«Натюрморт», холст, масло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
• желание создать станковую картину, используя выразительные средства масляной живописи;
• создать творческую работу, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения;
• показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике масляной живописи.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Характерные особенности искусства живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Виды и жанры живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….12
2. Натюрморт в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 19
2.1. История развития и становления натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..23
2.2. Анализ аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3. Оборудования и материалы живописи………………………………………...34
2.4. Технология и техника масляной живописи…………………………………...42
2.5. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масляной живописи…………………………………………………………………………...46
3. Характеристика работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.1. Идейно-смысловое содержание работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 49
3.2. Композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4. Ход работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
4.1. Описание последовательности работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ..52
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Список иллюстраций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 112.75 Кб (Скачать файл)

     Создавая  художественные образы, живопись использует цвет  и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной другим видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Сами произведения живописи неизменяемы, создаваемые картины зрительно одномоментны. Однако живопись может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.). В живописи возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. Всё это позволяет живописи не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей.

     Как и любой вид изобразительного искусства, живопись выполняет сразу  несколько функций:

     Познавательная  функция живописи заключается в  том, что она дает человеку возможность  познания и освоения окружающего  мира, приобретения определенного опыта  и знаний.

     Эстетическая  функция живописи позволяет человеку удовлетворить стремление к прекрасному, причем это относится и к художнику, и к зрителю.

     Социально-воспитательная функция живописи состоит в том, что она позволяет раскрыть индивидуальность человека, обеспечивает эмоциональное, нравственное и культурологическое развитие.

     Религиозная функция выполняется в том  случае, если данное произведение написано по мотивам определенных религиозных  сюжетов. Силой воздействия красок художник стремится передать тот или иной постулат веры, раскрыть перед зрителем его суть.

     Идеологическая  функция схожа с религиозной, но религиозный сюжет замещается в живописи определенной общественной или политической идеей.

     Документальная  функция становится возможной благодаря  стремлению автора запечатлеть определенный момент, событие, имевшее место в  реальной жизни, для сохранения этой информации и донесения до других лиц.

     Основное  выразительное средство живописи, отличающее её от графики, — цвет. Цвет своей  экспрессией, способностью вызывать различные  чувственные ассоциации усиливает  эмоциональность изображения, обусловливает  широкие изобразительные и декоративные возможности. В произведениях живописи он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры.

     Другое  выразительное средство живописи —  рисунок (линия и светотень) —  ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия  отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой  живописной формы, позволяет обобщённо  или детально воспроизводить очертания  предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

     Произведение  живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищенного  с поверхности предохранительной  плёнкой лака. Изобразительные и  выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые  обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник,  от применяемых им растворителей. Гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта — на колорит. Иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели). Поверхность красочного слоя произведения живописи, т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками (наложением тонких полупрозрачных слоев краски). Рядом положенные мазки разных цветов могут на определенном расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя.

                    
                    
                    
      

     По  степени объемности различают два  типа живописного изображения: линейно-плоскостное  и объёмно-пространственное, но между  ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной  живописи характерны плоские пятна  локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии. В древней и отчасти в современной  живописи встречаются условные способы  пространственного построения и  воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю  определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти  не нарушают двухмерность живописной плоскости. Во многие эпохи эта живопись главным образом функционировала  в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архитектурным членениям: фрески, храмовые и дворцовые стенные  росписи. Плоскостный характер носили в определенные эпохи и миниатюры, иконы, а в конце 19—20 вв. — многие картины.

     Возникшее в античности стремление к правдоподобному  воспроизведению реального мира вызвало появление в живописи объёмно-пространственного изображения, с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой живописи, освобождение живописи от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций. В живописи такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться  полная иллюзия глубокого трёхмерного  пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью  тональных градаций, воздушной и  линейной перспективы,  путём распределения тёплых и холодных цветов. Объёмные формы моделируются цветом и светотенью.

                    
                    
                    
      

     Богаче  изобразительные возможности тональной  живописи, которая с помощью сложной  и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости  от освещения и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы). Общий тон объединяет предметы с  окружающей их свето-воздушной средой и пространством. При этом линия  нередко теряет свою формообразующую  роль, поглощаясь трепетной красочной  массой. В живописи Китая, Японии, Кореи  сложился особый тип пространственного  изображения, обусловленный своеобразным художественным мировосприятием дальневосточного живописца, который как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. В  подобного рода живописи возникает  ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль  и не сходящимися в глубине параллельными линиями, светотеневая лепка отсутствует, фигуры и предметы почти лишены объёма, их положение в пространстве показывается главным образом соотношением тонов.

 

     

     1.2 Виды и жанры  живописи

     Живопись  подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную  и станковую.

     Монументальная  живопись — это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

     Декоративная  живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

     Театрально-декорационная  живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

     Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

     Станковая живопись, выполняемая на станке — мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю — словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

     По  технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

     Масляная  живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

     Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

     Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

     Восковая  живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

     Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись — произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

     Жанры живописи (фр. genre — род, вид) — исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Информация о работе «Натюрморт», холст, масло