Электронные учебные материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка ЭУМ и педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.
Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.
Изучить различные средства создания ЭУМ.
Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».
Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика» .
Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».
Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1. Информационные технологии в образовании 5
1.1.1. Использование информационных технологий в учебном процессе 5
1.1.2. Место электронных учебных материалов в образовательном процессе. 7
1.2. Электронные учебные материалы 12
1.2.1. Общая характеристика 12
1.2.2. Преимущества ЭУМ 13
1.2.3. Классификация электронных учебных материалов 15
1.2.4. Требования к ЭУМ 19
1.2.5. Принципы разработки 23
1.2.6. Структура 28
Глава 2 32
2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМ 34
2.1.3. Этапы создания ЭУМ 36
2.2. Структура и содержание ЭУМ 40
2.2.1. Структура электронных учебных материалов 40
2.2.2. Теоретическая часть 42
2.2.3. Практическая часть 45
2.2.4. Система контроля 50
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 53
2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ 53
2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования 56
Заключение 59
Список литературы 62
приложение 66

Вложенные файлы: 1 файл

Лабораторная №1, №2.docx

— 909.60 Кб (Скачать файл)

Темы предложенных лабораторных занятий раскрывают основные моменты  работы с Adobe Photoshop, темы занятий их практическая часть разработаны с учетом необходимости использования тех или иных возможностей среды, таким образом, выполнив и освоив все задания, учащийся сможет грамотно использовать графический редактор Photoshop для работы с изображениями.

Лабораторный практикум  содержит следующие разделы:

Начало работы. Рабочая  область, палитры и меню.

Работа с файлами. Инструменты  выделения.

Инструменты рисования и  ретуширования изображений.

Цветовая и тоновая  коррекция. Цветовые режимы.

Работа со слоями.

Использование фильтров.

Маски, контуры, каналы.

Создание сложных изображений, цифровое рисование.

Восстановление изображений

 Создание анимации  в Adobe Photoshop.

Проверка полученных навыков  происходит по результатам выполнения задания учителем. Или же если электронный  учебник используется для самостоятельного изучения, по окончании практических занятий предусмотрено тестирование по пройденному материалу. Лабораторные занятия направлены в основном на изучение возможностей графического редактора.

При разработке практической части курса были поставлены следующие  цели и задачи:

Научить настраивать рабочее  пространство Adobe Photoshop.

Сформировать навыки работы с файлами.

Выработать у учащихся устойчивые навыки применения различных  инструментов графического редактора  для получения конкретного результата.

Дать знания об основных функциях Adobe Photoshop и его возможностях.

Показать и объяснить  возможности обработки готовых  изображений.

Научить основным приемам  рисования и редактирования изображений.

Предоставить возможность  творческой самореализации учащихся.

Включение в учебник практических заданий способствует  выработке  навыков работы с графическими редакторами,  на примере Adobe Photoshop CS2, закреплению на практике некоторых теоретических знаний, выработка навыков самостоятельной работы с компьютером, быстрый поиск различный решений поставленной задачи, творческого подхода к достижению цели.

Текст лабораторных работ  подкреплен большим количеством  иллюстраций и комментариев. Применение графики увеличивает скорость восприятия информации учащимися и повышает  уровень ее понимания, делает работу интереснее и понятнее.

В результате прохождения  теоретического курса разработанного электронного учебника учащиеся должны:

Уметь настраивать рабочее  пространство Adobe Photoshop для обеспечения удобства и ускорения работы, доступа к тем или иным возможностям графического редактора.

Уметь работать с файлами  в Photoshop, преобразовывать форматы и делать копии файлов.

Знать основной инструментарий, уметь выбирать и применять необходимый  инструмент для достижения конкретного  результата.

Закрепить навыки работы со слоями, масками, фильтрами и другими  возможностями редактора.

Иметь представление о  различных приемах обработки  готовых изображений.

Для достижения поставленных целей учащимся предоставляется  подробный текст лабораторной работы, который помогает выполнить все  предложенные задания и закрепить  полученные навыки. Лабораторные работы усложняются по мере изучения новых  возможностей графического редактора, что примечательно, на каждой последующей  практике учащемуся придется в той  или степени повторять действия описанные в предыдущих работах, доводя их до автоматизма. Так, например, во второй лабораторной работе описывается  работа с файлами, предлагается выполнить  ряд упражнений по этой теме, естественно, что на последующих занятиях будет  работа с файлами станет необходимой  и  учащимся придется раз за разом  повторять действия описанные во второй практической работе, таким  ненавязчивым образом производится контроль запоминания материала, а  также если это необходима то корректировка  полученных знаний и навыков.

2.2.4. Система  контроля

Электронный учебник должен обеспечить эффективное обучение школьников и студентов в режиме самообразования, поэтому оптимальной считается такая система контроля учащихся, в которой каждый выделенный смысловой фрагмент курса заканчивается практическими (упражнения) и контрольными (тестирование) занятиями, а весь курс большим контрольным заданием.

Поэтому мною разработана  достаточно большая база тестовых заданий  и вопросов по растровой компьютерной графике, позволяющих учащимся закрепить  полученные знания и навыки, а также  установить контроль усвояемости курса.

Контроль усвояемости  материала разбит на несколько различных  групп заданий. Так, например, в учебнике предусмотрен отдельный раздел для  проверки знаний, который содержит в себе большой тест, подготовленный по темам практических занятий и  по темам лекций, а также контрольное  задание «кроссворд», в котором  учащимся предлагается проверить свои знания при решении кроссворда.

Реализовать контроль полученных навыков во время лабораторных работ  по теме растровая графика представляется достаточно сложным, поскольку занятия  направлены на практическое изучение графического редактора. И контроль выполнения и запоминания темы того или иного практического занятия  лучше проводить преподавателю  в ходе проверки выполненной лабораторной, а не автоматизировать этот процесс  с помощью компьютера. Однако с  целью контроля знаний и навыков, полученных на практических занятиях в блоке проверки знаний разработанного электронного учебника, содержатся вопросы  также которые позволяют проверить  насколько усвоены темы практических занятий, тестирование содержит вопросы  по всем рассматриваемым темам, и  подводит итог всем практическим занятиям, обобщающий все необходимые знания и навыки. Достаточность этого  теста подтверждается тем, что выполнить  каждую последующую лабораторную работу можно только выполнив предыдущую и  освоив ее материал. Таким образом, каждое практическое занятие в некоторой  степени контролирует усвояемость  материала и вносит, если это необходимо свои коррективы.

В контрольном тестировании также содержатся вопросы по теоретической  части учебника, это является итогом работы над курсом компьютерной графики. Для промежуточного контроля знаний, полученных на теоретических занятиях, предусмотрено несколько вариантов. Один из них – вопросы для самоконтроля, которые формулируются после каждой лекции. Для ответа на предложенные вопросы учащиеся должны ознакомиться с лекционным материалом и запомнить основные моменты. Таким образом, вопросы для самоконтроля позволяют еще раз обратить внимание учащихся на самые важные моменты, рассматриваемые в тексте лекции. Кроме этого после некоторых лекционных занятий предлагается пройти мини-тест с целью самоконтроля, или по желанию преподавателя, контроля полученных знаний. Предусмотрены и некоторые задания, требующие творческого подхода, как например, составление кроссворда по теме.

Все из предложенных тестовых заданий имеют похожую структуру, и состоят из вопросов трех типов:

одиночный выбор (необходимо указать единственно верный ответ  из числа предложенных)

множественный выбор (необходимо указать несколько верных ответов  из числа предложенных)

строка ввода (необходимо ввести вариант ответа, при этом варианты ответа не указываются)

Тестирование устроено таким  образом, что учащиеся могут видеть все предложенные вопросы, вместе с  этим возможно отвечать на вопросы  в любом порядке. По окончании  работы сразу выдаются результаты, с указанием верных и неверных ответов, а также по итогам тестирования выставляется оценка по пятибалльной шкале. Таким образом, создается  возможность быстро проанализировать полученные результаты и допущенные ошибки.

Выводы: разработанный электронный учебник состоит из трех основных блоков: теоретический блок, в котором представлен ряд лекций по теме «растровая графика», блок, содержащий лабораторные работы, блок проверки знаний, содержащих несколько вариантов итогового контроля. Кроме того внедрены вспомогательные блоки с методическими рекомендациями, блок помощи работы с электронным учебником, и страничка автора. Все части ЭУ взаимосвязаны посредством гиперссылок. Такая структура учебника позволяет использовать его максимально эффективно.

2.3.  Организация  опытно-поисковой работы и ее  результаты

2.3.1.  Методические  указания для использования разработанных  ЭУМ

Создание электронного учебника не может ограничиваться подборкой  и оформлением материала, программированием  и внедрением разработанных материалов в учебный процесс. Электронный  учебник должен подкрепляться некоторыми методическими указаниями по его  использованию для занятий.

Разработанный программный  продукт рассчитан для использования  его при изучении темы «растровая графика» студентам и учащимися  старших классов в рамках элективных или факультативных курсов. Данный электронный учебник содержит полный курс по растровой графике, включает в себя теоретическую, практическую части и блок проверки знаний. В  связи с этим ЭУ может использоваться полностью самостоятельно для изучения темы, без использования какой-либо дополнительной литературы.

Компьютерная графика  – это область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютера. Компьютерная графика распространяется с огромной скоростью, внедряюсь  во все сферы деятельности. Она  применяет как в профессиональных целях, так и в целях любительских. Поскольку компьютерная графика  со временем не теряет своей популярности, а лишь наоборот приобретает ее, то преподавание курса графики имеет  большое значение для общества в  целом. Особое внимание в курсе компьютерной графики уделяется созданию иллюстраций  и редактированию изображений. В  данном курсе в соответствии с  целями рассматривается графический  редактор Adobe Photoshop CS2,  в качестве наиболее показательной, мощной и современной системы работы с растровой графикой.

Цели курса:

Дать общую информацию о компьютерной графике

Раскрыть тему «растровая графика» в лекционной части.

Научить использовать возможности  графического редактора Adobe Photoshop CS2 для решения конкретных задач.

Научить основным приемам  рисования и редактирования изображений.

Улучшить навыки работы с  файлами.

Развивать умение видеть проблему, формулировать цели, прогнозировать результат своих действий, проектировать  пути решения задачи.

Развить пространственное, образное мышление.

Сформировать отношения  к компьютеру как инструменту для творчества, созидания, реализации своих потребностей.

Электронный учебник рассчитан  не только на подачу материала учащимся, его закреплению и проверке полученных знаний, кроме этого он ставит целью  активизировать познавательную деятельность, заинтересовать. Имеет такое устройство, которое способствуют не только  изучению графических пакетов, но и помогают  ученикам разобраться  в закономерностях форм и пространства, учат гармоничному сочетанию цветов в своих работах, развивают творческое  образное мышление, что  в итоге влияет на самосовершенствование личности человека.

Предлагаемый ЭУ может  использоваться как для самостоятельной  подготовки при изучении темы «растровая графика», так и в качестве справочных материалов. Однако адаптирован он для использования в учебном  процессе, поскольку теоретический  материал разбит на лекции, а практический выполнен в виде лабораторных работ.

Лекционная и практическая части структурированы специальным  образом. Возможно не линейное изучение лекционного материала, по желанию  преподавателя, или в зависимости  от количества часов. Практические занятия рекомендуется проводить последовательно, поскольку составлены они по принципу «от простого к сложному». Также возможно чередование лекционных и практических занятий. Каждое занятие рассчитано на два академических часа, проведения занятий парами является желательным, в основном это связано с объемными лабораторными работами.

Возможны вариации по организации  учебного процесса с использованием данной разработки. Так, например, если учащиеся с трудом могут воспринимать информацию с экранов компьютера, целесообразно включить в занятия  рассказ учителя, опираясь на лекционный материал ЭУ. При этом ЭУ может быть использован как некий конспект, или к нему можно обратиться для  демонстрации иллюстраций, чтения и  записи терминов и определений. Чтобы  учащиеся могли воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Также  в тексте лекций предложен ряд  вопросов для самопроверки, которые  могут использоваться преподавателем в качестве промежуточного контроля усвояемости материала курса. Лабораторные работы подготовлены целиком для  самостоятельного изучения и выполнения. По окончании изучения теоретического материала и выполнения лабораторных работ в качестве итогового контроля рекомендуется использовать возможность  проверки знаний с помощью тестового  задания, или задания-кроссворда. Такое  логическое завершение темы «растровая графика» позволит учащимся вспомнить, уточнить, структурировать полученные знания и навыки. Целесообразно также  проведение занятий в форме семинаров  по теме «растровая графика» с подготовкой  учащимися докладов или рефератов  по теме.

Такие занятия позволят расширить  кругозор, знания учащихся, а также  стимулировать познавательную активность, повлиять на становление навыков  самостоятельной работы, самоконтроля, навыков работы электронными материалами, восприятию информации с экрана монитора, работы с дополнительной литературой.

2.3.2. Пути  дальнейшего совершенствования

Разрабатывая электронный  учебник важно заранее запланировать  какие возможности будут реализованы  в учебнике, какие возможности  не будут реализованы, какие могут  быть добавлены позже, какие в  принципе не могут быть добавлены  в сиу средств, использующихся при  разработке.

Возможности разработанного электронного учебника во многом схожи  с другими подобными учебниками, поскольку он разрабатывался, опираясь на требования к ЭУМ.

Информация о работе Электронные учебные материалы