«Натюрморт», холст, масло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
• желание создать станковую картину, используя выразительные средства масляной живописи;
• создать творческую работу, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения;
• показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике масляной живописи.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Характерные особенности искусства живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Виды и жанры живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….12
2. Натюрморт в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 19
2.1. История развития и становления натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..23
2.2. Анализ аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3. Оборудования и материалы живописи………………………………………...34
2.4. Технология и техника масляной живописи…………………………………...42
2.5. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масляной живописи…………………………………………………………………………...46
3. Характеристика работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.1. Идейно-смысловое содержание работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 49
3.2. Композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4. Ход работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
4.1. Описание последовательности работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ..52
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Список иллюстраций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 112.75 Кб (Скачать файл)

     Способ  действий: разбавление маслгных красок (краски в тубах как пигмент) полумасляным разбавителем в соотношении 1:1 или 1 : 2. Это позволяет прозрачно наносить краску очень тонким слоем и в очень небольших количествах! Добавление так называемой прозрачной пасты в масляную краску. Обращаются с ней так же, как с художественным маслом. В обоих случаях никогда не следует допускать, чтобы добавленная масса превышала количество собственно краски, иначе связывающая сила красочного слоя ослабеет. Прозрачные масляные краски наносят мягкой кистью из коровьего волоса, чтобы избежать грубых структур, как при технике живописи «алла прима», которые могут отвлекать от тонкой, многооттеночной, переливающейся красочной картины. Картину, которая полностью написана прозрачной краской, называют выполненной в технике лессировок.

     Лессировки, лессировочная техника  живописи

     Рабочий процесс лессировочной живописи скучен, он требует много времени и терпения, я бы сказал, даже медитативной самоотдачи художника. Прежде всего здесь необходимо яркое воображение и мысленное представление о будущем изображении. Картина строится монохромно, тон в тон, подмалевки решающим образом влияют на общий вид картины. Лессировочная живопись видна почти до «основания», до «дна», как в озере с прозрачной водой. После успешной живописной предварительной работы отдельные цветовые участки (это могут быть также общие плоскости картины) покрываются слоями лессировочных красок. Отдельные слои картины должны по меньшей мере наполовину высохнуть, прежде чем вы начнете покрывать их следующим слоем краски.

     Техника живописи сырым по сырому

     После некоторой тренировки и приобретения ремесленно-художественного опыта вам удастся также несколько видов красок перерабатывать сырым по сырому, то есть наносить их на еще не высохшие слои красок. Здесь тоже действует основное правило письма «жирным по тощему», то есть от слоя к слою применяют все более густые разбавители! Действие цветов лессировочной живописи зависит от преломления света и рефлексов, этого впечатления невозможно добиться кроющими красками. Здесь краски должны смешиваться в определенные цветовые тона на полотне. В качестве полотна для лессировочной живописи подходят мелкозернистые, плотно сплетенные холсты, а также гладкий живописный картон и дерево. Так называемые сиккативы (сушащие материалы) могут ускорить процесс высыхания и затвердения слоев краски; они по капле добавляются в разбавители. Обычные сиккативы содержат кроме прочего кобальт. Поэтому следует проследить, чтобы при их использовании в разбавитель не попадали дополнительные вещества, от которых он может потерять свою эластичность.

     Слишком много сиккатива в разбавителе приведет к образованию трещин. Во время высыхания картину следует защитить от попадания пыли. Для этого перед ней можно поставить на некотором расстоянии стекло.

     Многослойная  живопись

     Распространенным, исходящим из особенностей рабочего процесса способом письма является многослойная живопись. Обычно не так часто удается закончить картину в один сеанс. В начале работы над картиной многое похоже на эскиз и кажется незавершенным. Затем появляется желание переделать то одно, то другое, картину хочется переработать, перерисовать или вообще переписать заново. Таким образом возникают отдельные, различные этапы работы. Художник не заканчивает картину и оставляет ее «открытой». В многослойной живописи содержатся все описанные выше способы письма и их комбинации. Если быть более точным, то нельзя сказать, что начал картину, а потом ее (как единственную цель) закончил. Рабочий процесс в технике многослойной живописи обнаруживает так много, зачастую даже не предсказуемых новых открытий, что вскоре они становятся даже более важными, чем результат картины как таковой. Работа над картиной должна таким образом всегда оставаться «открытой» и не должна называться «незаконченной». С этой точки зрения предпочтение отдается критериям художественным, а не ремесленным. 

2.5 Методика работы  над выполнением  натюрморта в технике  масляной живописи.

     Прежде  чем, приступить к живописи натюрморта маслеными красками, необходимо познакомиться  с материалами работы, изучить  технологию живописи. Кроме того, необходимы практические умения и знания. Так, нужно знать, как делается подрамник, как составлять грунт, как грунтуется холст и картон. Необходимы и другие специальные знания, которые приобретаются  в процессе практической работы.

     К сожалению, не всегда отдается отчет  в том, на сколько важно работать на хорошем материале. Широко распространенным недостатком является небрежно отношение  к палитре и кистям.

     Работа  над живописью маслеными красками требует строгой методической последовательности. Структурную основу изображения  натюрморта маслом составляет рисунок, поэтому, после нахождения композиционного  решения группы предметов в предварительных  эскизах и исполнения этюда с  натуры, следует сделать грамотный  рисунок на холсте.

     Рисунок под живопись маслом может быть выполнен разными материалами: углем, мягким графитом, кистью и разбавленной масленой краской. Окончательный рисунок  можно обвести тушью. При достаточно уверенном владении рисунком можно  рекомендовать делать его кистью, выбрав для этого прозрачную краску, а жидкой и цветной краской  могут быть прописаны теневые  части натюрморта, падающие тени, а  также намеченные основные отношения  между предметами, т.е. делается подмалевок.

     Подмалевок  делают обязательно с теневых  и темных мест жидкой краской, это  придает все работе энергичный насыщенный цвет, позволяющий также энергично  и цветно писать полутон и освещенные части. На стадии подмалевка следует  раскрыть основные цветовые отношения. Письмо должно быть свободным, энергичным с использованием широких кистей.

     Построение  живописного изображения может  осуществляться различными техническими приемами. Старые мастера предпочитали пользоваться прописями. После жидкого  подмалевка производилась энергичная, с использованием белил, пропись  световых частей и полутона. Часто  применялся тонированный грунт. Света  писались корпусными маслами, четко  строящими форму. Далее краски должны просохнуть. Затем работу завершали  лессировками. В учебных условиях этот прием недостаточно удобен. Иногда рекомендуют пользоваться подчистками, т.е. перед сеансом соскабливать непросохшую краску мастихином.

     Исполняя  натюрморт, необходимо очень внимательно  следить за поверхностью тоновых  различий между отдельными частями: фоном, предметами, за изменением цвета  по форме.

     Метод сравнения является основой для  поиска цветовых отношений. Писать надо раздельными мазками так, чтобы  каждый мазок составлял гармоничный  переход, соответствующих изгибу формы  и освещению, должен быть крупным  или мелким, пастозными или лессировочным.

     Работа  должна вестись во всех частях этюда  равномерно, прокладывая свет в одном  месте надо сразу же проложить  свет в другом участке, сравнить их между собой. Чтобы добиться верного  тона, следует изменить или более  верно написать окружение. Выделение  светлого пятна требует темного  окружения. Проработка деталей - наиболее ответственный этап работы с натурой.

     Задачей учебной живописи является развитие способности видеть натуру во всем ее многообразии и богатстве форм и красок. Надо учиться умению передавать это многообразие, создавать конкретный образ, обогащенный характерными деталями. Вместе с развитием зрительных восприятий необходимо овладевать методикой выполнения живописного произведения, соблюдать  последовательность, что обеспечит  профессиональный порядок освоения техники живописи, создаст условия  для успешного завершения работы.

     На  завершающей стадии изображение  приводится к целостному виду. Здесь  уместны и лессировки, и пастозный  мазок. В завершающей стадии необходимо сосредоточиваться на изображении, натура теперь нужна как справка, по которой проверяют верность цветового  решения.

     Поэтапный процесс написания  натюрморта маслом

     Очень часто используемый метод написания  натюрмортов маслом - метод работы по сухому.

     Живопись  по сухому означает работу масляными  красками по сухой красочной поверхности  – будь то фон или наложение  ранее красочного слоя.

     Нанеся  слой краски, необходимо дождаться  пока она высохнет. Кроме того даже с помощью сиккативов почти невозможно закончить работу в один сеанс.

     Главное достоинство живописи по сухому в  том, что краски никогда не загрязнят  друг друга и не дадут при смешении нежелательных эффектов: высохший нижний слой не впитывает свежую краску верхнего. Более того, полутона можно создать  на палитре, а не на холсте. В отличие  от живописи по сырому, живопись по сухому сильно усложняет работу живописца, добавляя проработку деталей, и нанесение тончайших красочных слоев.

     Бывает, что из-за спешки пользуются сиккативами. Но лучше не злоупотреблять ими, потому что поверхность может растрескаться, блеск красок уменьшиться, колорит  станет тусклым, мрачным.

     Живопись  по сухому означает, что работа протекает  в несколько сеансов. Если дать масляной краске высохнуть, художник может писать не загрязняя красок.

     Работая по сухому, можно тратить на картину  ровно столько времени, сколько  потребуется, тщательно обдумывать сюжет и определить лучший путь конструирования  композиции. Можно ввести более сложные  цвета, добавить детали или завершить  работу пастозными мазками – словом, все, что вам захочется.

     Поэтапная живопись дает художнику спокойствие  и подталкивает его обращать внимание на детали.

     На  этом рисунке углем обозначены форма  и положение каждого компонента (рис.7).

     На  этом рисунке (рис.8) больше деталей, и общая структура натюрморта видна лучше. Местами проработан объем и продуман общий баланс света и тени. После окончания рисунок был зафиксирован аэрозолем.

     На  данном рисунке (рис.9) показано, какой вид имеет натюрморт по окончании первого этапа работы, когда все компоненты обозначены цветом. Действия продолжаются в соответствии с первоначальным замыслом, без персика на заднем плане и с другим яблоком на переднем. Так как не преследуется цель точно изображать формы, можно вносить изменения. Например, роза сначала была бутоном, а в конце концов стала заменена распустившимся цветком. Также изменена форма листьев, положение гроздей винограда и фруктов на блюде. Форма фруктов будет изменена позже. Это не означает, что все, что сделано, — временно. Многие детали уже готовы, например, фон, стул, картина за ним и, в основном, скатерть.

     Достижение  окончательного варианта: смена яблока на переднем плане, добавление персика  на заднем и замена двух персиков на блюде двумя яблоками. Цель состояла в том, чтобы разнообразить форму  и особенно цвет. Некоторые детали картины уже закончены, например, персик на заднем плане, два яблока на блюде и до некоторой степени  фрукты на переднем плане. Но гроздь винограда  будет переписана, как изображено на (рис.10). Главное, что нужно посоветовать на этой стадии, — это двигаться вперед, не задерживаясь на отдельных деталях или цветовых пятнах; лучше быстро попробовать, а потом вернуться снова, заостряя тем временем свое творческое восприятие, интерпретацию и обобщенный взгляд.

     Картина в основном закончена, но надо еще  проверить и улучшить несколько  мелких деталей: блики на винограде  и других фруктах, цвет деревянного  стола, несколько линий и рефлексов  на скатерти. Окончательно картина  принимает вид, показанный на (рис 11).  

Глава3. Характеристика работы

       Курсовой  проект представляет собой станковую  живописную композицию (холст, масло) форматом 60*80 см., которая выполнена в единой стилистике, а также гармонична по своему цветовому решению.

     Композиция  работы строго выдержана и имеет классическую структура треугольника, с вершиной - композиционным центром, выполнена по планам. Работа создавалась сообразно целям и задачам курсового проекта в целом, поставленными в начале. Я считаю, что выполненная композиция доступно и полно доносит до зрителя идею и замысел. Композиция представляет собой главным образом натюрморт в стиле «завтраков», и стилистически и композиционно и в цветовом решении. Общая задумка я полагаю, удалась.

3.1 Идейно-смысловое  содержание

     Идея  композиции была в том, что бы по-новому творчески взглянуть на подачу современного натюрморта, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения, показать красоту окружающего мира и предметов. Главный замысел работы создать нестандартный по композиции натюрморт – вид сверху, в стиле «завтраков». Я хотела передать настроение и мимолетность момента в длительной работе, но через призму этюда, чистого, простого, понятного. Я считаю, что смысл работы идею лета открытого пространства, воздуха, природы главным образом передается через колористическое решение, открытое по цвету, воздушное, понятное теплое.

     Приятный  и понятный каждому сюжет с  цветами, сдобой, теплым пледом, неоднократно встречается в классических композициях мастеров разных народов и мастеров, сюжет не нов, но подачу я постаралась сделать непохожей на заранее скомпонованную и перегруженную предметами аудиторную постановку. Идея простоты и понятности красной нитью проходит через каждый этап работы и аспект создания композиции.

Информация о работе «Натюрморт», холст, масло