Электронные учебные материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка ЭУМ и педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.
Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.
Изучить различные средства создания ЭУМ.
Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».
Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика» .
Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».
Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1. Информационные технологии в образовании 5
1.1.1. Использование информационных технологий в учебном процессе 5
1.1.2. Место электронных учебных материалов в образовательном процессе. 7
1.2. Электронные учебные материалы 12
1.2.1. Общая характеристика 12
1.2.2. Преимущества ЭУМ 13
1.2.3. Классификация электронных учебных материалов 15
1.2.4. Требования к ЭУМ 19
1.2.5. Принципы разработки 23
1.2.6. Структура 28
Глава 2 32
2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМ 34
2.1.3. Этапы создания ЭУМ 36
2.2. Структура и содержание ЭУМ 40
2.2.1. Структура электронных учебных материалов 40
2.2.2. Теоретическая часть 42
2.2.3. Практическая часть 45
2.2.4. Система контроля 50
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 53
2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ 53
2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования 56
Заключение 59
Список литературы 62
приложение 66

Вложенные файлы: 1 файл

Лабораторная №1, №2.docx

— 909.60 Кб (Скачать файл)

 Хрестоматия - сборник  текстов, иллюстрирующих содержание  учебника. В состав хрестоматии  могут входить документы, литературные  произведения и фрагменты из  них. Важное место в хрестоматии  занимают методические указания, в которых разъясняются особенности  включенного текста, раскрывается  его связь с учебным материалом.

 Учебно-методические  издания. Этот вид изданий включает  материалы по методике преподавания  учебной дисциплины, изучения курса,  контрольных работ, организации  самостоятельной работы учащихся. В них дается характеристика  методов овладения дисциплиной  и подготовки различных заданий,  а также дипломных и курсовых  работ.

Контролирующие издания. Ключевое место в этой группе занимают компьютерные тестирующие программы, которые обеспечивают, с одной  стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимают  на себя рутинную часть текущего или  итогового контроля.

 База данных - упорядоченная  совокупность данных и их интерпретации,  предназначенных для накопления, хранения и обработки с помощью  ЭВМ.

Виды ОЭИ по характеру  представляемой информации

Учебный план, Учебная программа, Методические указания, Методические руководства, Программы практик, Задания  для практических занятий, Учебник, Учебное пособие, Конспект лекций, Курс лекций, Практикум, Хрестоматия, Книга  для чтения

Виды ОЭИ по форме изложения

По форме изложения [29] материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

конвекционные учебные издания,

программированные учебные  издания,

проблемные учебные издания,

комбинированные, или универсальные  учебные издания.

Конвекционное учебное издание  реализует информационную функцию  обучения. Программированное учебное  издание имеет форму разветвленной  или линейной программы. Такой учебник  ориентирован прежде всего на самостоятельную  работу учащихся. Проблемное учебное  издание базируется на теории проблемного  обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний. Комбинированное, или универсальное - содержит отдельные элементы перечисленных  моделей.

Виды ОЭИ по природе  основной информации[30]

текстовое (символьное) электронное  издание

изобразительное электронное  издание

звуковое электронное  издание

программный продукт

мультимедийное электронное  издание

Виды ОЭИ по характеру  взаимодействия пользователя и электронного издания

детерминированное электронное  издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем  и не могут быть изменяемы пользователем;

недетерминированное электронное  издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем  в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью  алгоритмов, определенных издателем.

Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных  средств учебного назначения. Можно  использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор  этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и  методических принципов) никто, кроме  преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной  системой, отражающей научные и методические взгляды автора.

1.2.4. Требования  к ЭУМ

Говоря о ЭУМ, необходимо определить некие требования к разработчикам. Это и требования содержания курса, требования оформления, навигации и  т.д. [7]

Требования к текстовому наполнению.  Текстовые материалы  должны быть разработаны или на основе ранее изданных учебных пособий  или на новых методических разработках, прошедших экспертизу. Текстовое  наполнение ЭИ должно соответствовать  требованиям, предъявляемым к традиционным полиграфическим изданиям в части литературного редактирования и верстки. Должны быть организованы гиперссылки, то есть возможность быстрого перехода к нужному материалу, внутри учебного курса. А также ко внешним источникам, например, к сети интернет. Необходимым элементом является возможность быстрого поиска по ключевым словам.

Требования к визуальному  и звуковому ряду. Набор иллюстраций  должен существенно расширять визуальные представления о предмете ЭИ по сравнению  с печатными изданиями. Наряду со статичными изображениями, должны использоваться мультимедийные иллюстрации. Желательно использование таких визуальных решений, как трехмерная графика, виртуальные  объекты и панорамы, видеоклипы. «Использование мультимедиа, аудио- и видео компонент повышает наглядность представления материала. За счет этого возможно резкое увеличение количества пользователей и эффективности использования электронного пособия».[14] При необходимости в состав ЭИ могут быть включены звуковые ресурсы, иллюстрирующие текстовую и визуальную информацию. Должна быть разработана система индексов для доступа к просмотру иллюстративного ряда, а также звуковых ресурсов.

Требования к тестовому  наполнению (тестовые задания) Раздел тестовых заданий должен быть основан  на программных моделях, позволяющих  формализовать содержательные задания, обеспечить ввод ответов, обработку  результатов и оценку действий пользователя. Должна быть установлена связь между  тестовыми заданиями, ответами к  ним и темами ЭИ, на знание которых  производится тестирование. Тестовые задания должны быть структурированы  по темам. Выбор конкретного задания  в процессе тестирования должно производиться  случайным образом из набора однотипных вариантов. Тестовые задания могут  быть ранжированы по уровням сложности  с возможностью автоматического  повышения или понижения уровня сложности заданий в процессе тестирования. Желательно предусмотреть  возможность прохождения теста, как с ограничением времени, так и без ограничений. База данных тестовых заданий должна быть открыта для редактирования и расширения преподавателем.

Требования к интерфейсу ЭИ. Интерфейс должен быть организован  с учетом пользователя и того, где  и каким образом будут использованы конкретные ЭУМ. В составе ЭИ должны быть выделены разделы, интерфейс которых  ориентирован на детское восприятие. В то же время, интерфейс разделов, предназначенных, в первую очередь, для работы преподавателя, не должен быть перегружен элементами (подсказками, динамическими элементами навигации, звуковыми эффектами и т.д.), не связанными с непосредственным восприятием  содержательной информации. Интерфейс  должен отвечать требованиям интуитивности  и дружественности (user friendly).[8] Интерактивные элементы должны быть выделены таким образом, чтобы пользователь мог легко обнаруживать активные зоны экрана.

При использовании крупных  текстовых блоков или длинных  списков, выходящих по высоте за пределы  экрана, следует наряду со скроллингом  использовать систему гиперссылок  внутри текста для быстрого перехода к требуемой странице, разделу  или фрагменту.

Интерфейс выполнения тестовых заданий должен предоставлять возможность  ознакомиться с заданием и правилами  его выполнения перед тем, как  начнется отсчет времени, отведенного  на тестирование.

Интерфейс редактирования и  обновления базы заданий должен предоставлять  преподавателю возможность изменять информационные ресурсы, используемые в тестовых заданиях.

Интерфейс тестовых заданий  должен допускать выбор режима тестирования (количество попыток, ограничение времени  на ответ, и т.п.).

Система навигации ЭИ должна соответствовать структуре основных разделов, обеспечивать переходы к  любым информационным ресурсам за минимальное  число действий пользователя. Элементы навигации должны, как правило, снабжаться текстовыми подсказками, облегчающими понимание их работы.

Требования к оформлению ЭИ. Художественное решение, положенное в основу оформления ЭИ, должно определяться предметной направленностью издания. Оформление должно быть выполнено с  учетом того, что ЭИ используется как  преподавателем, так и учащимся. При необходимости, в составе  ЭИ должны быть выделены разделы, оформление которых ориентировано на детское  восприятие с учетом возрастной группы, которая будет работать с данным изданием. В то же время, оформление разделов, предназначенных, в первую очередь, для работы преподавателя  при подготовке к уроку, не должно содержать элементы (сложные шрифтовые  решения, перегруженные фоны, анимированные  объекты и т.д.), отвлекающие от работы с информационными ресурсами.

Оформление ЭИ должно обеспечивать максимально эффективное восприятие пользователем текстовой и графической  информации, являющейся основным содержанием  издания. Следует избегать цветовых и графических решений, затрудняющих чтение текстовой информации. Начертание шрифтов должно обеспечивать одновременно и легкое распознавание полного  набора символов (как отдельных элементов), и восприятие любого слова или  текстового блока как единого  визуального образа.

Верстка текстовых информационных ресурсов должна быть выполнена в  соответствии с правилами, принятыми  в полиграфии.

Технические требования к  ЭИ. Техническая реализация ЭИ должна обеспечивать возможность полного  использования информационных ресурсов как на локальном компьютере, так  и в локальной сети образовательного учреждения. Должно быть обеспечено функционирование ЭИ под управлением операционных систем, преемственных по отношению  к существующим версиям. Должна быть предусмотрена возможность обновления текстового наполнения, иллюстративного  ряда и набора тестовых заданий ЭИ. Работа с ЭИ не должна требовать  установки на компьютер пользователя каких-либо программ, не распространяемых в составе ЭИ. Процедура установки  и удаления с компьютера программного обеспечения, входящего в состав ЭИ, должна сводиться к стандартным процедурам и не должна требовать от пользователя специальной квалификации.

Кроме того, учебник должен включать характеристику методов получения  и использования знаний в конкретной области, методологические основания  базовых законов и закономерностей  функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы  деятельности, ключевые проблемы и  важнейшие тенденции развития этой науки или сферы деятельности. При этом теоретические и прикладные вопросы должны рассматриваться  в учебном материале во взаимосвязи, а характеристики знаний и их использование  даваться последовательно.

1.2.5. Принципы  разработки

Вначале разработки электронного учебника разрабатывается структурная  схема учебника, включающая модель представления знаний, иерархический  многоуровневый каталог модулей  и понятий, навигатор ссылок и  связей с приложениями. И только после утвержденной структуры формируется  наполнение теоретическими материалами, производится разработка контроля знаний, подбираются необходимые средства мультимедиа и т.д.

Приступая к разработке серьёзного образовательного электронного продукта, необходимо ориентироваться на следующие  положения[8]:

Учебно-методические комплексы (УМК) представляют собой образовательные  электронные издания, предназначенные  для информационной и методической поддержки учебного процесса.

УМК призваны обеспечить максимально  эффективное использование современных  компьютеров и компьютерных сетей  для решения образовательных  задач в соответствии с отечественной  педагогической традицией.

Основу информационного  наполнения могут составлять материалы  традиционных учебных изданий, прошедших  практическую апробацию в системе  образования и рекомендованных  органами управления образования для использования в школах, а также авторские методические разработки, прошедшие экспертизу ЛОИРО или других экспертных образовательных учреждений.

При создании УМК неприемлемым является формальный перевод печатных изданий в электронную форму, не приводящий к появлению качественно  новых форм работы с информационными  ресурсами; как информационный ряд, так и технологические и методические возможности его использования  должны быть существенно расширены  и дополнены.

Использование УМК не предполагает отказ от традиционных форм и методик  преподавания, напротив, при разработке УМК должна быть обеспечена максимальная преемственность традиционных и  новых образовательных технологий. При этом УМК должен обеспечивать методическую поддержку использования  педагогами и учащимися новых  возможностей информационных технологий в образовательном процессе.

ЭУ в силу преемственности  наследует базовые дидактические  принципы конструирования книжного. Во-первых, ЭУ как модель педагогической системы должен отображать цели, содержание, дидактический процесс, формы организации. Во-вторых, содержательную (предметную) часть ЭУ необходимо разрабатывать  в соответствии с принципами дидактики  высшей школы, такими, как научность, систематичность – системность, связь теории с практикой, сознательность и самостоятельность обучения, единство конкретного и абстрактного, прочности  знаний. В-третьих, содержание материала  должно обеспечивать развитие процессуальных умений и навыков логического  и образного мышления, творческого  потенциала обучаемых.

Информация о работе Электронные учебные материалы