения X - начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.

 

 

 

 

 

 

4 в. Распад Киевской  Руси. Русские земли в эпоху  феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность  Руси - это закономерный итог развития раннефеодального русского общества. Причинами феодальной раздробленности на Руси можно назвать эк-е и пол-е. Экономические заключались в распространении на тот период натурального хозяйства, а следовательно, в возможности обособится от государства, т.к. производство велось не для продажи, а «для себя». Возникновение городов и развитие ремесел приводило к обогащению вотчины. Дружинники князя превращались в землевладельцев и «оседали» на своих землях. Росло число зависимых людей-холопов, которых нужно был держать в узде, а для этого требовалось наличие полицейского аппарата, но без государственного вмешательства. Развитие производства приводило к эк-у и пол-у обособлению. Местные бояре не собирались делить свои доходы с великим киевским князем и активно поддерживали в борьбе за самостоятельность и укрепление собственного княжества их правителей. Политические заключались в том, что все князья и вотчинники являлись родственниками и считали себя равными друг другу. Внешне распад Киевской Руси представлял собой раздел территорий между представителями княжеской семьи.

 Новгородская феодальная республика.Главным органом управления в Новгородской республике было вече - собрание взрослых мужчин, позднее - представителей родов, независимо от социального происхождения. Руководящую роль на вече играли «200 золотых поясов» (200 бояр), они составляли боярский совет. Вече собирали только по важным поводам, в остальное время правил боярский совет, во главе которого стоял архиепископ. Функции архиепископа заключались в хранении государственной печати, контроле выпуска монет и контроле казны, мер веса, длины и объема. Кроме этого, он являлся верховным судьей. Вече избирало посадника(рук-т внеш пол-й, следит за выпол-м судеб реш-й, явл главой ополчения) и тысяцкого(исполнитель наказаний, он следил за сбором налогов), которые помогали архиепископу. Князя приглашали из Влад-Сузд-й земли в случае войны или бунта. Ему доверяли оборону, а после изгоняли. Символ свободы Новгорода - вечевой колокол, кот. звонил до конца 16в. После завоевания Новгорода московскими князьями колоколу «вырвали язык, били плетьми и сослали в Сибирь». С этого момента прекратилось существование Новгородской земли.

Владимиро-Суздальское  княжество.Владимиро-Суздальское княжество занимало междуречье Оки и Волги. Полновластным правителем княжества был князь. Владимирские князья строили княжество как восточное государство, на принципах деспотии. Именно во Владимиро-Суздальском княжестве формировалась московская династия. Первым из известных владимирских князей был Юрий Долгорукий, один из младших сыновей Владимира Мономаха. Сын Юрия – Андрей Боголюбский (1157-1174) впервые начал борьбу с боярством за единоличную власть и при этом опирался на дворян. Андрею удалось за время правления отделить власть князя от боярского совета, за что бояре его отравили. После смерти Андрея Боголюбского на престол взошел Всеволод Большое Гнездо(1176-1212). После его смерти началась вражда и распри.

Галицко-Волынское  княжество.Галицко-Волынское княжество - самое западное княжество, граничило с Польшей и Венгрией. Волынские князья не имели таких прав и привилегий, как владимирские. Система управления в этом княжестве была близка к европейской (вассалитет). Феодалы князя были независимы от него. Князь делил власть с боярской Думой, и бояре имели право сместить князя. Экономика зависела от торговых связей с Европой, главным товаром был хлеб. Кроме этого, в княжестве была развита работорговля. Распад Галицко-Волынского княжества начался в 14 веке, когда Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля - Польшей.

      У всех  земель было три пути развития: республика, деспотия или монархия. Из-за монголо-татарского нашествия доминировать стал деспотизм.  Феодальная раздробленность на Руси существовала до конца 15 века.

Информация о работе Шпаргалка по истории России