Управление организацией культурно-массовых мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей организационно-методического обеспечения организации и проведения культурно массовых мероприятий в г. Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации
1.1 Понятие праздника и его основные виды
1.2 Особенности организации региональных фестивалей
Глава 2. Современные тенденции развития праздничной культуры России
2.1 Историография и практика организации региональных праздников в России
2.2 Основные художественные особенности современных фестивалей и их влияние на туристско-экскурсионный потенциал региона
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа: Управление организацией культурно  массовых мероприятий (музыкальных  и театральных фестивалей) в г. Санкт-Петербурге

Дипломная работа: Управление организацией культурно массовых мероприятий (музыкальных и театральных фестивалей) в г. Санкт-Петербурге

Дипломная работа

Тема: «Управление организацией культурно массовых мероприятий (музыкальных  и театральных фестивалей) в г. Санкт-Петербурге»

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  организации современных массовых праздников и технология их организации

1.1 Понятие праздника и  его основные виды

1.2 Особенности организации  региональных фестивалей

Глава 2. Современные тенденции  развития праздничной культуры России

2.1 Историография и практика  организации региональных праздников  в России

2.2 Основные художественные  особенности современных фестивалей  и их влияние на туристско-экскурсионный  потенциал региона

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Актуальность темы очевидна – развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно изменяется. Направления развития или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.

Эта проблема особенно значима  для Санкт-Петербурга как культурной столицы России. Именно здесь актуализируются социокультурные проблемы, которые существуют во всех регионах страны.[1]

Оценивая те процессы в  социально-культурной деятельности, которые, несомненно, связаны с перестройкой и сами способствуют перестройке  духовной сферы общества, нельзя не отметить и такого явления как  повышение за последние годы интереса общества к массовым праздникам, фестивалям, театральным постановкам, ландшафтным спектаклям, разным формам зрелищного искусства. Зрелища дают возможность наиболее доступному познанию, отвечающему потребностям, стилю жизни современного человека.

В настоящее время организация региональных массовых праздников в России претерпевает кризис. Ведь они не приносят большого дохода, а наоборот требуют весьма существенных затрат. Организация данных мероприятий, особенно в региональном масштабе, невозможна без помощи правительства. Российский кризис праздничности наиболее явно представляет те проблемы, которые в развитых постиндустриальных странах смягчены целым рядом сравнительно благоприятных условий общественного развития. С этой точки зрения российская современность в измерении праздничности может послужить в качестве образца для изучения других развитых стран постиндустриального общества.

Кризис в организации  российских праздников в регионах оказывает  влияние и на общество в целом. Массовые мероприятия также могут  стать способом привлечения туристов в регион. Поэтому столь важно в наше время знать и грамотно применять технологии организации массовых региональных праздников.

Современные культурно-массовые мероприятия оперируют такими режиссерскими  выразительными средствами, как очень укрупненная массовая сцена, где занято очень много участников, пиротехника, голосовая и музыкальная фонограммы. Пример такого мероприятия - ежегодный праздник «Алые паруса» в Петербурге на Неве, спектакль «Нос» - на ступенях манежа, пушкинская «Русалка» на берегах реки Оредеж, торжества в честь великого князя Александра Невского в городе Старая Ладога – внутри Староладожской крепости и другие. Также отметим множество новых форм проведения массовых мероприятий: различные фестивали, карнавалы, и т.д.

Фестиваль –  это массовое празднество, показ  и смотр лучших достижений искусства: музыкального, театрального, кино и  т.п. Поэтому, для того, что бы знать, как организовывать и проводить  праздничные мероприятия, к которым, несомненно, относятся и фестивали, на высоком профессиональном уровне, каковы современные тенденции развития праздничной культуры России в целом и Санкт-Петербурге в частности, необходимо знать историю массовых праздников.

Проблема исследования заключается в осознании существующего  противоречия между выявленными потребностями российских граждан, в частности молодежи, и организации фестивальной деятельности в регионах, с одной стороны, и достаточно слабой насыщенности молодежными, праздничными программами культурно-досуговой сферы регионов, с другой стороны.

Цель исследования: выявление особенностей организационно-методического  обеспечения организации и проведения культурно массовых мероприятий  в г. Санкт-Петербурге.

Объект исследования: организация культурно массовых мероприятий в регионе как способ привлечения туристов и гостей города.

Предмет исследования: технология организации музыкальных  и театральных фестивалей в г. Санкт-Петербурге.

Гипотеза исследования: Внедрение в программу мероприятий  г. Санкт-Петербурга, цикла музыкальных  и театральных фестивалей будет способствовать:

Повышению общего культурного  уровня населения г. Санкт-Петербурга;

Увеличению туристических  потоков в г. Санкт-Петербург;

Улучшению инфраструктуры г. Санкт-Петербурга;

Задачи исследования:

Определить структуру  понятия культурно массового праздника;

Рассмотреть особенности  региональных музыкальных и театральных  фестивалей;

Проанализировать составные  части региональных праздников;

Рассмотреть технологию организации  региональных праздников на примере  г. Санкт-Петербурга;

Степень разработанности  темы: Понятие «фестиваль» встречается  в самых разных текстах, относящимся  к социальным и гуманитарным наукам. Уже у древних авторов могут  быть вычленены описания празднеств, как религиозных, так светских и  домашних, которые служат основанием для социально-гуманитарной реконструкции и рефлексии феномена праздника.

Понятие «фестиваль» подробно разработано как в зарубежной, так и в современной отечественной  этнографии, культурологии, социологии, обществознания и других социальных и гуманитарных науках. Проблемой культурно массового праздника, так или иначе, занимались Ауэрбах Э., Бодрияр Ж., Бродель Ф., Гидденс Э., Леви-Стросс К., Мосс М., Роуз Ф., Тэрнер В., Фромм Э., Фрэзер Дж. Д., Фуко М., Хейзинга Й., Хюбнер К., Элиаде М., и др. В отечественной литературе серьезному анализу подверг идею праздника М.М. Бахтин в своей работе о творчестве Рабле. Среди отечественных исследователей необходимо назвать таких авторов, как Аверинцев С.С., Белкин А.А., Гагин В.Н., Колесникова А. В., Котылев А. Ю., Левинсон А.Г., Лихачев Д.С., Мазаев А.И., Нестерук М.М., Пропп В.Я., Рубцова А.О., Соколов Э.В., Созина Е. К., Стратанович Г.Г., Топоров В. Н., Фрейденберг О.М., Эпштейн М.Н., и др.

Однако при всем многообразии изучения праздника в литературе, технологии организации региональных праздников, фестивалей остаются не освященными. В настоящее время в сети Интернет появилось много сайтов, посвященных организации праздников. Однако здесь, прежде всего, рассматриваются праздники в масштабах какого-либо учреждения (детский сад, школа, работа) Организация праздников в масштабах города, а тем более региона остается незатронутой.

Методика исследования включает в себя следующие этапы:

Аналитический: Изучить культурно-досуговые  интересы жителей г. Санкт-Петербурга, потенциальных посетителей музыкальных и театральных фестивалей.

Формирующий: Сформировать научно-обоснованную методику разработки и реализации праздничных мероприятий.

Проективный: Разработать  программу цикла мероприятий  в виде музыкальных и театральных  фестивалей в г. Санкт-Петербурге.

Практическая значимость исследования:

разработаны научно обоснованные рекомендации по подготовке и проведению региональных фестивалей, по организации  культурно-досуговой деятельности жителей г. Санкт-Петербурга;

разработана программа цикла мероприятий: музыкальных и театральных фестивалей, представлен бюджет, что позволит провести данные мероприятия в ближайшем будущем;

выводы и  рекомендации исследования могут быть применены в деятельности организаторов  региональных праздников;

теоретические и методологические подходы, предложенные в исследовании, выводы исследования могут быть использованы при разработке методических рекомендаций по организации  региональных праздников как объектов социальных коммуникаций;

обоснованные  автором выводы и положения могут найти применение в научных исследованиях проблем организации массовых праздников;

Научная новизна  исследования состоит в том, что  мы рассматриваем реформирование социально-культурной деятельности в регионе в связи  с изменением социально-культурных потребностей в обществе. Учитывая это, научная новизна данного исследования заключается в том, что тема достаточно слабо разработана, как в печатных изданиях, так и в сети Интернет.

В учебных пособиях, данная тема абсолютно не рассмотрена, имеются лишь упоминания о специфике региональных праздников, об отличии фестивалей от прочих форм проведения досуга. В публикациях специализированных журналов в большей степени внимание уделяется рассмотрению практических советов по проведению праздников под открытым небом, уличных ярмарок и выставок.

Ресурсы же Интернета  дают возможность ознакомиться с  конкретными примерами проведения подобных региональных праздников без  рассмотрения механизма подготовки к нему и особенностей проведения.

Таким образом, существующие на данный момент источники не дают комплексной картины по технологии проведения региональных праздников и их социокультурному значению.

Сложность в  разработке данной темы заключается  также и в том, что позитивный опыт в рассмотрении этой проблемы на российском рынке не накоплен в значительной мере и технологии проведения именно региональных фестивалей только начинают применяться в деятельности современной зрелищной индустрии.

Поставленные  в работе цели и задачи обуславливают  следующую структуру работы: дипломная работа содержит  

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  организации современных массовых праздников и технология их организации  

 

1.1 Понятие праздника  и его основные виды

Фестивали зародились достаточно давно. Фестиваль, по сути –  это праздник. Праздник – один из способов самовыражения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного карнавала или другого развлекательного мероприятия, мы почти не чувствуем вполне объяснимой физической усталости, а, напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, особую душевную наполненность. Причина такого состояния в том, что самовыражение человека в празднике – это, безусловно, отдача сил, но одновременно праздник наполняет его энергией для дальнейших свершений. Так работает механизм подлинного творчества.

Массовые праздники  всегда занимали видное место в системе  воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи  организатора массового праздника  с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое  восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник — понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово  «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная  черта праздника – это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим  образом: «Праздник соединяет людей  узами общности, порождает чувство  свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».[2]

Неотъемлемой  чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической  и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника  являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Информация о работе Управление организацией культурно-массовых мероприятий