Этапы становления художественного образования в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:26, реферат

Краткое описание

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

методика.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Шабанов Николай Константинович,

профессор,

Степанов Михаил Савельевич,

профессор

Кафедра художественного образования

 и истории искусства 

Курского государственного

Университета.

г. Курск

 

 

 

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

 

                                                                                      

 

    Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность.

 В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Примерно в то же время открывается Арзамаская художественная школа. Инициатором создания данной школы выступил А. Ступин. Данная школа представляла своеобразный вариант академической системы, переработанный с учетом потребностей и возможностей художественной жизни в провинциальном городе России.

Преобразование Строгановского училища в 1860 г. его выпускникам, получившим диплом ученого рисовальщика, представлялось право, занимать места преподавателей рисования в различных гимназиях, в уездных и других равным им училищах.

    В 1925 году в Москве  графом Строгановым была открыта школа рисования в отношении к ремеслам и искусству. В отпечатанном объявлении об открытии школы говорилось: «Цель сего заведения состоит в том, что молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставляет случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии добавить изделиям своим возможное совершенство.

    Дабы, обучающиеся в своей  школе рисованию были, как можно менее отвлекаемы от прочих своих занятий, то они только два раза в неделю в назначенные часы будут приходить в оную. Наилучшие не только обучаемы будут рисованию безденежно, но получать все нужные к тому припасы без платы, достаточные же вносят за все тридцать рублей в год».[1. Григорович А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учреждена в 1825 г. С.Г. Строгановым [75-летие Строгановского училища]-М.,1901,-ч.I.-С.122.]

 

Следующим учебным заведением, внесшим огромный вклад в художественную культуру России в XIX в., была школа А.Г. Венецианова.

Школа А.Г. Венецианова была организована в 1820-х гг. Ученики его школы не знали оригиналов. Первыми заданиями по рисунку служили гипсовые отливки и простейшие бытовые предметы, учившие их, по венецианскому выражению, «осязанию форм». Венецианов не выискивал специальных моделей, а наоборот, предпочитал вещи, хорошо знакомые по повседневному обиходу, вроде стульев, коробочек, корзинок и т.п. На этих занятиях будущий художник сразу же сталкивался с необходимостью строить на листе бумаги в воображаемом пространстве объемную форму и вместе с тем объемно видеть форму в натуре.

     27 июня 1828 года К.А. Макаров ученик А. В. Ступина основал в городе Саранске художественную школу. Естественно, что во вновь  открытой школе при обучении учащихся художественному мастерству использовалась ступинская система.

     Основатель другой художественной школы, которая была открыта в Козлове в 1831г. А.Д.Надежин, также являлся учеником А.Ступина. Школу Надежина характеризовала, прежде всего, серьезная и всесторонне методически обоснованная постановка дела.

     Выпускник Академии  художеств Ф.Ф Чуриков открывает  художественную школу в Воронеже. Общая постановка занятий у  Чурикова характеризуется тем, что стержнем всего обучения становится работа с натуры.

      В деле организации  художественного образования в России большую роль сыграло общество поощрения художников, основанное в 1920 году и переименованное в 1882 в Императорское общество поощрения художеств.

      Так, в 1839 году обществом была организована рисовальная школа для вольноприходящих. Школа предназначалась преимущественно для ремесленников и фабричных рабочих, которым по роду своей деятельности было необходимо знание рисунка. Эта школа, по мысли устроителей, должна была стоять во главе всех других таких же школ, которые предполагалось завести в главных мануфактурных центрах России. При школе было воскресное отделение. Кроме того, общество открыло воскресную школу при технологическом институте, а в последующие годы ряд других отделений.

       В 1857 г. Министерство финансов решило закрыть эти школы вместе с рисовальными классами при московских фабриках, т.к. не нашло более возможным содержать их из-за финансовых затруднений.

       Но то, что считало возможным сделать правительство, было невозможным с точки зрения промышленников и других представителей передовой части русского общества. На помощь данным учебным заведениям пришло Общество поощрения художников. Оно, получив небольшую субсидию от правительства, приняло на свое попечение рисовальную школу и сделало ее подготовительным учебным заведением для поступающих в Императорскую Академию художеств. Но только подготовительным учебным заведением школа оставалась недолго; постепенным прибавлением различных специальных классов (гравирования на дереве, лепки из воска и глины, резьбы из дерева, живописи на фарфоре, фаянсе, и эмали, декоративной живописи, истории стилей и орнаментов, сочинением рисунков для всевозможных отраслей прикладного искусства и пр.). Общество придало школе тот характер художественно-промышленного учебного заведения, в каком давно нуждалась Россия.

       Большую роль в развитии художественных школ сыграл писатель Д.В. Григорович, который в качестве секретаря Общества приложил немало сил и старания, чтобы школа оставалась верной своей задаче-служению прикладному искусству.

       К заслуге этого общества следует отнести и то, что при школе был устроен художественно-промышленный музей. В нем особенно богатыми были русский и восточный отделы, важные для изучения отечественной промышленности, была открыта специальная библиотека истории изящных и

прикладных искусств. Общество начало издание "Сборника художественно-промышленных рисунков", содержащего точные хромолитографические копии с акварелей, исполненных учениками школы с наиболее характерных музейных предметов древнерусского и восточного производства и с лучших ученических работ, выполненных в тех же стилях. Сборник предназначался для фабрикантов и ремесленников, пользовавшихся в то время образцами различных иностранных изделий. В целях сохранения и пропаганды лучших образцов художественных работ древнего периода были предприняты командировки пенсионеров общества в различные уголки России с целью зарисовок уцелевших памятников древнерусского искусства - в церквях, монастырях, дворцах, в общественных и частных собраниях.

       В результате большой кропотливой работы, проделанной по инициативе общества поощрения художников, был составлен альбом, включавший несколько сотен точных акварельных снимков с разными деталями и обстоятельным описанием оригиналов.

       Заметный вклад в развитие художественной культуры внесло Императорское русское техническое общество и его отделения, возникшие в крупных промышленных городах России.

       Общество было создано в 1866 г., а через два года при нем была организована Постоянная комиссия по техническому образованию, которая занималась организацией технических и общеобразовательных школ и училищ, содержала передвижной музей учебных пособий, издавала специальный журнал "Техническое и коммерческое образование", была инициатором и организатором наиболее представительных съездов по техническому и профессиональному образованию, разрабатывала программы и т. п.

      Конкретный вклад императорского Русского технического общества в дело художественно-промышленного и художественно-педагогического образования состоял в организации воскресных и вечерних классов рисования и черчения для взрослых и детей, в выработке программ по рисованию и черчению и другим предметам для данных классов.

В конце XIX и начала XX века Постоянной комиссией Русского технического общества в С.-Петербурге были созданы и работали Васильеостровские, Лиговские, Мало-Охтенские классы черчения и рисования для рабочих на 400 мест.

       Почти одновременно с Русским технический обществом было создано и Московское общество по распространению технических знаний (1869), при котором с 1871 г. стал функционировать учебный отдел. Это общество также занималось организацией воскресных классов технического рисования, ориентированных на вовлечение рабочих, занятых в промышленном производстве, где характер профессии требовал знаний по черчению и рисованию.

      Внесли свою лепту в дело создания различных художественно-промышленных учебных заведений и Московское общество инженеров и педагогов, Политехническое общество (1877), Московское художественное общество, имевшее с 1893 г. на своем содержании училище живописи, ваяния и зодчества, и др.

      По-своему, распространению художественно-прикладного искусства служили также и комитет попечительства о русской иконописи, монастыри, церкви и общество Возрождения художественной Руси, занимавшееся художественными учреждениями Ведомства православного вероисповедания. При монастырях различных епархий открывались школы, классы, мастерские, где готовились специалисты по золотошвейному делу, живописцы, резчики, чеканщики, позолотчики.

      Подготовка мастеров при монастырях велась с целью удовлетворения нужд церквей, и лишь изредка выполнялись заказы посторонних лиц.

       Сеть таких школ, мастерских, классов была довольно разветвленной. Так, например, в 1915 году Саратовская епархия имела при Саратовском Крестовоздвиженском женском монастыре мастерские по золотошвейному, гладешвейному, белошвейномуному делу, живописную мастерскую по шитью риз и стеганых одеял.

       При Балашевском Покровском женском монастыре той же епархии была живописная, чеканная, позолотная и др. мастерские. Подобные картины наблюдаются и в других епархиях.

        Чтобы изменить систему преподавания изобразительного искусства в школах, Академия художеств начиная с 1872 года начала  организовывать конкурсы рисунков учащихся общеобразовательных учебных заведений. Сначала конкурсы проводились один раз в три года, но затем стали ежегодными, просуществовав до 1913 года включительно (всего было проведено 32 конкурса).

        Отношение к организации и проведению конкурсов со стороны преподавателей было не однозначным. Многие учителя рисования выражали явное недовольство формой организации конкурсов. Состоявший ся съезд учителей рисования вынес постановление о желательной замене конкурсов выставками рисунков учащихся.

        В 1871 году Академией художеств была создана Комиссия, которой было поручено разработать программы по рисованию для общеобразовательных средних учебных заведений.

       Такая программа была издана в 1872 году. Она состояла из четырех отделений:

Отделение I.    Рисовальное черчение проволочных моделей.

Отделение II.   Упражнение в рисовании геометрических тел.

Отделение III.  Рисование гипсовых орнаментов, частей масок и лиц, а    

                                    также камней, травы с фотографий.

 

           Отделение  IV. Рисование масок, сложных орнаментов (с гипса).

 

       В 1873 г. утверждается положение о рисовальных школах и классах, которые предполагалось открыть в Московской и прилегающих губерниях, и которые так и не были открыты в тот период.

Некоторые шаги в деле подготовки преподавательских кадров предпринимает и высший центр художественной жизни России. С 1.07.1879г. при Императорской академии художеств учреждаются 2-х годичные курсы для подготовки учителей рисования.

        В 1884 году при Министерстве народного просвещения учреждается отделение ученого комитета по техническому и профессиональному образованию, на которое была возложена задача составления общего нормального плана промышленного образования в России. План был составлен, и после обсуждения, поправок и дополнений утвержден 17 марта 1888 года под названием "Основные положения о промышленных училищах". Затем учреждается особая комиссия при том же министерстве которая призвана была разработать штаты, уставы, наметить наиболее целесообразные места размещения училищ. Планом определялось, что профессионально-технические учебные заведения будут открываться трех типов: средние, низшие технические и ремесленные, определялось каждому типу учебного заведения число специальностей: для среднего - 5, для низших - 3. Все эти мероприятия, хотя они и проводились медленно, не могли не сказаться на росте числа профессионально-технических учебных заведений, на улучшении качества преподавания, накоплении и систематизации опыта подготовки специалистов всех отраслей, в том  числе и художественно-промышленной.

      В 1895г. Министерство народного просвещения разослало циркулярное письмо попечителям учебных округов с предложением открывать всюду, где возможно технические и общеобразовательные курсы, в том числе курсы рисования и черчения.

       7 апреля 1896 г. на заседании вышеупомянутой комиссии русского технического общества поднимался вопрос об увеличении количества начальных школ и изменении программ в них, «чтобы было введено рисование и ручной труд и самый дух преподавания был направлен к тому, чтобы окончившие в них курс стремились к профессиональному труду, а не шли бы как теперь, в писаря и мелкие чиновники..»[2. Русское техническое общество. Постоянная комиссия по техническому образованию. Журналы заседаний специальной комиссии по выработке типа школ, для детей, окончивших курс в начальных училищах.-СПб.,1898.-С 54]

Информация о работе Этапы становления художественного образования в России в 19 веке