Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма.

Содержание

Введение
Глава 1. Культурно-исторические объекты туристского показа и их характеристика
1.1 Историко-культурный потенциал
1.2 Памятники культовой архитектуры
1.3 Памятники светской архитектуры
1.4 Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История русской усадьбы
1.5 Археологические памятники
1.6 Этнографические памятники
1.7. Народные промыслы
Глава 2. История лаковой миниатюры в России.
Глава 3.Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино.
3.1.Палех.
3.2.Холуй.
3.3.Федоскинская миниатюра.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая по И.К.Ц.docx

— 80.73 Кб (Скачать файл)

   К археологическим памятникам относятся селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также остатки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много. Археологические памятники представляют интерес для специалистов – историков и археологов. А туристов в основном привлекают наскальные рисунки (сохранились они в нескольких местах: в Карелии, Закавказье, Средней Азии и на Алтае), осмотр вскрытых археологических пластов (как было организовано в Москве на Манежной площади в период строительства торгового комплекса под землей), а также археологические экспозиции в музеях.

1.6 Этнографические памятники.

   Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

   Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

    В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т.д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов области, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Витослявицы в Новгородской области, Василево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.

   С этнографическими особенностями русской культуры туристов можно ознакомиться во многих отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Этнографическим центром считается город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали.

   Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, эвенков, манси и др., а также среди многочисленных горских народностей Кавказа.

Этнографические памятники относятся к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно; наиболее типичные районы российской глубинки (ареалы выразительного традиционного сельского ландшафта на русском Севере, в средней полосе, на Урале, в Поволжье и т.д.).

1.7. Народные промыслы

   Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.

   В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хохлома, Гжель).

   В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черное серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

   Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое – в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр. С древнейших времен дошли до нас вышивки из мастерских Евпраксии Старицкой (тетки Ивана Грозного), вышивки Горецкого и Новодевичьего монастырей. В более поздние времена на промыслы и ремесла большое влияние стали оказывать западноевропейские образцы прикладного искусства: станковая живопись и графика, фарфор, кружевоплетение, эмальерное искусство и миниатюра. Под их влиянием возникла лаковая миниатюра, русский фарфор, финифть, камнерезание. Вкус заказчиков определял содержание и характер назначения изделий. В каждой местности влияние деревенской и городской культур по-своему преломлялось в местных промыслах. Некоторые из них сохранили наивность и простату народных изделий, особенно там, где развит труд мастеров-надомников, например, Полхов-Майдан – расписные деревянные «тарарушки», Вятская губерния – плетение из бересты. В других случаях промысел приобрел формы профессионального народного искусства: жостовые подносы, хохлома, дымковская игрушка. И, наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства: гжельский фарфор, лаковая миниатюра, каслинское литье, в некоторых изделиях создаются по оригиналам художников. Но народная традиция присутствует в любом из этих промыслов.

Интерес к народным промыслам появился во второй половине XIX в. Многие деятели русской культуры стали коллекционировать произведения народного творчества, приобретая их после ярмарок, проходивших в рамках промышленных и сельскохозяйственных выставок, которые появились в России в начале XIX в. В 1885 г. по инициативе Московского губернского земства был организован Кустарный музей для оказания практической помощи кустарным промыслам и кустарям-одиночкам. В советские времена на его базе был создан Научный институт художественной промышленности. Некоторые виды прикладного искусства и народных промыслов были собраны в Музее этнографии в Петербурге. Интерес к народному искусству в конце XIX в. способствовал не только к увлечению коллекционированием, но и организации промыслов с обучением местных жителей. Известны абрамцевские мастерские художественных промыслов по дереву и керамике, созданные русскими художниками в имении Саввы Мамонтова. В Талашкинской усадьбе княгиня Тенишева организовала художественные мастерские по вышивке.

    В советский период одни промыслы были воссозданы заново, другие активно развивались и получили всемирное признание. В каждом краеведческом музее обязательно присутствие экспозиция, посвященная народным промыслам. Создан Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Обширный материал создан в Историческом музее, Музее этнографии, Русском музее. Большинство центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обладает собственными музеями (Федоскино, Семеново, Мстера и др.).

   Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства – это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.

Глава 2.История развития лаковой миниатюры в России.

    Лаковое дело зародилось в Китае во втором тысячелетии до нашей эры. Оттуда оно распространилось в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию. В 16 веке благодаря голландским купцам с восточными лаками познакомилась Европа. Восточные изделия настолько поразили европейцев своей красотой, легкостью, прочностью, нечувствительностью к горячим жидкостям, к спирту, кислотам, что о них заговорили как о колдовском материале. Плененные красотой необычных изделий, европейские мастера создают мастерские  по производству изделий с росписью "под Китай", используя технологии, значительно отличавшиеся от восточных. В Бельгии, Германии, Франции, Англии и других европейских странах создаются лакирные предприятия.

   При царе Алексее Михайловиче (1629-1676) в китайском стиле были украшены отдельные покои Коломенского дворца под Москвой. Благодаря торговым контактам с Китаем появляются лакированные деревянные под носы, ширмы, веера. В России постоянный интерес к лакам стал проявляться с петровских времен. Ознакомившись с крупными европейскими мануфактурами, Петр I закупил партию мебели с лаковой живописью и пригласил иностранных мастеров "лакирного дела" на работу в Россию.

     После создания Академии художеств в 1757 году лаковому делу стали обучать в ее классах. В Санкт-Петербурге был создан "Лакирный двор", который располагался в так называемом Итальянском доме Екатерины I на берегу Фонтанки. Почти в то же время лакирные фабрики возникли на Урале, позже они появились в Москве, Петербурге, во многих провинциальных городах.

    Но только со времени лукутинской и  вишняковских (ХIХв.) мануфактур можно говорить о русской лаковой миниатюре, как о сложившемся на правлении в искусстве. Лукутинская мануфактура, основанная в конце 18  в. купцом П.И.Коробовым (7-1819) в подмосковном селе Данилково (смежном с с. Федоскино и впоследствии слившимся с ним). Для налаживания лакирного дела московский купец П.И. Коробов привез мастеров с фабрики Штобвассера, сыгравших определенную роль в становлении коробовского предприятия. В 1818 году -фабрика перешла к его дочери, а в 1924 г. - к зятю Коробова П.И. Лукутина П.В. (1784-1863). При нем и его сыне Александре (1819-88) лукутинские лаки завоевали широкое признание и известность не только в стране , но и за рубежом. Высокое качество исполнения, ориентация на различные социальные слои, разнообразие сюжетов, овладение орнаментальными изысками, почерпнутыми от западноевропейских и восточных лаков, самобытность, постоянное движение в развитие новых форм - как изделий, так и художественных средств выражения, чуткая связь со временем, серьезная профессиональная подготовка мастеров способствовали созданию искусства русской лаковой живописи, успешно утвердившейся на мировом рынке. При фабрике существовала рисовальная школа, лучших мастеров Лукутины посылали в московское Строгановское художественное училище. Параллельно с лукутинским предприятием существовали  вишняковские.

    Клан Вишняковых, крепостных графа Шереметева, деятельных и предприимчивых крестьян, создал несколько мастерских в подмосковных деревнях. В 1780 г. в д. Жостово Филипп Никитич Вишняков открыл мастерскую по производству лакирных изделий, а затем перебрался в Москву. Его фабрика просуществовала до 1840 года. Затем его дело продолжал успешно сын Осип(1825-88), а затем его дяди Петр и Василий. В 1876 году лакирным делом занимались крестьяне десяти сел Московской области. Деятельность лакирных мастерских убедительно показала, что русские умельцы не столько состязались с восточными предшественниками, как это было у западных мастеров, сколько находили в их работах импульс к творчеству. Роспись "под Китай", цветные английские лаки, золотые рокальные мотивы французских и орнаментальные изыски западноевропейских, восточных изделий находили живейших интерес у русских мастеров, но служили лишь толчком к собственным импровизациям и образам. Русские изделия вывозились в европейские и азиатские страны, в Северную Америку. Лукутинские и вишняковские лаки развивались в тесной связи с русской реалистической живописью мастера широко использовали сюжеты русских и западноевропейских художников, смело перерабатывая их ( А.Г. Венецианов, Р.К. Жуковский, М.М. Зичи, К.Е. Маковский, А.О. Орловский, А.А. Поров, И.И. Соколов, К.А.Трутовский и др.) Выполнялось много заказных работ. Ассортимент изделий был неисчерпаем: от популярных спичечниц разных форм и размеров, солонок, чайниц для хранения чая, до бюваров, дорожных погребков и отдельных деталей, рукояток для зонтов, тростей, столовых приборов, обложек ресторанных меню и фотографических альбомов, ящиков для хранения сигар и прочей продукции. Все они украшались живописью , выполненной на разном уровне, лучшими мастерами и массовщиками.

   Русские изделия, имея утилитарную форму, со временем стали произведением искусств, где форма служит лишь носителем темы, сюжета, образа. Такие изделия удобно иметь при себе, она не обременяет владельца размерами и в интерьере деликатна, не разрушают стилистику окружающего пространства. Это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души.

    Когда в начале XX века последние Лукутины закрыли фабрику, то бывшие лукутинские и вишняковские мастера, объединившись в 1910 году, создали Федоскинскую трудовую артель и под именем федоскинской лаковой миниатюры она существует по сегодняшний день.

    В России в настоящее время существует четыре центра искусства лаковой миниатюрной живописи: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй. Палех, Мстёра и Холуй известны как древнейшие очаги иконописи. Здесь занимались не только искусством малых форм, но и стенописью, реставрацией старых храмов. До революции все они находились во Владимирской губернии, в советское время с новым административным деление Палех и Холуй относятся к Ивановской области, Мстёра по прежнему во Владимирской.   

    Занятие иконописанием правдоподобнее всего пришло из монастырей. Самым древним центром этого ремесла был Холуй, как вотчина Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Евфимиева монастырей. Упоминание о Холуе встречается в 1543 году в связи с грамотой Троицко-Сергиеву монастрырю. Для обучения иконописному мастерству в Холуе отбирались и направлялись в монастырь самые смышленые дети. Позже занятие иконописью охватило все село. Холуй выделялся по уровню грамотности среди окружающих его селений.

    Первое упоминание в писцовых книгах Богоявленского погоста о Мстёре относится к 1628 году. Это старинная вотчина князей Ромодановских, в последствии приближенных ко двору Петра I. Занятие иконописью в 17 в. в Богоявленском мужском монастыре распространилось на все мужское население слободы, став его основным делом.

    Палех - также старинное село. В местной церковной летописи упоминается, что Палех первоначально принадлежал князям Палецким из рода князей Стародубских. Палецкие князья играли заметную роль в истории русского государства. Палецкий князь Андрей Федорович был соратником Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве, где и погиб. Дочь Дмитрия Палецкого была замужем за братом Ивана Грозного Юрием, а после его кончины Палех отошел к сыну Ивана IV , а затем в казну. В 17 в. Палех был отписан Ивану Бутурлину, происходившему из древнего рода, чей предок был на службе у Александра Невского. Бутурлины владели Палехом вплоть до 1861 года.

    Все центры следовали единой православной традиции, но при этом каждый имел свои особенности: мстеряки ориентировались в основном на старообрядческие слои разных районов России, холуяне склоны к большей свободе, близки к реалистической традиции в той мере, насколько это допустимо в иконе, палешане более каноничны

Информация о работе Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино