Управление организацией культурно-массовых мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей организационно-методического обеспечения организации и проведения культурно массовых мероприятий в г. Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации
1.1 Понятие праздника и его основные виды
1.2 Особенности организации региональных фестивалей
Глава 2. Современные тенденции развития праздничной культуры России
2.1 Историография и практика организации региональных праздников в России
2.2 Основные художественные особенности современных фестивалей и их влияние на туристско-экскурсионный потенциал региона
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Свободное время  и досуг в советский период. Сфера досуга и свободного времени  стала радикально меняться в советский  период, когда она превратилась в  объект государственного регулирования  и культурной политики, в то время  как этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.

Быт, досуг, а  также оздоровительная и культурно-досуговая  сфера экономики советского периода  развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.

Особенно тщательной проверке подвергалось содержание досуга, идеологических аспектов всех компонентов, задействованных в досуговой деятельности населения. В стране не было свободного доступа к информационным и художественным каналам СМИ зарубежных стран. Трудно было познакомиться и с отечественным аналитическим и художественным наследием дореволюционного периода. Информационно-художественная и культурная продукция, создаваемая за рубежом, доходила до советской аудитории лишь после тщательной цензуры. Особенно непримирима была советская пропаганда по отношению к зарубежной массовой культуре, к информации о качестве и уровне жизни граждан развитых стран, к современным формам общественной информации и искусства.

Вместе с  тем в советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой  деятельности, которые характерны для  индустриального общества, правда, не на рыночной, а на государственно-плановой основе. Наряду с платным потреблением услуг в СССР существовало «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Финансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов и материальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание (лечение, питание в больницах, обслуживание населения в поликлиниках и др.), образование, потребление бесплатных услуг культурных учреждений и др. В городах в большинстве случаев для граждан оставалось бесплатным предоставление жилья. Наконец, существовало льготное потребление — потребление, частично оплачиваемое населением.

К 1960-1970-м годам  благодаря социалистической модели жизнедеятельности создались предпосылки  для формирования в стране среднеобеспеченных слоев. Их нельзя назвать средним  классом, какой был в развитых странах Запада. Социальная структура советского общества заметно отличалась от структуры западноевропейского общества (хотя бы тем, что у нас не было богатых и сверхбогатых слоев). Среднеобеспеченные слои можно было сблизить со средним классом лишь по некоторым, хотя и важным, признакам, прежде всего таким, как повышение жизненного уровня и выравнивание стандарта потребления.

В 1970-х годах XX в. статистические данные свидетельствовали  о повышении уровня жизни больших  групп советского населения. Происходило  более равномерное, нежели в 1950-1960-х годах, распределение важнейших материальных благ: заработной платы, доходов из других источников, обеспеченности жильем, а также множеством потребительских услуг, включая культурно-досуговые (образование, повышение профессиональной квалификации, доступ к массовой информации, к рекреационным, спортивно-оздоровительным развлекательным и туристским услугам).

В стране действовала  достаточно эффективная для своего времени система общего образования  и медицинского обслуживания. Для  слабо защищенных слоев, а также для жителей отдаленных территорий и сельских уголков страны существовала система социального обеспечения, был доступен средний объем рекреационных услуг, информационных ресурсов и культурно-художественных ценностей (отвечавших средним мировым нормам культурного и оздоровительного развития).

На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная  инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже дело обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.

У разных групп  населения, представителей этнических и региональных сообществ существовали общие признаки образа жизни: оптимальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности. Членам среднестатистической семьи был доступен ряд жизненно важных культурных благ: обучение детей (от школы до вуза), медицинское обслуживание, организованный отдых (в том числе туристический, санаторный), освоение культурных ценностей. Семья имела двух- или трехкомнатную квартиру со стандартным набором мебели и электробытовых приборов. Советский период примечателен тем, что была достигнута, по-видимому, наиболее возможная в условиях полного государственного регулирования потребительская, образовательная, информационно-культурная общность граждан страны.

Вместе с  тем жизненный стандарт и качество обслуживания широких слоев советского общества в повседневной практике и  на отдыхе едва ли можно считать  удовлетворительным: услуги не отличались разнообразием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к снижению. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и развлекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания. В 1980-е годы в стране ощущалась нарастающая общественная потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизуальных форм досуга, многих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных и компьютерных игр, ночных клубов, баров и т.п.

Из-за сложившейся  в СССР информационной и художественной обстановки государственная политика тотального идеологического контроля стала заложницей приближающейся информационной революции. В условиях дефицита сведений о мировой практике в области быта, досуга, оздоровления советским людям, особенно молодежи, казалось, что именно за рубежом достигнут высокий уровень жизни и отдыха для всего населения и что в этих областях в развитых странах не существует никаких проблем. Конечно, это было не так, но в 1970-1980-е годы советской пропаганде уже перестали верить.

Широкий доступ людей к отечественным и зарубежным материалам СМИ во время перестройки  окончательно обесценил идеологию  советского марксизма. Все это свидетельствовало, что к середине 1 980-х годов в стране назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего в сфере экономики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.[18] 

 

2.2 Основные  художественные особенности современных  фестивалей и их влияние на  туристско-экскурсионный потенциал  региона

Рассмотрим  типологию и основные художественные особенности современных музыкальных и театральных фестивалей и их влияние на туристско-экскурсионный потенциал региона.

Существуют  музыкальные фестивали монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому  жанру, эпохе или стилистическому  направлению), исполнительского искусства и др.

Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, в капиталистических странах  — также фирмами и частными лицами.

Музыкальные фестивали  проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.

Наиболее крупные  фестивали способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Вместе с тем ряд музыкальных фестивалей в развитых Европейских странах остаётся недоступным для широких кругов вследствие высоких цен на билеты и носит элитарный характер; некоторые фестивали проводятся с рекламными целями (для привлечения туристов). Наиболее известные музыкальные фестивали — Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), Глайндборнский и Эдинбургский музыкальные фестивали (Великобритания), «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия), «Берлинские фестивальные дни» (ГДР), Датский королевский музыкальный фестиваль, «Флорентийский музыкальный май», «Фестиваль двух миров» (Италия), Нидерландский музыкальный фестиваль, «Варшавская осень» (Польша), Фестиваль им. Дж. Энеску (Румыния), «Неделя Сибелиуса» (Финляндия), Безансонский фестиваль (Франция), «Пражская весна», «Братиславские музыкальные празднества» (Чехословакия), «Международная фестивальная неделя» (Швейцария), «Дубровницкие летние игры», «Охридское лето» (Югославия). В 60 — начале 70-х гг. стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150.

В СССР первые музыкальные  фестивали устраивались в 30-х гг. в Ленинграде. Большое распространение  музыкальные фестивали получили с конца 50-х гг. В 1957 были организованы фестивали советской музыки Латвии, Литвы и Эстонии, «Закавказская весна». С 1962 проводится первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки в г. Горьком, с 1964 — М. ф. «Московские звёзды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде.

Фестивали различных  видов искусств обладают большим  социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить  выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам. Среди множества  фестивалей, пожалуй, самыми распространёнными на сегодняшний день являются музыкальные. Ресурсы этих культурных событий выгодно отличаются от ресурсов, имеющихся в условиях стационарной деятельности учреждений культуры.

Планируя проведение музыкального фестиваля, уделяют особое внимание маркетингу этого культурного «продукта», оценить фестиваль с коммерческой точки зрения и ответить на традиционные для коммерческих мероприятий вопросы:

Какова потенциальная  аудитория фестиваля?

Сколько предполагается посетителей на предстоящих мероприятиях?

Как спланировать рекламную кампанию?

Довольно часто  такие вопросы ставят организаторов  музыкальных фестивалей в тупик. Между тем, туристические фирмы  используют происходящие события для  привлечения туристов и зарабатывают на этом деньги. Даже если устроители музыкального фестиваля не предполагают получить большой прибыли, маркетинг все равно необходим, поскольку предполагает формирование особой аудитории для этого события.

Туристический бизнес лежит в сфере оказания услуг. Услугами является предоставление новых впечатлений, эмоций, знаний, наслаждений, ощущений. Посещая новые места, путешественник хочет включиться в реальность другого народа, его мировоззрение, почувствовать необычность чужой культуры, познакомиться с местными традициями, оказаться в необычной обстановке, туристические услуги не являются материальными, их невозможно увидеть или оценить в момент покупки. Эту особенность нужно понимать и учитывать для усиления привлекательности туристических предложений.

Услугами музыкальных фестивалей является предоставление музыкальных впечатлений. Привлекательность фестивалей для музыкальных «гурманов» состоит в том, что можно послушать много любимой музыки в одном месте. Кроме того, на музыкальных фестивалях царит особая атмосфера одухотворенности и возвышенности, есть возможность пообщаться с единомышленниками и участниками фестиваля, сравнить разные исполнения, туристический продукт в этом случае будет представлять собой своего рода «путевку» на музыкальный фестиваль с посещением всех его мероприятий, а оргкомитет фестиваля выступает в роли тур-оператора, создающего тур-продукт и продающего этот продукт посредническим туристическим фирмам. (Здесь нет призыва организаторов фестивалей переквалифицироваться в тур-операторов, но лишь указывается на коммерческие возможности фестивалей, которые можно извлекать, к примеру, через партнерство с туристическими фирмами). Заветная цель устроителей музыкальных фестивалей — чтобы их мероприятия посетило как можно больше зрителей, и чтобы среди этих зрителей были иностранцы. Но практически никто в России сегодня не делает шагов к реализации этой цели, то есть не позиционирует музыкальные фестивали на международном туристическом рынке, который является основным поставщиком зрителей.

Работая в направлении  туризма, организаторы фестивалей сразу обеспечивают себе несколько дополнительных возможностей:

расширение  потенциальной аудитории фестиваля  за счет привлечения зрителей из других регионов и иностранных туристов;

получение дополнительной прибыли за счет групповых продаж;

рекламирование  фестиваля через туристические  фирмы;

дополнительная  продажа сувениров, рассчитанных на туристов;

усиление привлекательности  фестиваля для спонсоров.

Кроме того, заблаговременная продажа билетов на мероприятия  фестиваля дает возможность снизить коммерческие риски.

Расширить потенциальную  аудиторию фестиваля можно за счет продажи билетов на предстоящие  события как дополнительной услуги к уже сформированным туристическим  маршрутам, увеличивая тем самым  привлекательность туристического маршрута. Получив у туристических фирм информацию о приезжающих туристах, можно предложить им посетить мероприятия фестиваля.

Если посещение  мероприятий фестиваля является основной услугой туристической  путевки, такая путевка может  включать в себя следующее:

билеты от места  проживания туриста до места проведения фестиваля,

билеты, абонемент  или другая форма допуска на мероприятия фестиваля (такой формой может быть сама туристическая путевка),

расселение  туриста в гостинице, расположенной  поблизости с местами проведения фестиваля, или транспортные услуги по доставке туда туриста,

предоставление  информационной, печатной продукции  о мероприятиях фестиваля,

предоставление  услуг гида, переводчика, сопровождающего (ими могут быть волонтеры фестиваля),

в путевку также  могут быть включены встречи с  участниками фестиваля, банкеты, участие

в различных  мероприятиях, посещение местных  достопримечательностей и т.п.

Некоторые музыкальные  фестивали проходят прямо на улице. Посещение таких фестивалей бесплатное, и перед организаторами стоят  другие цели в плане привлечения  финансовых средств. Статистика показывает, что такие фестивали пользуются у туристов большой популярностью. Соответственно, туристические фирмы зарабатывают больше в дни их проведения. Оргкомитету фестиваля необходимо иметь подробную статистику приезда туристов в обычные дни и в дни проведения фестиваля. Эти цифры будут главным козырем при переговорах с туристическими фирмами о сотрудничестве или спонсорстве. Важно, чтобы руководители туристических фирм, ознакомившись с приведенными данными, четко представляли: не будет фестиваля — не будет дополнительной прибыли. Проведение фестиваля выгодно для коммерческих туристических фирм, поэтому организаторам следует обсудить возможные способы сотрудничества.

Информация о работе Управление организацией культурно-массовых мероприятий