Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма.

Содержание

Введение
Глава 1. Культурно-исторические объекты туристского показа и их характеристика
1.1 Историко-культурный потенциал
1.2 Памятники культовой архитектуры
1.3 Памятники светской архитектуры
1.4 Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История русской усадьбы
1.5 Археологические памятники
1.6 Этнографические памятники
1.7. Народные промыслы
Глава 2. История лаковой миниатюры в России.
Глава 3.Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино.
3.1.Палех.
3.2.Холуй.
3.3.Федоскинская миниатюра.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая по И.К.Ц.docx

— 80.73 Кб (Скачать файл)

    По переписным книгам 1678 года вотчина Д. М. Пожарского уже числится за князем Ю. И. Пожарским. Потом она перейдет сначала к князю А. А. Голицыну, затем - его зятю М. И. Куракину. Владели Холуем также княгиня П. М. Куракина, граф А. А. Бобринский. Последней хозяйкой холуйской земли была княгиня Бобринская. В 1678 году в вотчине Д. М. Пожарского было 118 дворов с населением 325 душ мужского пола. Монастырские владения в Холуе оставались в ведении Троице-Сергиева и суздальского Спасо-Евфимиева монастырей до 1764 года. Сами помещики в Холуе не жили, на крестьян налагали оброк и управляли своими землями через управляющих, или бурмистров.

  Сохранился интересный  документ того времени - отпускная, свидетельствующая о подневольной жизни крестьян:

  «Отпускная девке Холуйской слободы Евдокии Семеновой в замужество в слободу Мстеру. 20 января 1728 года староста Холуйской слободы, вотчины Троице-Сергиева монастыря, Суздальского уезда - Иван Михайлович Субботин - по приказу управителя Иакова Григорьевича Баженова отпустил той Холуйской слободы крестьянскую дочь девку Евдокию Семенову в замужество, на вывод в Суздальский уезд в вотчину князя Ивана Федоровича Ромодановского в село Мстеру за крестьянского сына Ивана Константинова».

   Поселок Холуй, расположенный южнее Палеха, - это поэтический уголок, воплощение прелести среднерусской природы. И не случайно он явился благотворной средой для вдохновения творчества народных мастеров русского декоративного искусства. Здесь, как в Палехе и Мстере, ранее было развито мастерство иконописи. Создавались преимущественно дешевые иконы для села.

   Развитие холуйской миниатюры протекало своеобразно, отличаясь во многом от развития палехской и мстерской миниатюры. Холуй начал осваивать лаковую миниатюру, делая первые опыты не на вещах, а на специально подготовленных листах картона разных размеров. Это было сделано по совету А.В. Бакушинского в целях экономии средств, но отразилось, конечно, не только на экономике.

   Работа в отрыве от конкретной вещи оказала существенное воздействие и на пути развития стиля холуйской миниатюры. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи. Следы неверной первоначальной направленности достаточно явственно обнаруживаются в дальнейших работах, когда от росписи картонных пластин мастера Холуя перешли на роспись изделий из папье-маше: шкатулок, коробок и т.д.

   После революции мастера Холуя постепенно освоили живопись на папье-маше темперными красками. В 1934 году была создана самостоятельная художественная артель по росписи лаковых изделий.

   Признание искусства Холуя пришло не сразу, хотя такие энтузиасты, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, многое сделали для того, чтобы лаковые изделия промысла заняли свое место в ряду произведений известных издавна промыслов. Они стремились к созданию собственного стиля художественной миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы претворения современной темы в лаковой живописи.

   Творческая самостоятельность и активность художников укреплялась, вырабатывался свой стиль. В 1937 году творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в последние годы они уже обязательные участники всех международных выставок.

   В послевоенные, особенно в 60-е годы, темы, сюжеты и манера исполнения росписи неизмеримо расширились. Все более отчетливо стали вырисовываться черты нового, своеобразного направления в русской лаковой миниатюре, отличного от Федоскино, Палеха и Мстеры. Особенностью их живописной манеры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.

   Большие партии художественных лаковых изделий народного промысла идут на экспорт в Англию, США, Италию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и высоко ценят искусство мастеров Холуя.

   Холуйская миниатюра претерпевает за последние годы существенные изменения; коллектив ежегодно пополняется окончившими местную профтехшколу, многие из них зарекомендовали себя как способные живописцы; успешно преодолеваются недостатки и ограниченность недавнего прошлого. Миниатюра становится разнообразнее, в ней с большей определенностью начинают проявляться черты индивидуального своеобразия, более четко начинает обрисовываться ее художественный облик в целом.

   Активность, которую проявляют за последние годы миниатюристы Холуя, их быстрый творческий рост, свежесть и непосредственность, с которыми решают они сложные творческие задачи, служат залогом дальнейших успехов этого коллектива, его дальнейшего творческого роста и движения вперед.

3.3.Федоскинская миниатюра.

    Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино. Производство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

    После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину 19 в., когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют "лукутинскими". Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них - С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

    Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

   Особенностью федоскинской миниатюры является то, что она исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются "сканью" (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), "цировкой" (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), "шотландкой" (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др. Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.

    Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен - ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных - Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

    В мае 1910 десять мастеров учредили "Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных". Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские.

    Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х гг. оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.

    В 1930-50-х гг. художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий - "скань", "цировка", "шотландка", "малахит", роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришелся лишь на конец 1950-х годов. Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры.

    Большой вклад в развитие искусства Федоскина внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества - природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются как на фабрике, так и в небольших мастерских, а также художниками, работающими самостоятельно. Среди них - Г. И. Ларишев, А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев, Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов и др.

    В 1931 при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950-80-х гг. школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 1. «Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья. Культурное наследие.- М.: Редакционно-издательский отдел Упрполиграфиздата Администрации Московской области, 1998. – 128 стр.;

2. Колотова Е.В. «Рекреационное ресурсоведение»: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «менеджмент». – М., 1999г. 135 стр.

3. Наумов М.С., Филатова  Е.В. «Подмосковье»: Издательский дом  Симон-пресс . – М., 2003 г. 276 стр.

4. «Памятники отечества»: под редакцией И.В. Петроянова-Соколова, С.Н. Разгонова ( 1-2, 1994 г. ) – М. 177 стр.

5.Василенко В. М., Артамонов М. Федоскино. М.; Л., 1935.

6.Яловенко Г. В. Федоскино. М., 1959.

7.Уханова Е. И. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Л., 1964.

8.Чижов М. С. Среди миниатюристов. Л., 1982.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бакушинский А.В. Палехские лаки..-"Искусство", 1925, № 2,с.211.


Информация о работе Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино