Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма.

Содержание

Введение
Глава 1. Культурно-исторические объекты туристского показа и их характеристика
1.1 Историко-культурный потенциал
1.2 Памятники культовой архитектуры
1.3 Памятники светской архитектуры
1.4 Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История русской усадьбы
1.5 Археологические памятники
1.6 Этнографические памятники
1.7. Народные промыслы
Глава 2. История лаковой миниатюры в России.
Глава 3.Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино.
3.1.Палех.
3.2.Холуй.
3.3.Федоскинская миниатюра.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая по И.К.Ц.docx

— 80.73 Кб (Скачать файл)

   Вскоре у Глазунова начали работать И.П. Вакуров и А.В. Котухин. Изделия бывших иконописцев были хорошо приняты Кустарным музеем, который помогал им не только советом специалистов, но и материально, покупая их произведения и снабжая полуфабрикатом. Затем Котухин уехал в Палех, где вместе с ним на изделиях из папье-маше стали работать И.М.Баканов и И.В.Маркичев. В 1923 году изделия палехских мастеров получили диплом I степени на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке. В 1924 году палехские художники участвовали на выставке в Венеции, где их произведения пользовались большим успехом.

   4 декабря 1924 года семь художников: И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.И.Зубков, И.И.Зубков, А.В.Котухин, В.В.Котухин и И.В.Маркичев - организовали Артель древней живописи. Первым председателем артели стал Александр Васильевич Котухин. Работали первоначально в доме Котухиных. И уже 1925 год был отмечен для Палеха большим успехом на Международной выставке в Париже. В 1925 году в Артель вступили А.И.Ватагин, Г.М.Баканов, Д.Н.Буторин. На следующий год к ним присоединились И.П. и И.В.Вакуровы, М.В.Дыдыкин, А.И.Блохин. В 1927 году в коллектив вошли А.А.Дыдыкин, Н.М.Зиновьев, Л.И.Белоусов. К 1927 году артель в своём составе имела уже 25 членов, к 1 июня 1932 - более 100.

   Но не всё в первое время складывалось гладко. Многие не понимали нового дела, затеянного художниками. Большой проблемой был полуфабрикат. Его приходилось покупать у Федоскинской артели. Стоил он дорого, и тогда А.В.Котухин решил наладить производство заготовок из папье-маше у себя в Палехе. Не смотря на то, что федоскинцы тщательно скрывали процесс изготовления материала для лаковой росписи, ему удалось узнать все секреты. Для этого он сам несколько раз ездил в Федоскино. Котухин пригласил в Артель столяра-самоучку из деревни Подолино И.С.Бабанова и вскоре производство изделий из папье-маше было налажено.

   Новое искусство Палеха рождалось и в новой тематике. Художники обратились к современности. К революционным сюжетам, которые вставали в их произведениях романтизированными, легендарными, к сюжетам из деревенской жизни (сенокосам, жнитву, уборке урожая и т.д.), к сюжетам из народных сказок, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Горького. Одной из самых трудных задач, которые пришлось решать художникам-палешанам первого поколения был переход от оформления плоскостной поверхности иконы к оформлению вещи, имеющей форму и объём. А изделия из папье-маше были разнообразны и по форме, и по габаритам (шкатулки, ларцы, пудреницы, бисерницы, портсигары, броши, письменные наборы и т.п.). Новым элементом был и сам материал - папье-маше с чёрной блестящей поверхностью. Большую помощь оказал профессор А.В.Бакушинский, занимавшийся кустарными промыслами и регулярно приезжавший в Палех в 20-е годы. Будучи широко образованным историком и популяризатором искусства, он помог палешанам разобраться в сложном и пёстром иконописном наследии.

   В октябре 1926 года в Артели появился первый ученик - П.Д.Баженов. В 1928 году для подготовки кадров в Палехе была организована профтехшкола. В 1929 году Совет Народных Комиссаров СССР выделил Артели крупные средства на подготовку кадров.

   В 1930 году Артель вошла во "Всекопромсоюз". 24 января 1932 года в Москве открылась выставка "Икусство Палеха", привлёкшая много посетителей. К открытию выставки вышла книга А.В.Бакушинского "Искусство Палеха", предисловие к которой написал А.В.Луначарский.

   9 мая 1932 года делегация палехских художников во главе с И.И.Голиковым посетила А.М.Горького. Горький сам когда-то был учеником в иконописной мастерской Д.А.Салабанова в Нижнем Новгороде и знал лично некоторых старых палехских иконописцев. Он очень ценил искусство Палеха, называл его "одним из чудес, созданных революцией", многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально (с его помощью в Артели была организована библиотека).

   В этом году И.И.Голиков начал работу над оформлением книги "Слово о полку Игореве". Книга вышла в 1934 году в издательстве "Academia". Для неё он выполнил не только иллюстрации, но и написал кистью весь текст.

   В марте 1935 года в Палехе отмечен десятилетний юбилей Артели древней живописи. Приехало несколько сот делегатов. Торжественное заседание открыл нарком просвещения РСФСР А.С.Бубнов. К торжествам был открыт Государственный музей палехского искусства. Артель стала называться Товариществом художников Палеха, председателем которого до 1938 года был А.И.Зубков. Профтехшкола была реорганизована в художественный техникум (позднее - художественное училище). В этом же году Палех становится районным центром Ивановской области.

   Репрессии 30-40-х годов не обошли стороной и Палех. В 1938 году был арестован и погиб в тюрьме А.И.Зубков. В Палех была послана группа руководителей, окончивших московские художественные училища, которые должны были помочь палешанам преодолеть влияние древнерусской живописи. Главным требованием к художникам стало преодоление наследия древнерусского искусства и увеличение числа выпускаемых изделий. В результате произведения конца 1930-х годов стали походить на федоскинские.

   К началу 1940-х годов после окончания Палехского художественного училища в Товарищество пришли работать Т.И.Зубкова, А.А.Котухина, Ф.И.Клюшкина, И.А.Челышев, П.Ф.Чалунин, А.В.Борунов. Эти художники вместе с мастерами старшего поколения сыграли огромную роль в сохранении традиций искусства лаковой миниатюры Палеха.

   С началом Великой Отечественной войны для Палехского товарищества художников настали трудные времена. Все договоры били нарушены, зарплату платить было нечем. Многие художники были мобилизованы в армию, часть - на трудовой фронт. Остались одни старики. Было даже решение о ликвидации Товарищества (как поступили в Холуе и Мстёре). Но возглавивший в это время Товарищество И.В.Маркичев сумел отстоять его. Члены правления решили продолжать работу, хотя и малыми силами. В январе 1942 года к работе приступили 15 художников и подсобные цеха. Они выполняли заказы для подарков РККА, портреты, столярные и малярные работы.

   Наступило 9 мая 1945 года. Не все вернулись с войны. На фронтах Великой Отечественной погибли художники: А.Ф.Архиреев, П.Д.Баженов, С.Д.Вицын, Г.И.Голиков, В.А.Ерёмин, Б.И.Ерзунов, В.П.Ерзунов, А.В.Косарев, А.Я.Макаров, М.Ф.Малахов, В.М.Паликин, В.М.Салабанов, Н.А.Сурков, Б.В.Терёхин, Н.М.Турин, С.И.Тюшков, Н.А.Хохлов, В.В.Шарапов, Н.И.Шемаров, С.И.Штыков, Ф.И.Штыков, А.Е.Шуранов.

   23 апреля 1947 года Палех получил статус рабочего посёлка. В том же году бригада художников во главе с Н.М.Зиновьевым провела реставрацию наружных фресок Успенского собора Московского Кремля. В этой работе участвовали такие художники, как Д.Н.Буторин, А.И.Ватагин, А.А.Дыдыкин, И.В.Маркичев, Н.М.Парилов. Работы были исключительно сложные. Были сняты все позднейшие записи и восстановлена первоначальная живопись.

   Другой крупной реставрационной работой было восстановление в 1955-1959 годах Лакового кабинета во двоце Монплезир в Петродворце. Во время фашистской окупации дворцовый комплекс Петродворца был разрушен и разграблен. Из всей отделки Лакового кабинета сохранились только три повреждённых панно. Весь кабинет пришлось, по сути, создавать заново по фотографиям и описаниям. Эту работу под руководством Н.М.Зиновьева выполнили Т.И.Зубкова, А.В.Борунов, Г.М.Мельников, В.В.Большаков, Ю.А.Виноградов и В.Н.Смирнов.

   В 1954 году Товарищество преобразовано в Палехскоие художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. Первым директором мастерских был назначен А.Г.Баканов. Тогда же было создано палехское отделение Союза художников РСФСР. Первым председателем (1954-1970) был избран Г.М.Мельников.

   В 60-е годы в палехскую миниатюрную живопись пришла сильная группа мастеров: Б.М.Ермолаев, Н.И.Голиков, А.Д.Кочупалов, А.С.Песков, В.М. и Т.М.Ходовы, А.Н.Клипов, С.А.Буторин, В.В.Мухин, Г.Н.Кочетов, И.В.Ливанова, Н.П.Богачёва. К поколению 70-х годов относятся такие художники, как В.В. и Н.Б.Булдаковы, Н.Б.Грибов, Ю.А. и Е.Ф.Гросберги (Щаницыны), В.Г.Зотов, А.И.Каманина, Н.П.Лопатин, Л.К.Некрасова (Мельникова), О.С.Субботина (Смирнова). Они внимательно отнеслись к палехским традициям, творчески осмыслили их. Именно с именами художников 60-70-х годов связано возрождение палехского искусства в 80-е годы.

   В 1968 году в Палехе был открыт дом-музей И.И.Голикова. В 1971 году Палехские художественно-производственные мастерские награждены орденом "Знак Почёта". В 1974 году в Палехе открылся дом-музей народного художника СССР Павла Дмитриевича Корина. В 1978 году основан музей-мастерская заслуженного деятеля искусств РСФСР Н.В.Дыдыкина. 8 декабря 1984 года в деревне Дягилево Палехского района во время празднования 60-летия палехского искусства был открыт дом-музей народного художника СССР Николая Михайловича Зиновьева.

   В 1989 году на основе коллектива Палехских художественно-производственных мастерских создано Творческо-производственная организация Союза художников РФ "Товарищество Палех" (председатель С.И.Каманин) и кооператив "Объединение художников Палеха" (председатель А.В.Дудоров). Позднее появились малое предприятие "Мастера Палеха" (директор М.Р.Белоусов), творческая мастерская "Палешане" (руководитель Б.Н.Кукулиев), АО "Палех" (директор А.М.Зубков). К 2004 году в Палехе насчитывалось уже 12 подобных организаций.

   В 1990-1992 годах бригада художников под руководством В.Г.Зотова расписала новый иконостас для церкви Ильи Пророка в Палехе. В 1992 году при кооперативе "Объединение художников Палеха" создано своё собственное училище.

3.2. Холуй.

   Первые исторические записи о Холуе относятся к 1546 году. В грамоте великого князя Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря упоминается, что «... у них у новыя соли на Холуе, в ряполовском стародубе, варницы и трубы и дворы».

  Если судить по могильникам, относящимся примерно к VIII веку, то можно заключить, что Холуй основан намного раньше. Монголо-татарское нашествие сильно изменило облик Древней Руси. Во Владимиро-Суздальском княжестве были разорены и разрушены Суздаль, Ростов, Владимир и другие города. Оставшиеся в живых люди уходили из родных мест на северо-восток, где и образовывали новые поселения. Около 1240 года кочующие суздальцы остановились в шести верстах от Клязьмы (притока Оки) вверх по реке Тезе, в дремучем бору. Здесь они чувствовали себя в безопасности. Монгольская конница, «посекая» на своем пути «людей, как траву», не могла проникнуть в такую глушь. Измученные долгими скитаниями люди нашли удобное для жилья место.

    Теза изобиловала рыбой и бобрами. В лесах обитало много пушного зверя. Одним из главных промыслов первых жителей стало рыболовство. В Древней Руси строились плетенные из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), которыми перегораживали реку наискосок и не на всю ширину реки. Такими сетками пользовались и на Тезе, назывались они «холуи». Поселение, где суздальцы сооружали «холуи на Тезе», получило название Холуй. Название села - это память о первоначальном занятии поселян-холуйцев.

    Из суздальских княжеских дворов сюда прибыли в основном мастеровые люди, славившиеся своим «художным умом». Среди них были и иконописцы, так как в стольных княжеских центрах - Суздале и Владимире - иконописание развивалось со времен Андрея Боголюбского (1157-1174 гг). Переселившись на берега Тезы, суздальцы не стали корчевать лес и осушать болота для использования земли под пашню. Многие мужчины опять занялись иконописанием, а женщины - вышиванием.

    До наших дней история донесла прозвища первых жителей Холуя - Баранка, Коека, Путилка, Суска, которые присваивались людям в зависимости от их занятий (например, Суска - от слова «сусалить», то есть серебрить сусолью икону). Впоследствии клички превратились в фамилии - Барановы, Костерины, Путиловы, Сусины. Они и поныне существуют в Холуе.

    В ХII-ХIII веках Владимиро-Суздальское княжество было значительным культурным и промышленным центром. Огромное значение в развитии промыслов и торговли имели река Клязьма и ее притоки - Теза, Лух, Мерль. В этих местах устраиваются так называемые торжки, превратившиеся впоследствии в большие ярмарки, которые приурочивались к церковным праздникам. Одним из древнейших торговых центров в низовьях Тезы можно считать бывший погост, затем село Введенское на Введенской горе (вблизи Холуя), ныне не существующее. По словам некоторых исследователей, жители села Введенского, хорошо знакомые с солеварением, переселились в Холуй. В писцовых книгах тех лет встречается упоминание о разработке соли - «новые соли холуйские» и «холуйское усолье», а Холуй именуется «слободкой».

     Кому же принадлежало это село? В 1574 году частью Холуя с четырьмя бобыльскими дворами владел суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1613 году царь Михаил Федорович пожаловал часть Холуя вместе с другими поселениями суздальского края боярину Д. М. Пожарскому за его подвиг при освобождении Москвы от войска польского. В грамоте говорилось: «И наперед за те службы... пожаловали боярина нашего Дмитрия Михайловича Пожарского в Суздальском уезде села Мыту, приселком Нижним Ландехом, да Холуй посадец, а в нем церков... деревяна клецки. На церковной земле два попа, проскурница да 10 келий...»

    Вместе с Д. М. Пожарским шли освобождать Москву и жители Холуя. В документе 1608 года записано следующее: «Восстали и жители Юрьева, Гороховца, Луха, Решмы, Холуя... разбили неприятеля в Лухе и селе Дунилове. Ляхи и наши изменники с воеводой Федором Плещеевым, сподвижником Лисовского, бежали в Суздаль... Простые граждане Кувшинников, Наговицын, Деньгин подняли на врага Юрьевец, Гороховец, Решму и повсюду били враждебные отряды; крестьяне холуйской слободы вооружились под начальством своего собрата Ивана Лапши и прогнали воеводу Плещеева». 11 марта 1609 года поляки приступом взяли Клязьминский городок и подступили к Холую. Холуйцы мужественно приняли бой с «самозванцевыми ратными людьми» на Стекольной горе. Но силы были неравными, Холуй был взят и разграблен. В 1612 году холуйцы присоединились к отряду народного ополчения под командованием Дмитрия Пожарского.

    Предание гласит, что Дмитрий Пожарский с дружиною останавливался возле Холуя, в местечке Борок, и «... вместе с прибывшей сюда новой дружиною дал обет мужественно перенести все трудности и опасности в предстоящей борьбе с многочисленными врагами и отечественными изменниками, не щадить своей жизни, отстоять Москву и спасти отечество». В память об этом событии Пожарский обещал построить на этом месте монастырь. В 1650 году по завещанию Д. М. Пожарского его сын И. Д. Пожарский построил в местечке Борок деревянный монастырь. Через 100 лет на этом месте был выстроен каменный монастырь, сохранившийся до наших дней.

Информация о работе Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино