Управление организацией культурно-массовых мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей организационно-методического обеспечения организации и проведения культурно массовых мероприятий в г. Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации
1.1 Понятие праздника и его основные виды
1.2 Особенности организации региональных фестивалей
Глава 2. Современные тенденции развития праздничной культуры России
2.1 Историография и практика организации региональных праздников в России
2.2 Основные художественные особенности современных фестивалей и их влияние на туристско-экскурсионный потенциал региона
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Именно благодаря  религиозному мировоззрению в обществе закреплялось отношение к труду  не как к источнику богатства, а как к душеспасительному  занятию. Церковь формировала подозрительное отношение не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. От верующих и особенно от клира требовалось не увлекаться внешним, а сосредоточиваться на совершенствовании внутреннего мира. Так же как в средневековом западно-европейском обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на церковных службах, соблюдать обряд. В свободное время рекомендовались душеспасительные занятия - освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышления, молитвы. Весьма почитались те, кто предпринимал многодневные паломничества в отечественные монастыри, пустыни, а также на Святую землю. Поэтому общественные формы досуга долгий период развивались на церковно-религиозной основе.

Но в народной культуре продолжали воспроизводиться фольклорные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время буден и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на открытом воздухе, а также борьбу, кулачные бои, которые в городах проходили на улице, в деревнях — на открытом воздухе. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» — травлю медведей и волков собаками. Для царя устраивали медвежью «потеху» в Кремле или в его подмосковных усадьбах. Представители всех сословий любили соколиную охоту, охоту с борзыми, хотя и та и другая были доступны далеко не всем. Позже охота с кречетами и борзыми превратилась в забаву господствующих слоев.

По улицам городов  и деревенских поселений, по ярмаркам ходили группы скоморохов, которые  были одновременно актерами, музыкантами, циркачами, танцорами. В конце XVII в. протест церкви против скоморошества  прерывает эту традицию развлечения. Хотя в измененных формах остатки скоморошества еще долго продолжали существовать в русской провинции.

Во времена  скоморохов на городских улицах, в  отдаленных селах, а также во многих семьях можно было встретить сказителя, гусельника, которые были хранителями  народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались Игрой в зернь (фишки, покрашенные в белый и черный цвета), шашки. Карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы. Деревенские девушки и женщины водили хороводы, собирались зимними вечерами в одном из домов, занимаясь рукоделием, беседои. Девушки нередко провозили такие посиделки совместно с парнями. Для женщин из простых семей во дворах устраивались качели.

Все эти особенности  свободного времяпрепровождения жителей  села и горожан в XVI-XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходили за рамки  собственной культуры и развивались  на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специально оборудованных общественных помещениях; не было также организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан. И только в XVIII-XIX вв. в городах страны предприимчивые люди начинают организовывать развлечения простых людей.

В селах же и  провинции вплоть до XX в. эту роль во многом выполняли торговые агенты-одиночки или представители торгово-ремесленных  артелей — офени, коробейники. Они  несли в глубинку не только городские  товары повседневного спроса (мелкие предметы для домашнего хозяйства, дешевые женские украшения и др.), но и книги, способные привлечь внимание крестьян и их детей, а также «образы на листах», т.е. лубки, гравюры, народные картинки с краткими и выразительными стихам и пояснениями, выражающими суть изображенного сюжета нередко поучительного характера.

В послерсформенное время, когда из русской деревни  молодежь стала уходить в город, традиционные формы деревенского досуга переживали кризис, хотя и смягченный деятельностью офеней с их культурным товаром. Офени доносили до жителей глубинки влияние фабричной, «трактирной культуры» с ее новшествами и уродствами, с ее грамотностью и тягой к развлечению, юмору.[15]

Досуг представителей дворянского сословия. В Киевской и Московской Руси досуг аристократии и состоятельных городских слоев  мало чем отличался от проведения свободного времени простым народом. Но социальные различия все же были, постепенно углубляясь и умножаясь. Их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, который вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду. Досуг дворянского сословия послепетровского времени повлиял на развитие всей отечественной культурно-досуговой деятельности. Новоевропейская ментальность, формы активности и бытовые нормы дворянства, с одной стороны, безусловно, расширяли и обогащали горизонты отечественной культуры, задавая эффективные образцы социального поведения и отдыха. Но, с другой стороны, дворяне во многом игнорировали отечественные традиции (например, откачавались от русской речи в своей среде): между народом и высшими слоями постепенно углублялись культурные различия, что привело к XX в. к вырождению дворянства, к снижению его роли в культурном развитии страны.

Дворянская  среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться  каменные особняки и сельские усадьбы. Комнаты состоятельных людей  «наряжались» по-европейски: вместо лавок — стулья и кресла, на стенах большие зеркала и портреты владельцев. Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора с университетским образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и т.п. Самые дорогие образцы одежды, обуви, парфюмерии выписывали из-за границы. Семейный досуг проводили лишь в узкосословном кругу. Вместе с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские творческие занятия (живописью, организацией театра, исполнением светской музыки и др.), коллекционирование, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получают возможность проводить немало времени в заграничных путешествиях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получения образования в университетах Западной Европы.

Свободное время  и досуг у среднеобеспеченных и бедных слоев населения. Широкие  слои населения Российской империи  свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на отдых, а  на воспроизводство быта, поддержание  здоровья и гигиены, на воспитание детей.

Жизненные потребности  русских крестьян, городского мещанства  со средним и низким достатком, бедных ремесленников и торговцев удовлетворялись  во многом самообслуживанием на основе традиций и народных занятий. Если человеку нездоровилось, он обращался к знахарю. Гигиена поддерживалась систематическим посещением бани, личной или общественной. Однако общественная баня в нашем обществе не стала местом социального общения, как, например, в Древнем Риме или на Ближнем Востоке. Посещение бани рассматривалось как гигиеническая и оздоровительная мера.

Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали  к услугам знакомых швей. Самостоятельно строили жилье, изготовляли хозяйственный  инвентарь, делали нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.

Под народными  промыслами понимаются те направления  хозяйственно-вспомогательной деятельности пародов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым самообслуживанием крестьян жителей разных национальных территорий, крупных, малых и средних городов. Для беднейших слоев промыслы стали делом, к которому обращались в свободное от основного занятия и которое рассматривалось в качестве источника дополнительного заработка. Известны разные формы и обозначения народных промыслов — крестьянские, отхожие, кустарные, художественные.

Наиболее распространенными  видами русских народных промыслов  стали плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивки, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек. Отдельные промысловые занятия (ремесленного или рукодельного характера) впоследствии выполнялись представителями других социально-профессиональных групп, которые делали их основным источником существования, развивали, ориентируясь на удовлетворение высокого вкуса знатоков и ценителей. В городах развивались виды промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение серебра и др. В помещичьих мастерских создавались особо изысканные виды вышивки (белая гладь, нижегородские гипюры). В мужских монастырях традиционно культивировались ремесла: кузнечное дело, столярное, плотницкое; иконопись и ювелирное дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетеньем или вязаньем кружева, шитьем.

На основе народных промыслов и ремесел нередко  создавались произведения искусства, которые высоко ценились знатоками. Уже в XX в. народные ремесла и промыслы стали развиваться с учетом рыночного спроса. Их товарная продукция в конце концов превратилась в важный компонент досуговой деятельности разных групп населения. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей, как украшение в частных домах, в личных коллекциях и музейных фондах. В советский период многие промысловые занятия становятся неотъемлемой частью сувенирной промышленности, изделия которой востребованы на внутреннем и зарубежном рынках.[16]

Развивающие досуговые  формы в России в XIX-XX вв. В развивающих  формах досуга, прежде всего, следует  учитывать уровень грамотности  населения. Распространение грамотности  в нашем обществе в разные периоды было неодинаковым. В XIV в. многие горожане были грамотны, о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. Затем в течение долгого периода уровень грамотности снижался, особенно среди крестьян, городской бедноты. Жители национальных окраин также чаще всего были неграмотными.

Развивающие досуговые  формы формировались преимущественно  в процессе досуга представителей российской интеллигенции, которая в первой трети XIX — начале XX в. динамизировала интеллектуальный и художественный потенциал всего российского общества. Запросы демократических, культурно развитых кругов русского общества порождали новые формы общественных занятий и предпринимательских начинаний. Только в России получили распространение, например, такие издания, как «Литературная газета» (основана А. С. Пушкиным), а также множество общественно-художественных («толстых») журналов, помещающих на своих страницах литературно-поэтические произведения, критические статьи и публицистику.

Посещение общественных музеев, библиотек, театров, чтение художественной литературы — наиболее распространенные виды досуговых занятий, представителей интеллигенции и членов их семей. На рубеже XIX и XX вв. представители высокооплачиваемой части интеллигенции стали выезжать в западноевропейские страны на отдых или для посещения музеев.

Постепенно  ситуация менялась и в других слоях. Поскольку общество становилось  на путь индустриального развития, то требовалось увеличение грамотных  работников. Начиная с середины XIX в. в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались частные, корпоративные, земские и муниципальные. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований стимулировала начальную и среднепрофессиональную подготовку детей и юношей низших сословий, обучение немассовым профессиям, образование девочек. Важную роль в организации частного и общественного образования играли местные круги профессионалов, заинтересованные многодетные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль организаторов и попечителей. В крупных городах появились учебные центры и высшие учебные заведения, которые на определенных условиях (сравнительно доступная плата, благотворительные стипендии и др.) принимали всех желающих получить образование. Таким был Институт Шанявского в Санкт-Петербурге.

Массовые праздничные гулянья, ярмарки и рождение современных массово-демократических форм проведения досуга. Развитие общественного досуга, связанного с массовыми праздничными гуляньями и ярмарками, берет начало в далеком прошлом. Но на рубеже XIX—XX вв. массовые формы досуга интегрируют в себе много новых форм. В это время общенародные гулянья, ярмарки, праздники, которых в иное время насчитывалось более 30 в год, приобретали в России красочный, живой характер, сохраняя связь с народными зрелищами и развлечениями. Обычными видами развлечений для широких слоев населения были карусели, зверинцы, балаганы, цирки, народный театр. Публика смотрела выступления артистов в небольших помещениях временного типа. Уже на улице всех желающих приглашали посетить представление специальные мастера устной рекламы - зазывалы, речь которых была насыщена фольклорными образами и оценками. Зимой организовывались катания с ледяных гор. Во время гуляний или ярмарок жители лакомились сладостями, покупали лубочные картинки, дешевую художественную литературу, а также игрушки, свистульки. Картина Б. Кустодиева «Масленица» ярко передает колорит таких гуляний и ярмарок. В XIX в. в крупных городах появляется немало организаторов массового досуга, которые пытаются вести дело так, чтобы привлечь как можно больше публики.

Накануне революции 1917 г. массовые развлечения в городах  России носили во многом уже современный  характер, как по содержанию, так  и формам организации. Ряд особенностей художественно-эстетических процессов  и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры.

В этот период широкая  публика в столичных городах  России с удовольствием ходила в  театры, но массовая аудитория серьезным  пьесам предпочитала оперетту. На эстраде  царил романс — классический, цыганский, городской. За откидное место на концерте певицы Анастасии Вяльцевой платили по 25 рублей (в то время это были немалые деньги). Начинал входить в моду кинематограф. В 1914-1916 гг. популярны были киноактеры Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич.

Накануне войны 1914 г. вошли в моду спортсмены (особенно цирковые борцы — Поддубный, Заикин, Крылов), а также автогонщики и  авиаторы. В апреле 1912 г., чтобы посмотреть на «мертвую петлю» в исполнении А. Габера-Волынского, на московском аэродроме собралось около 200 тыс. зрителей.

Эти виды досуговой  деятельности с современными элементами организации развивались в дореволюционной  России в столицах и крупных городах  — административных или культурных центрах. Русская провинция, тем более национальные окраины {кроме городских центров Польши, отчасти Северного Кавказа), оставались во власти традиционных культур народов России.[17]

Информация о работе Управление организацией культурно-массовых мероприятий