Электронные учебные материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка ЭУМ и педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.
Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.
Изучить различные средства создания ЭУМ.
Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».
Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика» .
Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».
Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1. Информационные технологии в образовании 5
1.1.1. Использование информационных технологий в учебном процессе 5
1.1.2. Место электронных учебных материалов в образовательном процессе. 7
1.2. Электронные учебные материалы 12
1.2.1. Общая характеристика 12
1.2.2. Преимущества ЭУМ 13
1.2.3. Классификация электронных учебных материалов 15
1.2.4. Требования к ЭУМ 19
1.2.5. Принципы разработки 23
1.2.6. Структура 28
Глава 2 32
2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМ 34
2.1.3. Этапы создания ЭУМ 36
2.2. Структура и содержание ЭУМ 40
2.2.1. Структура электронных учебных материалов 40
2.2.2. Теоретическая часть 42
2.2.3. Практическая часть 45
2.2.4. Система контроля 50
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 53
2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ 53
2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования 56
Заключение 59
Список литературы 62
приложение 66

Вложенные файлы: 1 файл

Лабораторная №1, №2.docx

— 909.60 Кб (Скачать файл)

Данные принципы необходимо дополнить новыми, которые следует  соблюдать при конструировании  ЭУ: краткого и нелинейного изложения  материала; полноты представления  учебного материала; оптимального и  комплексного использования средств  наглядного представления информации, возможностей моделирования, проведения расчетов, оперативного представления  графики; открытости и гибкости; интерактивности; управления обучением на основе обратной связи; целеполагания; контроля стартовых знаний; дозированной помощи; контроля и самоконтроля; электронного конспекта; наличия блока рефлексии.

В работах разных специалистов, педагогов, занимающихся данным вопросов, выделяются различные принципы создания ЭУМ. Наиболее общими принципами можно  назвать такие, как:

1. принцип программированного  обучения[9],  т.е. ЭУ должен регулировать познавательную деятельность учащихся, создавать необходимые и достаточные предпосылки для подготовки учащихся по всему учебному курсу согласно целям обучения.

То есть, ЭУ должен содержать  ряд методических указаний, регулирующих познавательную деятельность учащихся и действия преподавателя, а не только материал по изучаемому курсу. ЭУ также  должен сочетать в себе разнообразные  способы работы (теория, практика, самостоятельные  работы, исследования, сочинения и  т.п.…) и оптимально их сочетать. Учебник должен служить основой самообразования.

2. Принцип нелинейного  изложения материала предполагает  наличие в структуре ЭУ инвариантного  (базового) и вариативных (повышенной  сложности, профессиональной направленности) модулей, блоков задач и практических  заданий разного уровня трудности  и сложности. При построении  инвариантного фрагмента ЭУ рекомендуется  придерживаться следующей схемы:  теоретический материал – примеры  решения типовых задач – контрольные  вопросы – упражнения и задания  – контроль и самоконтроль. При  изложении материала обязательным  является соблюдение принципа  краткого изложения. ЭУ должен  конструироваться с соблюдением  принципа полноты представления  учебного материала по дисциплине, что предполагает включение в  ЭУ учебных программ, материалов  учебников, учебно-методических  и методических пособий по  дисциплине. [10, 17]

3. Принцип интерактивности  обеспечивает реализацию принципов  управления обучением: целеполагания,  управления процессом обучения, контроля и коррекции обучения  и оказания помощи, самоконтроля  и самокоррекции. Принцип целеполагания (целенаправленности) рассматривается как целенаправленное обеспечение обучаемого информацией о глобальных, этапных и оперативных целях изучения дисциплины; о степени достижения цели обучаемым, как стимуляция видов познавательной деятельности обучаемых, которые нужны для достижения указанных целей. Организация процесса обучения с использованием ЭУ осуществляется посредством настройки сценариев самостоятельного освоения учебного материала и сценариев занятий, позволяющих менять структуру дидактического процесса, отображаемого в построении учебника, в соответствии с методами и организационными формами. Осуществление контроля и коррекции, оказание помощи реализуется на основе обратной связи, которая предполагает обеспечение двустороннего диалога,  предоставление обучаемому задавать вопросы. Рекомендуется выделять два типа контроля и самоконтроля. Первый – текущий контроль ответов на вопросы, этапов решения задач и выполнения практических заданий на основе эталонного сравнения; второй – промежуточный или итоговый контроль полноты и глубины изучения материала на основании эталонного сравнения и статистической обработки результатов. Принцип дозированной помощи означает, что система помощи должна быть многоуровневой, адаптируемой или настраиваемой преподавателем в соответствии с педагогическими задачами и уровнем обучаемого. Мера помощи не должна превышать уровень обучаемого.

4. Принцип контроля стартовых  знаний обоснован необходимостью  диагностики обучаемого перед  началом изучения курса с целью  обеспечения дифференциации или  индивидуализации обучения, определения  меры помощи. ЭУ необходимо строить  с соблюдением принципов открытости  и гибкости, которые означают  предоставление возможности как  модификации предметного материала,  так и модификации в части  управления процессом обучения.

5. Принцип оптимального  и комплексного использования  современных компьютерных средств  наглядного представления информации, возможностей моделирования процессов и объектов, проведения сложных расчетов, составления графических чертежей направлен на повышение понимания материала, развитие творческих способностей, обеспечивает деятельностный подход к обучению.

6. Принцип электронного  конспекта означает предоставление  обучаемому возможности создания  обучаемым электронных конспектов  на основе материала учебника  и результатов выполненных практических  заданий, сохранения их в файлы  или распечатки на бумаге. Реализация  данного принципа освобождает  обучаемых от рутинных операций, превращает их в акт преобразующей  деятельности, активизирует интеллектуальную  деятельность, позволяет систематизировать  учебный материал учебника по  собственному усмотрению обучаемого.

7. Системные подход [11] к созданию электронных пособий. Системный подход рассматривает объект как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и обладающих системными свойствами. Позволяет не ориентировать учебное пособие на конкретную группу пользователей, но создавать его таким образом, что им может воспользоваться практически любой. В зависимости от потребностей и уже имеющихся знаний, пользователь сам выбирает материал для изучения, его объем, технологию обучения [12].

Основными условиями эффективного использования ЭУ является: наличие  системы гиперсловаря и справочных указателей, поисковых средств, удобной  системы навигации, для сетевых  учебников – предоставление возможности  доступа к дополнительным учебным  материалам, размещенным в сети Интернет, а также наличие блока рефлексии  – специального блока с возможностью накопления результатов рефлексии  в процессе обучения, что обеспечивает самостоятельность и активность учения. Новым условием является предоставление средств сворачивания информации посредством  различных средств семиотики, что  способствует развитию памяти и образного  мышления. Однако, на наш взгляд, здесь  необходимы серьезные теоретические исследования. Желательно включение в конструкцию ЭУ блока мотивации, которая может быть осуществлена на основе стимулирования обучаемых посредством наглядного представления степени достижения цели, предметной наглядности содержания изучаемой темы, проблемности, примеров социальной значимости излагаемого материала. И, наконец, при конструировании ЭУ необходимо соблюдать психологические принципы работы с экранной информацией (размер окна, цветовые и шрифтовые выделения, фон, организация «минуток релаксации»).

1.2.6. Структура

К настоящему времени сформировались определенные требования, отличающие качественный ЭУМК и определяющие его  содержание и оформление, методические и программно-технические требования к ЭУМК и его компонентам. Наиболее полным считается комплекс, содержащий следующие компоненты: [25]

Обложка должна быть по возможности  красочной. Для этого следует  оформить ее с помощью графических  вставок и фонов.

 Титульный экран содержит  название ЭУМ, информацию о  вышестоящей организации (например, о министерстве), авторских правах, дате издания, организации –  разработчике, авторах и т.п.

Оглавление является очень  важным структурным элементом электронного учебника. Оно должно быть достаточно подробным, но при этом, максимально  обозримым, чтобы работать с оглавалением было удобно. Естественно, что в оглавлении должны быть ссылки на все доступные  разделы ЭУМ.

Аннотации – в которой  даны краткие сведения об издании  учебника, его преимуществах и  кому оно адресовано [11]

Полное изложение учебного материала. наличие в нем текста, графиков, таблиц, иллюстраций, анимационных и видеовставок, звуковых фрагментов. На каждой странице учебника в явном  виде должны быть представлены только текст, небольшие графические элементы, вставленные непосредственно в текст, краткое содержание текущей страницы (возможно, в виде блок-схемы), а также элементы управления

Краткое изложение учебного материала имеет достаточно веские основания для существования  в электронном учебнике наряду с  полным учебным материалом. Обычно оно представляется в виде так  называемого схемокурса, т. е. в графическо-текстовом  виде, а точнее – в виде структурных  блок-схем. Такое представление дает другой ракурс для рассмотрения изучаемого материала.

Дополнительная литература может присутствовать не только в  виде перечня. Предпочтительно иметь  вместе с учебником также и  весь текст дополнительной литературы.

практикум, предназначенный  для выработки умений и навыков  применения теоретических знаний, полученных при изучении учебного пособия, с  примерами выполнения заданий и  анализом наиболее часто встречающихся  ошибок [27]

Система контроля, реализующие  функции контрольного блока для  проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала. Контроль должен быть всеохватывающим, хорошо контролирующим уровень знаний и при  этом обучающий.[28] Контроль может быть для самостоятельной проверки знаний и умений, так и контроль по изучению отдельных тем и курса в целом, результаты этого контроля должны быть доступны для просмотра преподавателем.

Функция поиска текстовых  фрагментов должна допускать ввод довольно длинной строки символов или целого абзаца текста. Найденные в конкретных статьях слова должны подсвечиваться или выделяться другим цветом или  шрифтом.

Список авторов. содержит не только список авторов содержательной части учебника, но и список разработчиков  его компьютерного варианта.

Справочник, глоссарий содержащий справочные данные, таблицы, определения, словарь терминов по дисциплине[27]

Справочная система по работе с управляющими элементами ЭУ. Описание всех экранных кнопок и наиболее общих способов манипулирования  информацией с помощью указателя  мыши и клавиатуры компьютера при  изучении содержания учебника.

руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной  работы), включающее в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала  и выполнения практических заданий, указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала  на заданном уровне, по рациональному  чередованию и использованию  всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы.[5] Цель модуля методической поддержки состоит в оказании практической  помощи учителю в поиске и выборе методических путей решения проблемы развития личности школьника, его творческих способностей.[22]

Наличие всех представленных выше структурных элементов, конечно, не обязательно, но для создания качественного  электронного учебника, желательно их присутствие, при этом все составные  части учебника или ЭУМ должны быть связаны посредством гиперссылок, так чтобы, из любого части учебника можно было попасть в нужную часть.

Выводы: На фоне общего стремления к наибольшей индивидуализации образовательного процесса, использование ЭУМ крайне актуально. Электронные учебные материалы имеют массу преимуществ перед печатными учебниками, наиболее показательное отличие – это интерактивность ЭУМ. Поэтому их внедрение является обоснованным.

При создании ЭУМ необходимо соблюдать некоторые общие требования, это прежде всего требования к  содержанию и оформлению. ЭУМ не должны копировать бумажный учебник, а  должны стать новым способом получения  и проверки знаний, умений и навыков. Для этого желательно предоставление не только текстового материала, но и  системы, позволяющей контролировать знания. ЭУ должен иметь возможность  в некоторой степени заменить учителя, открывая новые возможности для самостоятельной работы.

Выводы по главе

Последнее время особо  сильно проявляется тенденция к  информатизации образования. Это связано прежде всего с развитием компьютерных технологий, которые с каждым днем все предоставляют все больше возможностей для всех сфер жизни человека. Компьютеры становятся все доступнее, и как следствие, появляется стремление внести нечто новое в образовательный процесс, совершенствовать его, используя новые технологии решить множество накопившихся проблем, обеспечить наивысшую индивидуализацию обучения, расширить возможности, открыть новые перспективы развития образования. Одним из основных на данном этапе примером внедрения НИТ в образование является нарастание популярности электронных учебных материалов.

Однако, проблем с использованием ЭУМ все еще остается много, прежде всего это связано с недостаточной  оснащенностью школ и других учебных  заведений, и кроме того с неподготовленностью  учительских кадров к использованию  новых технологий. Проблемой является и то, что на пике популярности ЭУМ их создается огромное количество, при этом большинство из них ненадлежащего качества, или непригодны для учебного процесса в силу ряда причин. Поэтому сейчас к ЭУМ выдвигаются жесткие требования, главное из которых состоит в том, что электронный учебник не должен банально повторять учебник в печатной форме, он должен вносить нечто новое, к примеру путем использования мультимедийной информации, электронные материалы должны стремиться к интерактивности. И помимо все перечисленного для электронных учебных материалов необходима разработка своих методических рекомендаций по их использованию.

 

Глава 2

 

2.1. Подготовительный этап

 

2.1.1. Анализ существующих  ЭУМ по растровой графике

Прежде чем начать работу над созданием ЭУМ по выбранной  теме, возникает необходимость  рассмотрения и анализа существующих электронных  книг, учебников, курсов. Естественно, компьютерная графика крайне актуальна  последнее время. Абсолютно обоснованно  можно утверждать, что наряду с  профессиональным обучением компьютерной графике, прикладным пакетам, актуальным для подготовки специалистов индустрии телевидения, рекламы и дизайна, необходимо говорить и об общем обучении графике, цели которого должны быть ориентированы на приобретение учащимися знаний о важном направлении в компьютерной индустрии, а также большой части прикладных программ для работы с графикой. Все направления образования должны в какой-то степени развивать творческие способности учащихся. Особое значение в теме «Компьютерная графика» должно уделяться практическому освоению технических средств, креативному подходу в изучении средств работы с графической информацией. Компьютерная графика и анимация – наиболее мощное средство творческой реализации учащихся.

Поэтому по данной теме существует множество совершенно различных  разработок. Как показывает практика, большинство из них не выполняют  основного требования ЭУМ – наличие  некой интерактивности, мультимедийной информации. То есть большинство доступных  материалов по теме «компьютерная графика»  это копия печатного учебника в электронном формате, соединенными гиперссылками в качестве системы  навигации. Это, конечно, не совсем правильно.  ЭМ способны использовать массу возможностей ИТ, а сейчас это в основном только погоня за доступностью информации.

На рынке обучающих  систем появляется с каждым днем все  больше программных продуктов, именно для использования их в учебном  процессе, или также для самостоятельной  работы дома. По растровой компьютерной графике в том числе существует множество разработок, но обычно она  включается в раздел информатики, так  например, широко известные программные  продукты от фирмы «Кирилл и Мефодий». Но даже в таких больших и проектах обычно учебник представляет собой  предоставленный теоретический  материал. Что говорить, о материалах доступных в сети Интернет, обычно, это печатные книги, переведенные в  электронный вариант. И говорить об использовании их в учебном  процессе непозволительно, ведь, для  них не разработаны ни методические указание, планы занятий и т.д..

Информация о работе Электронные учебные материалы