«Натюрморт», холст, масло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
• желание создать станковую картину, используя выразительные средства масляной живописи;
• создать творческую работу, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения;
• показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике масляной живописи.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Характерные особенности искусства живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Виды и жанры живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….12
2. Натюрморт в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 19
2.1. История развития и становления натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..23
2.2. Анализ аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3. Оборудования и материалы живописи………………………………………...34
2.4. Технология и техника масляной живописи…………………………………...42
2.5. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масляной живописи…………………………………………………………………………...46
3. Характеристика работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.1. Идейно-смысловое содержание работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 49
3.2. Композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4. Ход работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
4.1. Описание последовательности работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ..52
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Список иллюстраций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 112.75 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ  ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА 

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

 

ТЕМА: «Натюрморт», холст, масло

                  Выполнила студентка 4 курса

                  дневной формы обучения

                  специальности 

                  «Изобразительное  искусство. Компьютерная графика»

                  Вишневская  Ирина Викторовна 
                   
                   

Проект  к защите Работа защищена
допущен с оценкой _____________
«____» _____________ «_____» _______________
Руководитель  работы _______________________
доцент _______________________
Дулуб А.И. _______________________
____________________ _______________________
            ( подпись)        (подписи членов комиссии)

 
 
 

Гродно 2011 
Содержание
 

      Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
    1. Характерные особенности искусства живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 
    2. Виды и жанры живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….12
  2. Натюрморт в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 19
    1. История развития и становления натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..23
    2. Анализ аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
    3. Оборудования и материалы живописи………………………………………...34
    4. Технология и техника масляной живописи…………………………………...42
    5. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масляной живописи…………………………………………………………………………...46
  3. Характеристика работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  49
    1. Идейно-смысловое содержание работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 49
    2. Композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . 50
  4. Ход работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  51
    1. Описание последовательности работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ..52

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53

Список  используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . .54

Список  иллюстраций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 55

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

     Введение

 
Люди  издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей. Своей живописью натюрмористы Голландии убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Чувство скрытой жизни, динамика этой жизни и составляют сущность живописи предметов ее философии.

     Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.

     Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и  давнюю историю. Натюрморт вводит нас  в мир, окружающий художника, дает возможность  оглянутся на несколько веков  назад, сопережить в месте с мастером особо любимые им  мотивы.

     В натюрморте художник пытается ограниченными  средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.

     На  протяжении многих веков художники  пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира.

         Целью курсовой работы является:

     • желание создать станковую картину, используя выразительные средства масляной живописи;

     • создать творческую работу, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения;

     • показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике масляной живописи.

     Написать  красоту нельзя, важнее поймать ее красоту, выражающуюся в причудливых переливах красок, изменчивой игре света. С помощью своей работы попытаться обратить внимание зрителя на простое - прекрасное вокруг них. Научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего

     мира, чтобы они ценили эту красоту. Задачей работы является творческое отображение характеристик и  черт окружающей действительности, через  натюрморт и передаче моего отношения к окружающему миру.

     Задачи  курсовой работы обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:

         1. Охарактеризовать историю развития  натюрморта.

         2. Определить особенности, пути  и средства выбранного жанра.

         3. Описать средства выполнения  натюрморта.

         4. Описать ход работы.

     Курсовая  работа состоит из четырех глав: обоснование выбора темы, об искусстве натюрморта, характеристика работы, ход работы. В свою очередь главы содержат внутри себя отдельные параграфы, помогающие проще сориентироваться и более детально отразить процесс изучения вопроса данного курсового проекта.

     В первой главе, содержится непосредственно обоснование выбора темы, её актуальности, моих творческих предпочтений. Внутри главы содержатся параграфы, в каждом из которых размещен материал о характерных особенностях избранного вида искусства, его подвидах, жанрах, в котором выполняется работа, а так же сформулированы цели и задачи работы, изложена ее структура.

     Вторая  глава представляет собой краткий исторический обзор по теме курсового проекта (работы), краткую характеристику избранного вида искусства, анализ аналогов (описание произведений известных мастеров (в т.ч. белорусских)), описание материалов, оборудования, инструментов, технологий в данном случае масляной живописи. Данная глава - не что иное, как теоретические основы курсовой работы. В данном разделе курсового проекта я так же попыталась отразить и практически использовать знания, полученных по дисциплинам специальности, необходимых для выполнения работы (композиция, рисунок, цветоведение, живопись, перспектива, и т.д.).

     В третьей главе, содержатся два параграфа: в первом - характеристика моей работы с точки зрения идейно-смыслового содержания (описание сюжета); во втором - характеристика композиционного построения (с подробным анализ композиции).

     В четвертой главе подробно описан ход работы над композицией, последовательность выполнения заданий, этапы и временные сроки.

       Заключение. В работе над курсовым проектом я хотела как можно лучше выразить все то, чему я научилась в течение предыдущих четырех лет, все свои знания о композиции и цвете. Я подробно описала последовательность своей работы над холстом, от его подготовки до завершения работ.

     В пояснительную записку входит приложение в виде предварительных зарисовок, набросков, этюдов, композиционных эскизов, иллюстраций аналогов со ссылками на них в тексте. 

         Глава 1. Обоснование выбора темы

     Стоит сказать, что любая тема и работа, которыми занимается человек, должны быть в первую очередь актуальными и «живыми» как для самого автора, так и для времени и общества в котором он живет. Естественно не смысла механически копировать работы известных мастеров, создавая велосипед заново, а вот взглянуть на мировые произведения искусства новым, современным взглядом переосмыслить их и внести что-то свое – это уже другое дело, это уже развитие, на старом построить новое и по возможности ценное.

     Я считаю, что на выбор темы, сюжета, любого художника могут влиять два основных аспекта (не учитываю второстепенные), первый, по-моему, связан непосредственно с сильнейшими впечатлениями и переживаниями от увиденного, личной расположенностью и интересом к какой-то теме самого художника, а второй аспект, можно обрисовать как, эксперимент или вызов какой-то теме, так наверное и случилось в моем случае.

     Актуальность  настоящего исследования состоит в том, что, несмотря на свою относительную молодость, натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки. Представленный стихии течения времени он никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что всегда был одной из тех естественных нитей, которые связывают художников-реалистов с природой, жизнью, их красотой. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев.

     Выбрав  тему натюрморта изначально, и еще  не занимаясь его изучением и  более детальной разработкой, мной двигал в первую очередь интерес  к натюрморту как к самостоятельной, полной, творческой работе, потому что  по большей части в учебный  период часто сталкиваясь с выполнением  натюрморта я в большей степени  решала учебные задачи, время уходило на изучение формы, работу с цветом, технику и приемы написания масляной живописи. А курсовой проект, я посчитала, даст возможность взглянуть на привычный натюрморт, который постоянно присутствует в аудитории, по-новому, как на цельное произведение рассказывающее историю, интересующее зрителя идеей и смыслом, а не просто уровнем и техникой написания вазочек и цветочков.

     В процессе работы и изучения материала, я все часто натыкалась на тот исторический  факт, что натюрморт являлся низким жанром долгой время, не заслуживающим интереса, и служащий лишь сопутствующим, так сказать, аксессуаром для создания полной картины портретного изображения, сложной сюжетной композиции. Меня это, даже задевало по началу, ведь по сути «деталь», которым является натюрморт  так полно и сочно может рассказать о главном, о эпохе, владельце, тот неповторимый, очень зачастую интимный, ассоциативный ряд, возникающий при взгляде на натюрморт  нельзя оставлять без внимания и так пренебрежительно к нему относится. Хотя впоследствии пришла такая мысль, если натюрморт это лишь «не самостоятельная деталь,  вокруг главной персоны», пусть будет так, ведь не зря говорят «свита, создает короля».

       Сегодня эти предрассудки исчезли, все вольны писать все что угодно и цениться это будет, если сделано качественно и грамотно, без предрассудков на работу, выполненную в каком либо жанре. Натюрморт сегодня не низкий жанр, по-моему, он является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета, огромным пластом, с одной стороны для детальной и вдумчивой, неспешной работы с натурой, а с другой стороны с ассоциативным , творческим мышление , живостью мысли, разнообразием натуры и целой историей тянущейся незримой нитью за каждым предметом. 

 

     

     1.1 Характерные особенности искусства живописи

     Живопись  отражает и оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие. Мощно  воздействуя на чувства и мысли  зрителей, живопись служит действенным  средством общественного воспитания. Многие произведения живописи обладают документально-информационной ценностью.

Информация о работе «Натюрморт», холст, масло